«За добро плати добром»
Мастерская нравственных ценностей. 8 класс (2 урока). (По рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии учебных педагогических мастерских.
Образовательный аспект:
- Способствовать формированию представления о действующих героях рассказа, о событийной его стороне.
- Показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества.
Развивающий аспект:
- Способствовать формированию умений и навыков учащихся в самостоятельной работе с литературными текстами.
- Способствовать совершенствованию умений анализа лирических произведений.
Воспитательный аспект:
- Воспитывать в человеке стремление к прекрасному внутри себя, к самосовершенствованию.
- Воспитывать интерес к творчеству К. Г. Паустовского и к литературе в целом.
Ход урока-мастерской
- Ребятам предлагается прослушать стихотворение Николая Алексеевича Рубцова «Русский огонек» и найти самые главные строки в нем.
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
(Это эпиграф к уроку и тема урока «За добро плати добром»).
- Что такое добро? Как вы понимаете это слово? Какие ассоциации рождаются у вас, когда вы произносите слово «добро»?
- Самостоятельная работа с текстом рассказа И. А. Бунина «Лапти».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Нефед пошел за лаптями в метель? 2. Что затронуло вас в облике матери?
- Матери также больно, как и ребенку, его боль она ощущает, как свою собственную. (Ж. Краева, 2004 г.)
- Она плачет от сознания своего бессилия, от невозможности помочь своему ребенку. (А. Сенников, 2006 г.)
Чтение учителем стихотворения Расула Гамзатова «Мама».
Мама
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на уста солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину, -
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
- Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
(перевод с аварского Я. Козловского)
(После чтения стихотворения ученики записывают запомнившиеся строчки, слова и обмениваются ими).
- А что для вас значит слово «мама»? Подберите одно самое яркое определение.
- Мама – это свет жизни (С. Хозяшев, 2004 г.).
- Мама – единственная, одна на всю жизнь (А. Тебенькова, 2004 г.).
- Мама – милая, родная, любимая (К. Буркова, 2006 г.).
Дома вами прочитаны два произведения – это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и отрывок из его же книги «Золотая роза».
- Можно ли между этими двумя произведениями поставить знак равенства? Почему? Чем отличается история создания рассказа от самого рассказа? Кто вам интересен в рассказе?
(По этому принципу делимся на две группы).
Примерный план характеристики героинь.
Настя. |
Катерина Петровна. |
|
|
(В ходе работы с текстом учащиеся создают свои афиши – презентации героев и вывешивают их в конце на доску).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
- Голоса автора в этом рассказе почти не слышно. Наша с вами задача – проникнуть в «тайну личности» писателя, понять его своеобразие, то есть то, что принято называть творческой индивидуальностью.
Рассказ «Телеграмма» - рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.
- Как же так могло случиться, что Настя забыла о матери, а Катерина Петровна не дождалась своей дочери? Какую заповедь нарушила Настя? Осознала ли она это?
(На доске – пятая заповедь Божья: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле»).
- Почему в названии темы урока мы взяли слова Тихона? Какие «зарубки на сердце» остались у вас? (Свои размышления учащиеся пишут на бланках телеграмм, специально подготовленных к этому занятию).
Из размышлений учеников:
Я понял, что надо чтить своих родителей, не забывать их, помогать им не только материально, но и духовно, ведь им важно наше присутствие. Мама и папа вложили все свои силы, чтобы нас воспитать, выучить. И если мы хоти, чтобы наши дети не отнеслись к нам так, как Настя в рассказе Паустовского, мы должны сами дать им пример и заботиться о своих родителях.
(И. Упоров)
Говорят: «Не суди, да не судим будешь». Настя, конечно, виновата, но и её можно понять, так как она сама строит свою жизнь, свое будущее. И мне кажется, что все же это не самое главное. Главное в жизни – это любовь, а её у Насти не было. А я думаю, что у меня все будет хорошо, потому что я очень люблю своих родителей, своих маму и папу, и не важно какие они. Ведь родителей не выбирают.
(А. Головин)
«Эту-то душу он любил в ней…»
(По роману «Война и мир» Л. Н. Толстого). 10 класс.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока повторения учебной информации средствами технологии учебных педагогических мастерских.
Образовательный аспект:
- Способствовать формированию представления об образах героинь романа.
- Показать красоту человеческой души.
Развивающий аспект:
- Способствовать формированию умений и навыков учащихся в самостоятельной работе с материалами литературоведческого характера.
- Способствовать совершенствованию умений анализа лирических произведений.
Воспитательный аспект:
- Воспитывать в человеке стремление к прекрасному внутри себя, к самосовершенствованию.
- Воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого и к литературе в целом.
«Человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, та внутренняя духовная работа,
которой не знали ни князь Василий, ни Анна Павловна, ни Элен».
Л. Н. Толстой.
Ход занятия
…что есть красота
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- На какой вопрос пытается найти ответ автор этих строк?
- Чем для вас отзывается слово «красота»? какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
- Какие пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «красота» (или однокоренными словами) вы можете привести?
(«Не родись красивой, а родись счастливой», «Красота спасет мир», «Красна изба пирогами, а человек - делами» и др.).
- Какой смысл вложен народной мудростью в эти строки?
- Что же главное в человеческой красоте?
Н. А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».
Задание: выписать «характеристики» человеческих лиц.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
- К кому чаще применяется эпитет «красивый, красивая»? (К женщине).
У каждого писателя, поэта, человека есть свой идеал женщины, героини. С какими идеалами мы уже знакомы? (Тургенев – свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу; Пушкин, Гончаров – это сильная натура, способная на самопожертвование, она романтичная). А у Толстого есть свой идеал?
- Сейчас вы поработаете самостоятельно с отрывками из книги Н. Г. Долининой «По страницам «Войны и мира». Мы знаем с вами, что в романе очень много героев (около 500), среди них немало и женских образов, среди которых и идеал автора. Вы выберете для себя близкую вам героиню и, работая, ответите на вопросы:
- какой увидели героиню на страницах книги Долининой?
- каково ваше представление об этой героине?
- определите ведущую черту характера героини, изобразив её в виде символа.
После индивидуальной работы идет объединение в группу, где идет обсуждение символов и своих наблюдений (в результате должны появиться две группы героинь: с «истинной» и «ложной» красотой).
Определение идеала героини Толстого (работа с эпиграфом на доске).
Вывод: Что же такое красота – «сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?
Рефлексия: пятиминутное эссе – ответ на вопрос.