Мастер-класс "Приемы формирования читательской компетентности на уроках литературы"

Разделы: Литература, Мастер-класс


Предлагаю с помощью кроссенса определить тему нашей сегодняшней совместной работы. Кроссенс - это один из активных приемов, которые можно использовать на уроках литературы. Кроссенс - (от англ. cross sense) - «пересечение смыслов», «крестосмыслица». Есть правила прочтения кроссенса. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Читать кроссенс нужно сверху направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вниз и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой».

Слайд

Итак, слово этого кроссенса - ЧТЕНИЕ.

Тема мастер-класса - Приемы формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературы в условиях реализации ФГОС.

Чтение - основной вид учебной деятельности в школе. У обучающихся должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Это качество формируется на всех предметах (является метапредметным).

Читательская грамотность - это первая ступень в функциональной грамотности.

«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Цель современного образования заключается в формировании функционально грамотного человека.

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность.

Однако именно читательская грамотность является центром функциональной грамотности.

Цель читателя - преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

В процессе работы с текстом у ребенка формируется 3 группы умений:

Группа 1. Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2. Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3. Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Следует отметить, что уроки литературы предполагают несколько иную работу с текстом, что обусловлено особенностями художественных текстов.
Каковы задачи учебного предмета Литература, прописанные во ФГОС?

Литература. Родная литература

  1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  2. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  3. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  4. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  5. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  6. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Таким образом, уроки литературы играют особую роль в формировании личности ребенка. Это уроки, которые не только знакомят с произведениями литературы, но и формируют характер, воспитывают нравственность, эмоции. Изучение литературы в школе - процесс сложный и творческий. Литературу почти невозможно изучать как обычный предмет школьной программы, так как литература - это явление искусства.
Тема мастер-класса - Приемы формирования читательской компетентности обучающихся на уроках литературы.

Что означает понятие КОМПЕТЕНТНОСТЬ?

Предлагаю составить ассоциативный ряд к этому слову (запись на доске)

(знание, понимание, умение, владение)

Таким образом, сегодня мы поговорим о таких приемах работы с текстом на уроках литературы, которые позволят дать детям знания, научат понимать текст, соотносить идеи произведения с проблемами современной жизни, умение общаться с книгой, как с живым человеком, исключительно для себя, а не выполняя чьи-то требования.

Именно это умение - быть вдумчивым, критичным, выражать свою точку зрения - развито у грамотного читателя.

Книга не заключена в себе, в эпохе, в этапе… Она принципиально разомкнута. Всеми страницами открыта живой душе и современна каждой эпохе и каждому в ней. Поэтому на художественное произведение необходимо и возможно взглянуть ещё как на арсенал нравственных идей, созвучных времени. Книга тогда - не просто объект изучения, а источник, откуда мы черпаем эти идеи.

Ещё одна особенность художественного текста - в эмоциональной составляющей, необходимой для понимания смысла. Это качество - эмоциональное восприятие текста- также необходимо формировать на уроках.

Уровень развития у ребят в классе разный. Поэтому перед учителем стоит еще одна непростая задача: найти такие способы организации работы, такой «язык урока», чтобы каждый ребенок чувствовал свою значимость в обсуждении прочитанного материала.

Итак, новые подходы в преподавании литературы основаны на следующих принципах:

1. Мотивация.

Создание атмосферы взаимной заинтересованности: ученика - в постижении нового, учителя - в успехе ученика.

2. Творчество.

Учить образному видению и логическому осмыслению виденного.

3. Переживание.

Учить пониманию себя и других, осознавать свое место среди людей.

4. Диффренциация.

Создание условий для развития каждого ребенка.

5. Интеграция.

Осуществлять связь с другими предметами: история, обществознание, МХК, музыкой и др.

6. Сотрудничество.

Умение быть интересным собеседником для ребят, уметь помочь им, понять.

Предлагаю отметить суждения, с которыми вы согласны. (Распечатка).

Предлагаю отметить суждения, которые вызывают сомнение.

  1. Читатель - это член общества книголюбов.
  2. Читатель отождествляет себя с героем или с героиней литературного произведения.
  3. Читателю необходимо сконцентрироваться на социально-экономическом аспекте.
  4. Читатель предпочитает произведения с событиями и диалогами.
  5. Читатель прежде ознакомится с экранизацией, а затем уже с книгой.
  6. Читатель должен быть начинающим автором.
  7. У читателя должно быть развито воображение.
  8. Читателю необходима память.
  9. У читателя должен быть богатый лексикон.
  10. Читатель не может быть чужд искусству.
  11. Работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка.
  12. На уроках литературы можно применять такие же приемы работы с текстом, как на других уроках.
  13. На уроках литературы изучаются только художественные тексты.
  14. Приемы технологии «критическое мышление» на уроках литературы использовать нецелесообразно.
  15. В основе изучения литературного текста лежит эмоциональное восприятие.
  16. В основе изучения литературного текста лежит понимание лексического материала.
  17. В основе изучения литературного текста лежит понимание фактологического материала.

Обсуждение работы.

  1. Для чего используется этот прием? Для создания проблемной ситуации.
  2. В центре нашего внимания - приемы формирования читательской компетентности на уроках литературы.
  3. Весь процесс чтения, знакомства с произведением можно разбить на 4 этапа (стадии).

Практикум (в течение всего мастер-класса)

У вас на столах лежат листы «Приемы работы с текстом» Предлагаю в ходе моего представления этих методов распределить их в таблице по этапам работы.

I этап - Мотивация. (Первичное знакомство с текстом)

Цель: вызвать интерес учащихся к произведению, изучаемому материалу.

Перед чтением текста необходимо провести подготовительную работу. Эта работа способствует мотивации и открывает привлекательность и ясность произведения, так как главный вопрос, который задают ребята: «Зачем мне это нужно читать? Что лично для себя я найду в этом произведении?».

Приемы, которые можно использовать при первичном знакомстве с текстом.

Чтение заголовка, прогноз содержания.

Обратить внимание на фамилию автора. О чем он писал? Какие его произведения известны?

Одним из условий успешной организации деятельности на этом этапе является обеспечение свободы выбора материала для обсуждения. Этому способствует использование следующих приемов.

Прием «чистый лист».

За две недели до начала изучения произведения повесить в уголок чистый лист, предложив учащимся обозначить вопросы, проблемы, которые хотелось бы обсудить. Вопросы можно задавать автору, герою, друг другу, учителю. В заполнении чистого листа может принять участие и учитель.

Перед обсуждением комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова (но после прочтения) учащиеся задали такие вопросы (См. слайд)

На основе анализа этих вопросов учитель строит систему уроков по изучению произведения.

Если этот прием не сработает (учащиеся не прочли книгу, не поняли её содержания), можно использовать такую форму урока, как «Бенефис книги», где учитель сам представит основные достоинства произведения, поделится с учениками чувствами, мыслями, возникшими входе чтения. Задача - заинтересовать учащихся в чтении.

Анкетирование учащихся, сочинение-миниатюра «Моя первая встреча с книгой, произведением, героем» помогут обозначить круг вопросов для обсуждения на уроке.

Вызывает интерес учащихся к произведению организация работы по ключевым словам. Учитель предлагает ребятам, используя ключевые слова (взятые из произведения), составить рассказ, спрогнозировать, о чем данное произведение. Этот прием способствует формированию творческой активности учащихся, развитию речевых навыков. Пример использования этого приема на уроке внеклассного чтения по рассказу К.Г.Паустовского «Снег» (См.слайд)

Следующее условие организации деятельности на I этапе знакомства с произведением - погружение в атмосферу эпохи. Для этого необходимо создавать зрительный, звуковой фон данного времени. Можно организовать конкурс поисковых групп «Что я знаю об эпохе?» Возможные группы: искусствоведы, социолог, биографы, литературные критики, современники, литературоведы.

II этап - Нахождение и извлечение информации

Без чего не бывает понимания текста?

Без внимания к слову. Какие слова нуждаются во внимании читателя?

Слайд: Слова-незнакомцы, слова-ключики, слова-образы.

Эта работа, кроме того, что объясняет смысл текста, имеет мотивационное значение. Детям всегда интересны какие-то новые сведения. Нужно поддерживать этот интерес, удивлять детей.

Ромашка (Блума) из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый вид вопросов:

  1. Простые вопросы (Где происходит действие рассказа? Кто главный герой? и т.д)
  2. Уточняющие вопросы (То есть, ты говоришь, что Герасим не умел говорить и не слышал? Если я правильно понял, барыня не приказывала убить собачку? )
  3. Вопросы- интерпретации (Почему Герасим утопил Муму? Почему Герасим ушёл от барыни?)
  4. Оценивающие вопросы (Какое чувство вызвал у вас поступок Герасима? )
  5. Творческие вопросы (Что изменилось бы, если бы Герасим не утопил Муму? Что будет, если Герасим не уйдёт от барыни?)
  6. Практические вопросы. (Как бы вы поступили на месте героя рассказа? Где в нашей жизни можно наблюдать похожую ситуацию?)

III этап - стадия осмысления материала

Происходит более глубокое знакомство с текстом, его чтение.

Следует отметить особенности осмысления художественного текста. В основе понимания литературного текста лежит вычитывание информации различного типа. В художественном тексте есть фактуальная информация (описание героев, событий, места, времени действия, движения сюжета, рассуждения автора); подтекстовая информация (не выражена напрямую в словах, содержится в средствах выразительности); концептуальная информация (система взглядов, мыслей и чувств автора).

В процессе изучения произведения необходимо активизировать внимание учащихся, развивать их логическое мышление, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения.

На данном этапе решить поставленные задачи можно, используя следующие приемы:

Прием «Лесенка героев». Учащиеся распределяют на ступеньках лесенки героев в порядке убывания их значимости в произведении. Например, героев пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума» ученики 9 класса расположили по-разному (См.слайд)

Учащиеся обосновывают такое расположение героев на «лесенке». Эта работа позволит актуализировать видение ребятами образной системы произведения, наметить дальнейшие пути его анализа.

Обратить внимание учащихся на проблемы, поставленные в тексте помогут экспресс-дебаты. Две группы учащихся (или два ученика) высказывают различные точки зрения на вопрос, возникший при чтении произведения. «Как жить? Чувствами или по расчету? (по роману Гончарова «Обыкновенная история»), «На дне» - устаревшая пьеса» (по произведению Горького), «Раскольников не заслуживает оправдания» (по роману Достоевского «Преступление и наказание») - эти темы позволяют прямо на уроке, опираясь на тексты произведений, обозначить различные взгляды, вызвать полемику, приблизиться к истине.

Особой сложностью отличается работа по анализу художественных особенностей произведения. Привить учащимся навыки литературоведческой деятельности помогает использование такого вида работ, как ведение двухчастного дневника. Читая какой-либо текст (фрагмент, этюд), ребята выполняют задание: выписать отдельные слова, фразы, привлекшие их внимание. Попутно заполняется вторая часть «дневника», в которой отражаются те впечатления, ощущения, мысли, которые вызвал этот материал. Так формируется чутье читателя, воспитывается уважение к слову. (См.слайд)

Повышению мотивации обучения способствует такие нетрадиционные формы уроков, как ролевые игры. Чтобы сыграть определенную роль, ученик должен не только выстроить свою речь с точки зрения логики, но и наполнить ее конкретным текстовым или литературоведческим содержанием, материалом. Интересно проходят уроки-суды, где готовятся речи адвоката, прокурора, свидетелей. Перекрестные вопросы защиты и обвинения, сравнение присяжными позиций сторон - все эти элементы позволяют сделать урок ярким, запоминающимся. В 8 классе в процессе изучения повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, можно провести урок-суд над Пугачевым, в 9 классе - над Печориным (по «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова); в 10 классе - над Раскольниковым (по «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского). Чтобы привлечь внимание ребят к позициям разных сторон, можно провести урок-митинг. При изучении разнообразных литературных направлений в литературе начала 20 века учащиеся готовят речи в защиту взглядов акмеистов, футуристов, символистов. Создаются группы поддержки, которые помогают создать атмосферу того времени, поддерживают своего лидера.

При изучении небольшого по объему текста (рассказа, сказки) или эпизода произведения можно использовать такой прием, как «чтение со стопами». Текст читаем с учащимися вместе, а в определенных местах учитель говорит: «Стоп!» - и ставит ребятам вопрос, активизирующий их мышление и творческие способности. Это вопросы типа «Зачем автор изображает это?», «Что будет дальше с героем?», «Почему именно так показывает автор героя?» и т.д.

IV этап - Оценка и применение

На этом этапе работы учащиеся размышляют о прочитанном, делают выводы об актуальности произведения, об уроках, которые можно извлечь из общения с текстом.

Учитель может обеспечить учащимся свободу тем и жанров письменных работ. Так, можно предложить учащимся такие жанры, как изложение эпизода - при выполнении этой работы (репродуктивный уровень) учащиеся показывают знание текста; анализ эпизода - выявляет умение анализировать текст, владение литературоведческими понятиями; сочинение разных жанров - это творческо-поисковая работа (аналитический уровень) с текстом; способность к личностной оценке произведения; к исследованию.

После прочтения произведения, знакомства с автором можно провести урок-пресс-конференцию, где в роли автора произведения выступит подготовленный ученик, а остальные ребята смогут задать ему вопросы, касающиеся как проблематики произведения, гак и биографии самого писателя (поэта).

Интересна еще одна форма творческой рефлексии - синквейн. Это стихотворение, которое пишется по определенным правилам. В первой строчке существительное, обозначающее явление, понятие, о котором ученик размышляет. Вторая строка - два прилагательных - определения этого понятия. Третья - три глагола, обозначающие действия данного явления (понятия). Четвертая - афоризм (строчка из с/х, песни), выражающей суть явления. Пятая - существительное - синоним первого слова. Схема синквейна такова:

Интересно бывает наблюдать, какие разные образы создают ребята в синквейнах на одну тему. Примеры синквейнов (с урока по теме: «Н.А.Некрасов. Личность поэта» в 7 классе):

Некрасов!
Думающий, страдающий
Сочувствует, переживает, обличает.
«Гражданином быть обязан».
Поэт.

Николай Некрасов!
Чуткий, отзывчивый.
Воспитывает, сочувствует, страдает.
«Раненое сердце».
Человек!

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны, посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»)

Одним из приёмов на этом этапе будет Приём «Эссе» - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

На всех этапах урока: Связь с живописью и музыкой

Ж.Ж.Руссо писал: «Чтобы язык ума сделался понятен, заставьте его проходить через сердце».

Иллюстрация - своего рода изобразительный комментарий литературного произведения, она зависима от художественного текста в отличие от живописного полотна. Иллюстрации способны обогатить литературное произведение, но могут и обеднить его, если ослабляют впечатление от него или дают ему другую трактовку. Они имеют огромное значение для нравственного и эстетического воспитания детей.

Картина является самостоятельным произведением искусства. Сопоставляя картину и произведение писателя, ученик устанавливает их тематическую близость, отличает особенности изображения героев, интерьера, пейзажа, анализирует композицию и цветовой строй (колорит) полотна. Это в свою очередь ведет школьников к более глубокому проникновению в мир художественных образов писателя.

Музыка. Звучит спокойная лирическая мелодия - одному представилось море, другому - лес, третий погрузился в грезы любви, а кто-то просто наслаждается красотой звучания и покоем в душе... Все это действительно «трепет отзвучавшего» в нашем личном представлении, такой ценный для каждого из нас и такой разный. Но вместе с ним наше восприятие музыки в основе, глубине движения своего едино, так как подчинено авторскому и исполнительскому замыслу - «воле к звучанию».

Работа с музыкальными произведениями:

  1. Музыкальное произведение как иллюстрация.
  2. Ассоциативная связь литературного и музыкального произведений.
  3. Тема музыки в художественном произведении.
  4. Музыкально-литературные жанры: песня, романс.

Особо следует отметить эффективность применения в преподавании такой технологии, как формирование критического мышления. Очень интересный эффект эта технология дает в работе с биографическим материалом.

В течение всего урока действует механизм «ЗХУ»: «Знаю»-«Хочу узнать»-«Узнал».

Кроме того, в работе с текстами разного характера эффективным является применение таких приемов, как Фишбоун, Кластер, Ромашка Блума, Двухчастный дневник.

Данные подходы к изучению художественного текста имеют большой творческий потенциал, возможности для вариативного использования, для дальнейшего усовершенствования и развития, способствует профессиональному росту учителя и духовному развитию ребенка.

Критериями, по которым можно оценить эффективность, результативность данных методов обучения, можно считать следующие:

  • интерес ребенка к произведению, его желание не просто прочесть текст, а понять его;
  • способность ребенка взять из прочитанного для себя полезное и важное;
  • умение работать в группе, понимать и ценить другую точку зрения;
  • развитие у ребенка таких качеств личности, как эмпатия, рефлексия, толерантность.

Практическая работа

  1. Заполнение таблицы «Приемы работы с текстом». Обсуждение.
  2. Работа в группах.

Предлагаю для анализа стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке…»

  • 1 группа предлагает возможные приемы для организации работы на этапе «Мотивация. Нахождение информации»
  • 2 группа - Приемы для организации работы на этапе «Осмысление»
  • 3 группа - Приемы для организации работы на этапе «Оценка. Применение».
  • Обсуждение работы. Представление группами своих проектов.

Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ - для меня было многое важным и интересным.
  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - использованные приемы в мастер-классе буду применять в
  • своей деятельности.
  • СРЕДНИЙ - для меня было недостаточно данной информации
  • БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.
  • МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Презентация