Литература
-
Мастерская построения знаний "Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века" 2009
Данный урок построен с применением новой технологии - технологии французских мастерских. На уроке идет процесс познания, выявления индивидуальных ценностных отношений к объекту познания. Урок личностно-ориентированного обучения и воспитания.
-
Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!» 2018
На уроке мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?»
-
Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?" 2005
Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый "знаком" с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.Алексина "Домашнее сочинение". Технологическая карта урока 2021
Цели урока: совершенствование навыков смыслового чтения; способствовать развитию критического мышления; способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий". 6-й класс 2012
Урок построен с применением технологии мастерской построения знаний, что позволяет развивать творческое воображение, творческое мышление учащихся через анализ художественного текста. Вдумчивая работа над рассказом А.П. Чехова помогает увидеть особенности художественной манеры писателя, воспитывает читательскую культуру школьников.
-
Мастерская творческого письма "Вся уместилась Родина во мне" 2010
Предоставленная разработка урока даёт возможность увидеть один из способов организации мастерской творческого письма по составлению центонов на основе краеведческого материала. К занятию подготовлена презентация.
-
Мастерская творческого письма (перед началом изучения лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова): «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии». Д.Мережковский 2015
В ходе урока ученики сопоставляли стихи Пушкина и Лермонтова, создавали собственные поэтические и прозаические тексты. Мастерская помогла суворовцам глубже понять творчество двух светил русской поэзии. Работая в творческой мастерской, многим удалось по-новому взглянуть на известные строки поэтов, открыть новые грани таланта корифеев золотого века, проложить дорогу к собственному творчеству.
-
Мастерская творческого письма «Мой любимый поселок» 2016
Цели урока: развивать интерес к родным местам, к Родине; воспитывать патриотические чувства, чувства прекрасного, вносить свой вклад в культуру родного поселка; расширять кругозор, наблюдательность, творческие способности учащихся.
-
Мастерская творческого письма. Гете и Лермонтов "Горные вершины" 2010
Работа с оригиналом, подстрочный перевод, выделение ключевых слов, подбор синонимов к лексическим рядам превращает художественный текст в хаос – идет деконструкция материала. А в итоге работы, выбрав одно из написанных слов как ключевое, учащиеся создают четвертый перевод, но только такой, какой мог получиться у каждого отдельно взятого ученика, потому что именно так ребенок почувствовал это стихотворение.
-
Мастерская формирования первичных знаний о писателе. Слово о Ломоносове 2019
Мастерская построения первичных знаний о писателе «Слово о Ломоносове» помогает сформировать представление о личности поэта, ученого, развить навыки работы с текстом. На мастерской учащиеся работают с историческими документами, воспоминаниями современников, которые показывают незаурядность личности М.В.Ломоносова, его мировоззрение, мироощущение, политические взгляды, творческую индивидуальность, определяют связь личностных особенностей ученого и поэта и его творчества. Такая работа помогает учащимся, собрав материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова в процессе работы на мастерской, написать небольшое интервью. Овладение приемами работы с текстом при изучении личности и творчества писателя поможет учащимся в подготовке к сочинению на ОГЭ.
-
Мастерская художника слова. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Фонтан" (урок внеклассного чтения в 7-м классе) 2007
Современному человеку для успешной самореализации необходимо многое: не только довольно обширный багаж знаний в определенной области, не только овладение информационными технологиями, но и высокий уровень речевой компетенции, креативность, владение навыками исследовательской деятельности, наконец, безупречный вкус. В формировании последних компонентов трудно переоценить роль уроков литературы в школе. Комплексный анализ художественного текста, задания исследовательского характера позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся и воспитывать яркую, развитую личность.
-
Мастерская ценностных ориентаций по произведению Анатолия Алексина "Безумная Евдокия" 2011
Урок помогает познакомить ребят с творчеством писателя Анатолия Алексина, открыть для них сложный мир взрослых, научить чувству ответственности за совершаемые поступки, научить толерантному, уважительному отношению к другим людям, заинтересовать ребят изучением психологии человека, способствовать развитию человеческих талантов, в том числе нравственного.
-
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова 2022
Цель урока: дать характеристику образа Хлестакова; составление характеристики героя; помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.
-
Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк"). 7-й класс 2011
На уроке проводится кропотливая работа над словом. Учащиеся через анализ ярких, выразительных художественных деталей, пейзажа и диалога приходят к раскрытию идейного замысла и авторской позиции.
-
Мастерство Фонвизина – писателя. Комедия "Недоросль" (урок-лекция) 2005
План-конспект урока литературы в 9-м классе "Мастерство Фонвизина - писателя. Комедия "Недоросль" в форме лекции.
-
Математика и поэзия 2011
Использование данной познавательной информации на уроках и внеклассных занятиях даёт возможность воспитывать у детей любознательность, творческий подход к занятиям математикой.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Материал для внеклассной работы по литературе. Диспут на тему "Любовь, честь и долг в прозе А.С. Пушкина"; викторина "Русские писатели XIX в. в Москве" 2008
Диспут - публичный спор, а в спорах рождается истина. Задача данного диспута заключается в том, чтобы понять, кто из критиков прав.
-
Материал для урока внеклассного чтения по творчеству М.Ю. Лермонтова (по рассказу Д.Голубкова "Кузен Мишель") 2009
Как заинтересовать детей, увлечь, привить любовь к художественной литературе, увидеть ее не как "устаревший источник информации", а как один из источников формирования Человека, вернуть уважение к книге? Эффективным приемом может быть использование художественных текстов, рассказывающих о жизни и творчестве писателей.
-
Материал для учителя к уроку литературы в 11-м классе по теме "Россия и Александр Блок" 2009
Предлагаю вашему вниманию литературный материал для работы на уроках в 11-м классе по изучению творчества А.А. Блока. Это общее направление рассуждения учителя, придерживающееся основной концепции при изучении данной темы. Переработать этот материал в урок под силу любому из вас.
-
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками 2013
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
-
Материалы для изучения романа И.А.Гончарова "Обломов" 2022
В данной разработке представлены материалы, которые помогут при изучении в 10-м классе романа И.А.Гончарова «Обломов»: вопросы контрольной работы по содержанию романа, которые помогут обратить внимание учащихся не только на сюжет романа, но и на художественные приемы, используемые писателем при создании образов; вопросы к статье А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»; вопросы к статье А.Гениса и П.Вайля «Обломов и «другие». Сравнение двух критических статей, написанных в разное время (19 и 20 век) помогут вести разговор о актуальности романа для своего времени и для современного читателя.
-
Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
-
Материалы к анализу рассказа Т.Н. Толстой "Факир" 2014
Представлены материалы к анализу произведения Т.Н. Толстой «Факир». Произведение не входит в школьный курс литературы. Данные материалы целесообразно использовать на уроках внеклассного чтения в 7–9-х классах. Статья предполагает также возможность самостоятельной работы учащихся по расширению границ понимания текста.
-
Материалы к урокам по рассказам В.М. Шукшина "Быть человеком" 2013
Работа представляет собой текстовой материал и две презентации к первому знакомству с творчеством В.М. Шукшина, а также более подробно с рассказом «Чудик».
-
Материалы к уроку внеклассного чтения в 10-м классе "Отцы и дети" в творчестве Галины Щербаковой 2012
Тема "отцов и детей" актуальна и значима в любые времена. Тема семьи – краеугольная во всей литературе XIX–XX веков. Представленная работа – теоретическая, исследованы характеры отцов и детей на фоне исторических процессов, происходящих в обществе.
-
Материалы к уроку литературы в 11-м классе "Поэтическое сердце России" (по творчеству Сергея Есенина) 2012
В статье даны адресаты любовной лирики С.Есенина: Анна Сардановская, Анна Изряднова, Лидия Кашина и др. К материалам прилагается презентация, где обозначены портреты указанных женщин и поэтические строки Есенина, посвященные им.
-
Материалы к уроку литературы в 9-м классе по теме: "Слово…" - "древний урок человечности" (размышления) 2009
Патриотизм, государственность, державность - утверждение роли своей страны как великой державы - это исторически обусловленные ценностные ориентиры не утратили своей актуальности и в современном мире. "Слово..." учит любить свою землю, думать широко, прощать обиды и уважать народы.
-
Материалы к уроку литературы на тему "Символика пейзажа". 11-й класс 2009
Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX—XXвв. Последовательность «шагов» анализа чётко определена: выделить границы пейзажа, определить событие, героя; найти ключевые слова, тропы; назвать функцию пейзажа и его смысл в эпизоде, в произведения, широком контекста; назвать «сквозные» символы, мотивы; подобрать цитату. Особое внимание обращается на движение от образа к символическому смыслу картины мира, от «смотреть» к «видеть», от слова к слову-символу в контексте русского духовного самосознания.
-
Материалы к экскурсиям по литературным местам края 2013
В работе представлено большое количество материалов по фольклору, экскурсиям по литературным местам. Предлагаются к изучению сценарии известных произведений.