1.Современные педагогические технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве . Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Я сегодня хочу применить две образовательные технологии во время мастер класса.
2.Технологии проблемного обучения
Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. Проблемное обучение включает такие этапы:
- осознание общей проблемной ситуации;
- ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
- решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);
- проверку правильности решения.
Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.
- Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.
- Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
- Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
- Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
- каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами
- Развивающие: Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
- Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
3. Планируемые результаты:
Предметные: Совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
Метапредметные:
- Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
- Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
- Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Оборудование: учебник Э. Э. Кац «Литературное чтение» 1 класс, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки, презентация, мультимедийный проектор.
|
Формирование УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. |
Ну-ка проверь, дружок, |
Контролируют и при необходимости корректируют свои действия. |
II. Мотивация к деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. |
Прочитайте пословицу и определите, какого слова не хватает. Попробуйте определить, о чем сегодня на уроке мы будем говорить. |
Предполагают, строят ассоциации на основе знаний. |
ІІІ Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Личностные: самоопределение, выбор ценностных ориентиров. Познавательные: общеучебные, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: логические, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. |
|
Вспоминают, систематизируют, осмысляют назначение народных сказок. Определяют общее у всех сказок. |
ІV Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?») |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение и формулирование темы; Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоенного и того, что ещё неизвестно. |
|
Отгадывают ребусы, называют героев и название сказки. |
V. Открытие детьми нового знания. Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне. |
Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные:логические, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание, осознание своих нравственных качеств. |
Словарная разминка: Чтение слов с экрана: Шепотом, вполголоса, хором. (с. 62)
Постановка проблемного вопроса:
Понравилась сказка? Чем? |
Чтение слов Поиск значения слова в словаре Предполагают, строят ассоциации. |
VI Первичное закрепление. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
Познавательные: общеучебные, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Личностные: Соотнесение «себя», своего отношения к литературному герою. |
Найдите и прочтите
ФИЗМИНУТКА |
Ведут выборочное чтение сказки по учебнику. |
4.Технология коллективного взаимообучения.
Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».
При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. Рассмотрим их.
Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
Вариационная пара. В ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
Сегодня я применю статическую пару.(по желанию найдите себе пару ).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
Работа в парах. Легкомысленная На слайде появляется правильный ответ. |
Выбирают слова для характеристики героев. Проверяют правильность по эталону (образцу) |