Мастер-класс по современным педагогическим технологиям по литературному чтению. Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Разделы: Литература, Начальная школа

Ключевые слова: сказка, русские народные сказки, сказка «Лиса и тетерев»


1.Современные педагогические технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве . Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. Я сегодня хочу применить две  образовательные  технологии во время мастер класса.

2.Технологии проблемного обучения

Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

  1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

  • каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение

Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»

Задачи:

  1. Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами
  2. Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
  3. Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.

3. Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям  устного народного творчества

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
  • Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.

 

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?

Контролируют и при необходимости корректируют свои действия.

II. Мотивация к деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает.
……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить.

Предполагают, строят ассоциации на основе знаний.

ІІІ Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов.

  1. Давайте вспомним, что такое сказка? (Выдуманная  или невыдуманная история)
  2. Когда возникли сказки?
  3. А нужны ли они нам, и взрослым и детям, сейчас, ведь их создавались очень давно?
  4. Чему учат сказки?
  5. А кто же их сочинял?
  6. Каких героев вы встречали во многих народных сказок?
  7. А кто были героями сказки, которую вы читали дома с родителями?
  8. Какое хитрое  животное  встречается чаще других?

Вспоминают, систематизируют, осмысляют назначение народных сказок.

Определяют общее у всех сказок.

ІV Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?»)

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы;

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно.

  1. Сегодня вы познакомитесь еще с одной сказкой, название которой определите и назовете сами.
  2. Как вы думаете, может ли эта сказка вас чему-нибудь научить? Это и будет задача нашего урока.

Отгадывают ребусы, называют героев и название сказки.

V. Открытие детьми нового знания.

Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.

Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. 

Познавательные:логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование.

Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств.

Словарная разминка:

Чтение слов с экрана:

Шепотом, вполголоса, хором. (с. 62)

  1. Кто же такой тетерев? (рассказ ученика)
  2. Толкование слова УКАЗ
  3. Чтение половины сказки с экрана учителем.

Постановка проблемного вопроса:

  1. Сойдет тетерев на землю или нет? Почему?
  2. Чтение окончания сказки в учебнике детьми.
  3. Как поступил тетерев?

Понравилась сказка? Чем?

Чтение слов

Поиск значения слова в словаре

Предполагают, строят ассоциации.

VI Первичное закрепление.

Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные: Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою.

Найдите и прочтите

  1. Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)
  2. Что ответил на ее приветствие тетерев?
  3. Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)
  4. А что говорилось в указе? (выборочное чтение)
  5. Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)
  6. Зачем он сказал лисе о собаках?
  7. Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего» (тетерев иронизирует над лисой,  выявляет её лживость)
  8. Вам предлагают поставить спектакль по этой сказке. Кто из вас хотел бы быть лисой? А кто тетеревом?

ФИЗМИНУТКА

 

Ведут выборочное чтение сказки по учебнику.

4.Технология коллективного взаимообучения.

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Сегодня я применю статическую пару.(по желанию найдите себе пару ).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Работа в парах.
Какой была лиса, каким был тетерев?

Легкомысленная
Хитрая
Беззаботная
Льстивая
Умный
Рассудительный
Смышленый

На слайде появляется правильный ответ.

Выбирают слова для характеристики героев.

Проверяют правильность по эталону (образцу)