Литература
-
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками 2013
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
-
Материалы для изучения романа И.А.Гончарова "Обломов" 2022
В данной разработке представлены материалы, которые помогут при изучении в 10-м классе романа И.А.Гончарова «Обломов»: вопросы контрольной работы по содержанию романа, которые помогут обратить внимание учащихся не только на сюжет романа, но и на художественные приемы, используемые писателем при создании образов; вопросы к статье А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»; вопросы к статье А.Гениса и П.Вайля «Обломов и «другие». Сравнение двух критических статей, написанных в разное время (19 и 20 век) помогут вести разговор о актуальности романа для своего времени и для современного читателя.
-
Материалы интегрированного урока "Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Взгляд историка и художника на восстание под предводительством Пугачева" 2007
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева. Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти. Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
-
Материалы к анализу рассказа Т.Н. Толстой "Факир" 2014
Представлены материалы к анализу произведения Т.Н. Толстой «Факир». Произведение не входит в школьный курс литературы. Данные материалы целесообразно использовать на уроках внеклассного чтения в 7–9-х классах. Статья предполагает также возможность самостоятельной работы учащихся по расширению границ понимания текста.
-
Материалы к урокам по рассказам В.М. Шукшина "Быть человеком" 2013
Работа представляет собой текстовой материал и две презентации к первому знакомству с творчеством В.М. Шукшина, а также более подробно с рассказом «Чудик».
-
Материалы к уроку внеклассного чтения в 10-м классе "Отцы и дети" в творчестве Галины Щербаковой 2012
Тема "отцов и детей" актуальна и значима в любые времена. Тема семьи – краеугольная во всей литературе XIX–XX веков. Представленная работа – теоретическая, исследованы характеры отцов и детей на фоне исторических процессов, происходящих в обществе.
-
Материалы к уроку литературы в 11-м классе "Поэтическое сердце России" (по творчеству Сергея Есенина) 2012
В статье даны адресаты любовной лирики С.Есенина: Анна Сардановская, Анна Изряднова, Лидия Кашина и др. К материалам прилагается презентация, где обозначены портреты указанных женщин и поэтические строки Есенина, посвященные им.
-
Материалы к уроку литературы в 9-м классе по теме: "Слово…" - "древний урок человечности" (размышления) 2009
Патриотизм, государственность, державность - утверждение роли своей страны как великой державы - это исторически обусловленные ценностные ориентиры не утратили своей актуальности и в современном мире. "Слово..." учит любить свою землю, думать широко, прощать обиды и уважать народы.
-
Материалы к уроку литературы на тему "Символика пейзажа". 11-й класс 2009
Урок посвящён анализу осеннего пейзажа в русской литературе XIX—XXвв. Последовательность «шагов» анализа чётко определена: выделить границы пейзажа, определить событие, героя; найти ключевые слова, тропы; назвать функцию пейзажа и его смысл в эпизоде, в произведения, широком контекста; назвать «сквозные» символы, мотивы; подобрать цитату. Особое внимание обращается на движение от образа к символическому смыслу картины мира, от «смотреть» к «видеть», от слова к слову-символу в контексте русского духовного самосознания.
-
Материалы к экскурсиям по литературным местам края 2013
В работе представлено большое количество материалов по фольклору, экскурсиям по литературным местам. Предлагаются к изучению сценарии известных произведений.
-
Материалы открытого урока по теме «Святочные рассказы в русской литературе» 2016
Цели урока: познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч.Диккенса «Рождественский обед», А.Куприна «Миллионер», В.Набокова «Рождество», А.Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», Н.Ключаревой «Юркино Рождество», стихотворением Б.Пастернака «Рождество». Найти единую нравственную составляющую, связывающую эпохи; создать атмосферу предстоящего праздника, пересмотреть понятие «подарок».
-
Материальный и духовный прогресс общества и его влияние на жизнь людей (по роману Е.Замятина "Мы") 2012
Цель урока: воспитание неприятия системы, порабощающей личность, уничтожающей индивидуальность, стойкого желания быть развитой, одухотворенной личностью, способной дальше двигать прогресс и развивать себя, вырабатывать свое отношение к позиции автора.
-
Мать Мария – поэт, монахиня, миссионер 2019
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Е.Ю.Кузьминой-Караваевой. Ответить на вопрос: кто же она мать Мария – поэт, монахиня, миссионер?
-
Маша Миронова и Петр Гринев в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
В статье предлагается практический материал из цикла «Произведения русских писателей XIX века» по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В данной работе раскрывается понятие о чести в образе Петра и благородство, мудрость, бескорыстие, душевная доброта в образе Маши. Предложенный материал рекомендован учителям русского языка и литературы.
-
Маяковский продолжается… Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!". Восприятие, истолкование, оценка 2005
Образ звезды в мировой культуре - символ вечной духовности. Поэт всматривается в звездное небо... Пришла пора и ему "зажигать звезды". Кавказ - источник вдохновения многих... И Маяковский здесь начинался. Стихотворение "Послушайте!" - это 30 пронзительных строк о человеке, которому нужно, "чтоб каждый вечер ... загоралась хоть одна звезда". Лирический герой и Бог-демократ с "жилистой рукой" поняли друг друга. Эпилог - ликующее утверждение звездного мира в жизни человека. В этом раннем стихотворении уже просматриваются все то, что сделает поэзию Маяковского сугубо индивидуальной.
-
Маяковский – автор нового словаря 2011
На уроке проводится лингвистический анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» для определения значения и роли авторских неологизмов в стихотворении. Результатом работы является создание «Словаря неологизмов Маяковского».
-
Медиаобразовательная направленность уроков литературы в старших классах 2011
Главной особенностью изображения героев в романе Достоевского является скрупулезность реалистического психологического анализа. Но как показать, насколько действительно глубок Достоевский в своем психологическом анализе человеческого поведения, сознания, как тонко дано ему понимать и передавать любые сдвиги не только сознания, но и подсознания человека и мучительность переживаний? Такие вещи изучаются "под микроскопом", при очень пристальном внимании к тексту.
-
Медиаурок внеклассного чтения "Сонеты о любви" 2008
Урок может быть проведен как предметный или как внеклассное занятие, на котором учащиеся знакомятся с сонетами, созданными в течение целого тысячелетия самыми замечательными поэтами незабываемых эпох.
-
Медиачас в 6-х классах "Мир путешествий и приключений" 2011
Медиачас проводится на уроках литературы, как внеклассное мероприятие на классном часе, в школьной библиотеке. Мероприятие формирует мотивацию к чтению. Знакомит учащихся с приключенческой литературой, географическими понятиями, используемыми автором в романе. Выявляет личное отношение учащихся к приключенческой литературе. Сценарий содержит информацию о писателях, обзор литературы этого жарна.
-
Медицинская тема в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2009
Приводится описание занятия, основанного на интеграции профессиональных и общеобразовательных дисциплин с включением элементов ролевой игры. Цель – активизировать самостоятельную учебную деятельность студентов и стимулировать мотивацию к изучению литературы.
-
«Медный всадник» как «Петербургская повесть» 2015
Презентация представляет собой иллюстрированную аудиокнигу поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Также в ней содержится материал по истории создания поэмы.
-
Международный день родного (татарского) языка 2014
Приглашаем вас на праздник Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Этот праздник не только объединяет, но и сближает различные национальности. Каждый народ воспевает свой родной язык!
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Своя игра" на тему "Празднование Пасхи и Рождества в России и Англии". 8–9-й классы 2015
Один из лучших способов проверки и аккумулирования знаний помимо тестов и контрольных работ, это, конечно же, игра. Формат «Своей игры» я считаю одним из самых удобных именно для подростков. Работая в команде, ребята учатся слушать и слышать друг друга, показать свои знания, а также этот вид игры помогает раскрыть своей потенциал застенчивым детям.
-
Межпредметная интеллектуальная игра "Умники и умницы. По следам Золотого Руна" 2013
Представленный материал ‒ результат межпредметной игры, развивающей коммуникативную, лингвострановедческую и социокультурную компетенцию учащихся. Конкурсные задания формируют позитивное отношение школьников к базовым общественным ценностям – человек, мир, знания, культура.
-
Межпредметный проект "Страна Шекспира" 2007
Интегрированный исследовательский проект с открытой координацией. Материалы исследования могут быть применены на уроках английского языка, истории, МХК, во внеклассной работе. Осуществление данного проекта учит на практике вести "диалог культур". Одно из главных достоинств таких мультимедийных проектов – они не допускают "обнищания души при обогащении информацией".
-
Межпредметный проект "Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я снова посвящаю стих небрежный…" 2009
Именно на Кавказе и под впечатлением пребывания в этом крае М.Лермонтовым написано большое количество стихотворений, поэм. На Кавказе он писал "Героя нашего времени", закончил поэму "Демон", которую писал всю жизнь, там он познакомился с известнейшими людьми своего времени.
-
Межпредметный проект по литературе и информатике 2011
Представляем вашему вниманию урок, построенный на основе продукта, полученного в ходе реализации межпредметного проекта. Урок рассчитан на учащихся 10-го класса, включает презентации, газету «Литературный вестник», которые были выполнены учащимися на уроках информатики и ИКТ для демонстрации на уроке литературы.
-
Межпредметный урок "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2016
В ходе урока группы обучающихся проводят разные виды работы с текстом в соответствии с заранее известными критериями оценивания. Завершение – итоговый контроль знаний по данной теме.
-
Межпредметный урок "Человек на изломе эпохи 50–60 гг. XIX века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)" 2013
I-я часть урока ‒ работа с эпиграфом Л.Н. Толстого о событиях в Севастополе. II-я часть ‒ историческая справка заранее подготовленного ученика о событиях в Севастополе. III-я часть – семинарское занятие, построенное на анализе высказываний историков и литературоведов. IV-я часть – выводы по теме урока.
-
Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2014
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный характер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени.