Мастер иронического стиха Д.А. Пригов

Разделы: Литература


Литература конца XX века в школьной программе практически не изучается. На нее отводится всего лишь 3 часа. Но тем не менее этот пласт русской литературы очень разнообразен и интересен.

Данный период был назван постмодернизмом. Он включает в себя несколько течений: концептуализм или соц-арт и необарокко. Н. Л. Лейдерман так охарактеризовал концептуализм: «Это течение последовательно расширяет постмодернистскую картину мира, вовлекая все новые и новые культурные языки с маргинальными, священные с профанными, официозные с бунтарскими, концептуализм обнажает близость различных мифов культурного сознания, одинаково разрушающих реальность, подменяющих ее набором фикций и в то же время тоталитарно навязывающих читателю свое представление о мире, правде, идеале».  Постепенно определяется пафос этого течения – явить некую со всеми опасностями абсолютную свободу.

Ярчайшим представителем концептуализма является мастер иронического стиха – Дмитрий Александрович Пригов.

Дмитрий Александрович Пригов родился 5 ноября 1940 года в интеллигентной семье: отец инженер, мать пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем. Учился в московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. По образованию скульптор.

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 – начале 1970 гг. идейно сблизился с художниками московского андеграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР не было организовано ни одной его выставки.

С 1989 года Пригов – участник московского клуба авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался, но неоднократно печатался за границей.

В 1986 году после одного из уличных перфомансов был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Пригов – автор большого числа текстов, графических работ, инсталляций, перфомансов. Он снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах, одним из которых была организованная из московских художников-авангардистов пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». С 1993 по 1998 гг. Пригов выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве.

Общее количество стихотворных работ Пригова – свыше 35 тысяч. Ведущие лирические образы – «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами глупого советского обывателя. Писал Пригов и прозаические тексты, главными из которых являются две первые части незавершенной трилогии.

Скончался Дмитрий Александрович в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнения после инфаркта.

Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Главное произведение Дмитрия Пригова – это писатель Дмитрий Пригов, «дубликат» советского поэта, представителя официальной культуры, от чьего имени пишет свои тексты реальный Пригов. Пригов – писатель играет в писателя.

Сам Дмитрий Александрович и писавшие о нем критики неизменно подчеркивают, что «центральной особенностью его эстетики является создание имиджей авторского сознания – неких … авторских масок, концентрированно воплощающих наиболее популярные архетипы русской культуры».

Как отмечает М. Айзенберг: «Это не традиционное пародирование, скорее, чисто концептуальная методика авторского раздваивания и вживания в чужое авторство. Все идеологические тенденции доводятся до конца, до упора – до абсурда». Каждый авторский имидж Пригов реализует в  огромное количество текстов, собранных в авторские сборники.

Читая собрания текстов Пригова, написанные им в разные годы и для разных сборников, невозможно отделаться от впечатления, что различия между масочными субъектами в этих текстах минимальны. Перед нами возникает единый образ сознания. Но он не тождественен сознанию поэта Пригова. Это возведенный им инвариантный миф русской культурной традиции, пропущенный через 70 лет советской эпохи.

Сам Пригов говорил: «Мне кажется, что своим способом в жизни, в искусстве я и учу. Я учу двум вещам. Во-первых, принимать все языковые и поведенческие модели как языковые, а не как метафизические. Во-вторых, я являю то, что искусство и должно являть – свободу…Я думаю, что человек должен видеть ее перед собой и реализовать в своей частной жизни».

Обратимся к раннему творчеству Д.А.Пригова. Самый популярный цикл стихотворений – «Милицанер». В нем мы можем увидеть продолжение традиций Козьмы Пруткова – игру с речевыми штампами.

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер –
Взгляд на него отовсюду открывается
Отовсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
С Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
Ис-под земли…
Да он и не скрывается.

Данное стихотворение написано в 70-х годах 20 века, в период застоя. Приговский «милицанер» схож с образом пушкинского Медного всадника. Он стоит в центре Москвы, виден всем, и его видят все. Каждый должен знать о его присутствии в своей жизни. Здесь автор показывает сатирическое изображение тоталитарного мира. Милиционер – олицетворение власти, но он самый низший слой власти, и в то же время самый близкий представитель власти к народу. В то же время «милицанер» находится в неком метафизическом мире чистых идей. Здесь нет хаоса, а царит порядок и этот порядок охраняет именно он.
С перестройкой Пригов из полуподвального поэта превратился в широко печатающегося автора. Но тогда же его стихи стали терять остроту. Над милицией и над властью не смеялся только ленивый. Пригов ищет новые темы. На смену «милиционеру» приходит рекетир.

Мен крутой лежит, не дышит
Только что он был живой
Господи!
Возле раны ножевой
Крылышками лишь колышит
Оса
В отдалении враги хлопнув дверью «Мерседеса»
Отъезжают, а могли бы
С белою очей завесой
Лежать так же бездыханно
В районе Малаховки.

В стране появляется хаос. Приходит абсолютная свобода, позволяющая делать все. Даже убивать. Уже некому охранять простых граждан. Убили «милицанера», воплощающего власть. Она уже не способна что-то изменить в мире хаоса.

Еще один образ, воплощенный в поэзии Д. А. Пригова, образ «маленького человека».

Поэт Лев Рубинштейн заметил: «Мой друг, Дмитрий Александрович Пригов,–…человек имиджа в большей степени, чем человек текста». Для создания имиджа Дмитрия Александровича Пригова поэт использует два важнейших в русской литературе образа, которые и в советской культуре остаются авторитетными, сакральными – это образы «маленького человека» и «великого русского поэта». Великий русский поэт у него становится маленьким человеком, а маленький человек – великим русским поэтом. В этом и состоит парадоксальность поэзии Пригова.

«Маленький человек» неприхотлив, обыкновенный обыватель. Он видит все недостатки современного общества. Хаос окружает «маленького человека» повсюду. Даже в домашнем быту он пытается с ним бороться.

Я с домашней борюсь энтропией
Как источник энергьи божественной
Незаметные силы слепые
Побеждаю в борьбе неторжественной
В день посуду помою я трижды
Пол помою-протру повсеместно
Мира смысл и структуру я зиждю
На пустом вот казалось бы месте.

В этом стихотворении автор сближает хлопоты «маленького человека» с миссией Поэта, способного сотворить из хаоса гармонию, смысл, порядок.

«Великий русский поэт» – это современный Пушкин, то есть Д.А.Пригов. но его поэт является в образе «маленького человека». Он предлагает уничтожить пушкинские стихи.

«Великий русский поэт» пытается создать новую реальность, где царят чистые идеи.

Итак, поэт хочет создать «новый» мир, новую реальность, где имеют место чистые идеи, где сама жизнь – идея, а центром являются «нехитрые житейские ценности». Творчество Д.А.
Пригова в эволюции проходит два мира: это мир иронии над реальностью и «новый мир» иронии над самим собой. Поэтому, читая стихотворения Пригова, мы смеемся над искаженным недостатками миром и в то же время смеемся над своими собственными недостатками. А значит, пытаемся изменить этот мир и себя к лучшему.

Литература.

  1. Айзенбург М. Взгляды на свободного художника. – М., 1997. – с.135.
  2. Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература 1950-1990 годы. Том 2. – М., 2003. – с.423.
  3. http://prigov.com