Мастерская нравственных ценностей как форма проведения урока литературы

Разделы: Литература


«За добро плати добром»

Мастерская нравственных ценностей. 8 класс (2 урока). (По рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»).

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии учебных педагогических мастерских.

Образовательный аспект:

  • Способствовать формированию представления о действующих героях рассказа, о событийной его стороне.
  • Показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества.

Развивающий аспект:

  • Способствовать формированию умений и навыков учащихся в самостоятельной работе с литературными текстами.
  • Способствовать совершенствованию умений анализа лирических произведений.

Воспитательный аспект:

  • Воспитывать в человеке стремление к прекрасному внутри себя, к самосовершенствованию.
  • Воспитывать интерес к творчеству К. Г. Паустовского и к литературе в целом.

Ход урока-мастерской

- Ребятам предлагается прослушать стихотворение Николая Алексеевича Рубцова «Русский огонек» и найти самые главные строки в нем.

За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
(Это эпиграф к уроку и тема урока «За добро плати добром»).

- Что такое добро? Как вы понимаете это слово? Какие ассоциации рождаются у вас, когда вы произносите слово «добро»?

- Самостоятельная работа с текстом рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему Нефед пошел за лаптями в метель? 2. Что затронуло вас в облике матери?

- Матери также больно, как и ребенку, его боль она ощущает, как свою собственную. (Ж. Краева, 2004 г.)

- Она плачет от сознания своего бессилия, от невозможности помочь своему ребенку. (А. Сенников, 2006 г.)

Чтение учителем стихотворения Расула Гамзатова «Мама». 

Мама

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на уста солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину, -
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня,
- Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня.
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.

По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски – ласково «баба».
(перевод с аварского Я. Козловского)

(После чтения стихотворения ученики записывают запомнившиеся строчки, слова и обмениваются ими).

- А что для вас значит слово «мама»? Подберите одно самое яркое определение.

- Мама – это свет жизни (С. Хозяшев, 2004 г.).

- Мама – единственная, одна на всю жизнь (А. Тебенькова, 2004 г.).

- Мама – милая, родная, любимая (К. Буркова, 2006 г.).

Дома вами прочитаны два произведения – это рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» и отрывок из его же книги «Золотая роза».

- Можно ли между этими двумя произведениями поставить знак равенства? Почему? Чем отличается история создания рассказа от самого рассказа? Кто вам интересен в рассказе?

(По этому принципу делимся на две группы).

Примерный план характеристики героинь.

Настя.

Катерина Петровна.

  1. Портрет.
  2. Настя в мастерской Тимофеева.
  3. Выставка.
  4. Телеграмма.
  5. Настя в деревне (обратить внимание на образ молодой учительницы, зачем он дан автором).
  1. Первое знакомство с героиней.
  2. Описание внешнего вида.
  3. Отношение к дочери.
  4. Тихон и Манюшка в жизни Катерины Петровны.
  5. Природа и Катерина Петровна.

 (В ходе работы с текстом учащиеся создают свои афиши – презентации героев и вывешивают их в конце на доску).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

- Голоса автора в этом рассказе почти не слышно. Наша с вами задача – проникнуть в «тайну личности» писателя, понять его своеобразие, то есть то, что принято называть творческой индивидуальностью.

Рассказ «Телеграмма» - рассказ о взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.

- Как же так могло случиться, что Настя забыла о матери, а Катерина Петровна не дождалась своей дочери? Какую заповедь нарушила Настя? Осознала ли она это?

(На доске – пятая заповедь Божья: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле»).

- Почему в названии темы урока мы взяли слова Тихона? Какие «зарубки на сердце» остались у вас? (Свои размышления учащиеся пишут на бланках телеграмм, специально подготовленных к этому занятию).

Из размышлений учеников:

Я понял, что надо чтить своих родителей, не забывать их, помогать им не только материально, но и духовно, ведь им важно наше присутствие. Мама и папа вложили все свои силы, чтобы нас воспитать, выучить. И если мы хоти, чтобы наши дети не отнеслись к нам так, как Настя в рассказе Паустовского, мы должны сами дать им пример и заботиться о своих родителях.
(И. Упоров)

Говорят: «Не суди, да не судим будешь». Настя, конечно, виновата, но и её можно понять, так как она сама строит свою жизнь, свое будущее. И мне кажется, что все же это не самое главное. Главное в жизни – это любовь, а её у Насти не было. А я думаю, что у меня все будет хорошо, потому что я очень люблю своих родителей, своих маму и папу, и не важно какие они. Ведь родителей не выбирают.
(А. Головин)


 «Эту-то душу он любил в ней…»

(По роману «Война и мир» Л. Н. Толстого). 10 класс.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока повторения учебной информации средствами технологии учебных педагогических мастерских.

Образовательный аспект:

  • Способствовать формированию представления об образах героинь романа.
  • Показать красоту человеческой души.

Развивающий аспект:

  • Способствовать формированию умений и навыков учащихся в самостоятельной работе с материалами литературоведческого характера.
  • Способствовать совершенствованию умений анализа лирических произведений.

Воспитательный аспект:

  • Воспитывать в человеке стремление к прекрасному внутри себя, к самосовершенствованию.
  • Воспитывать интерес к творчеству Л. Н. Толстого и к литературе в целом.

«Человека делает прекрасным не природа, а он сам, его душевные усилия, та внутренняя духовная работа,
которой не знали ни князь Василий, ни Анна Павловна, ни Элен».
Л. Н. Толстой.

Ход занятия

…что есть красота
и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

- На какой вопрос пытается найти ответ автор этих строк?

- Чем для вас отзывается слово «красота»? какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?

- Какие пословицы, поговорки, крылатые выражения со словом «красота» (или однокоренными словами) вы можете привести?

(«Не родись красивой, а родись счастливой», «Красота спасет мир», «Красна изба пирогами, а человек - делами» и др.).

- Какой смысл вложен народной мудростью в эти строки?

- Что же главное в человеческой красоте?

Н. А. Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».

Задание: выписать «характеристики» человеческих лиц.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

- К кому чаще применяется эпитет «красивый, красивая»? (К женщине).

У каждого писателя, поэта, человека есть свой идеал женщины, героини. С какими идеалами мы уже знакомы? (Тургенев – свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу; Пушкин, Гончаров – это сильная натура, способная на самопожертвование, она романтичная). А у Толстого есть свой идеал?

- Сейчас вы поработаете самостоятельно с отрывками из книги Н. Г. Долининой «По страницам «Войны и мира». Мы знаем с вами, что в романе очень много героев (около 500), среди них немало и женских образов, среди которых и идеал автора. Вы выберете для себя близкую вам героиню и, работая, ответите на вопросы:

  • какой увидели героиню на страницах книги Долининой?
  • каково ваше представление об этой героине?
  • определите ведущую черту характера героини, изобразив её в виде символа.

После индивидуальной работы идет объединение в группу, где идет обсуждение символов и своих наблюдений (в результате должны появиться две группы героинь: с «истинной» и «ложной» красотой).

Определение идеала героини Толстого (работа с эпиграфом на доске).

Вывод: Что же такое красота – «сосуд, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?

Рефлексия: пятиминутное эссе – ответ на вопрос.