I шаг. Каждый учитель литературы сталкивается с определёнными трудностями, когда предлагает детям выучить наизусть стихотворный или прозаический текст: не каждому ребёнку даётся легко такое задание – всё зависит от степени развития памяти ученика, его образного мышления. Но что же делать, если память слабо развита, и образы в воображении школьника не возникают? Ответ ясен: память надо развивать и тренировать. Как?
Поэтому я использую метод “Заучивания наизусть”.
Разработан на основе предложенных психологами элементов рисуночного теста на запоминание и применён в собственной практике на уроках русского языка и литературы.
Формирует воображение, понимание того, что читаешь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.
Развивает память, образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Цель образования: не объём информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией, изображать услышанное, читать рисунки.
Принцип обучения: коммуникативно-деятельный, личностно-ориентированный.
Режим занятий: интерактивный, диалоговый, партнёрские отношения между педагогом и обучаемым.
Предмет обучения и изучения: поэтический текст.
Важность изучения: быстрое заучивание поэтических текстов, анализ прозаических произведений, подготовка к ЕГЭ базируется на использовании этого метода. Происходит развитие ребёнка, его творческих способностей.
Достижения: практика показывает, что большинство учеников в классе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память учеников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу 6 класса практически каждому ребёнку достаточно 10-12 минут для заучивания стихотворения из трёх-четырёх строф. Дети хорошо пишут изложения, свободные диктанты, умело подробно или сжато пересказывают текст, т.е. легче выполняют те виды работ, где требуется что-либо запомнить или восстановить по памяти. На своих уроках этот метод применяю достаточно часто как в среднем, так и в старшем звене. Делилась с коллегами своим опытом работы.
II шаг. Основные приёмы работы.
- Вызов. Происходит актуализация имеющихся знаний. Пробуждается интерес к полученной новой информации.
- Осмысление. Погружение в тест. Осмысливается содержание. Ставятся собственные цели обучения.
- Рефлексия. Систематизируется новая информация.
- Создание собственного рисуночного текста и чтение его по рисунку (групповая, парная форма работы).
III шаг. Имитационная игра.
IV шаг. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности. Анализ достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью. (Показ детских рисунков).
Имитационная игра
1. Здравствуйте! У вас хорошая память? Если нет, то стоит заняться её тренировкой. А я вас научу быстро запоминать стихи при помощи ваших же рисунков.
2. Выразительное чтение стихотворения Алексея Константиновича Толстого.
“Работа-игра”: в этом стихотворении две строфы, а в каждой строфе четыре стиха или строчки.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт,
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.
3. Создание образов и их изображение.
Наносить на бумагу любой рисунок, элемент или значок, который мог бы восстановить в памяти необходимую строчку. Важно, чтобы каждый смог “прочитать” свой рисунок-текст, восстанавливая в памяти всё стихотворение.
Прочитывается строка – заполняется клеточка.
4. Создание собственного рисуночного текста и чтение наизусть по рисунку.
- Построчное
- По строфе – парное
- Всё стихотворение – хором
- Всё стихотворение – желающие.
5. Вам понравилось? А это самое главное, потому что, если нравится, то делать вы это будете с удовольствием. И память ваша станет лучше и воображение ярче.