Что интересует моих учеников? Я думаю, что узнать это не так уж трудно. Можно прямо спросить его. Но лучше всего создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой воспитывается личность как носитель социально-ценностных отношений и индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее своё личностное “я”.
Какой он личностью станет, зависит от системы воспитания и обучения.
Личность определяется тем,
- что она знает;
- что она ценит;
- что и как она созидает;
- с кем и как она общается;
- каковы её эстетические потребности;
- как она их удовлетворяет.
Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными потенциалами(они играют основную роль и задают направление воспитательной деятельности):
1. Познавательный потенциал - определяется объёмом и количеством информации, которой располагает ученик, Включает психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности ученика.
2. Морально-нравственный потенциал - определяется приобретёнными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироощущении.
3. Творческий потенциал - определяется умениями и навыками. Способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
4. Коммуникативный потенциал - определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.
5. Эстетический потенциал - определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в “потреблении” произведений искусств.
Урок зеркально отображает воспитательную деятельность в школе, семье, несёт на себе отпечаток личности учителя. На уроке ребёнок учится анализировать произведения, изучает прекрасный и сложный мир, прикасаясь к чтению и восприятию художественного произведения. “Читатель – это тот, который судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рассуждая.” (Роджерс)
Говоря о компонентах целостного анализа, а это и название произведения, эпиграф, проблематика, идея художественного образа, значимость эпизода и др., я не имею в виду, что на уроке надо использовать каждый компонент. Можно по-разному смотреть на текст, но очень важно подобрать такой аспект, который поможет пережить и понять смысл произведения. Важно сосредоточить внимание ребят на образе героя, развить умение называть и различать чувства и мысли, переживания, какими средствами это решается, изобразительными или выразительными, какие приёмы используются, т.е.поиск ключа анализа будет совместным творчеством учителя и ученика.
Это устные виды деятельности, но не менее важны и письменные работы для восприятия и влияния того или иного произведения на приведение в особое расположение души и сердца ребёнка, родственное авторскому. Например: опиши тишину, не употребляя слово “тихо”, опиши состояние радости, не употребляя этого слова, а теперь посмотрим, как это сумел передать поэт…; попробуй описать утро, вечер, акцентируя внимание на звуках, красках. Такие письменные работы на самоуглубление сильнее актуализируют внутренний мир ребёнка, учат думать над словом, грустить или искренне радоваться, печалиться или восторгаться, т.е. активнее включаться в процесс сопереживания и соразмышления.
Именно так это происходит при подведении итогов работы над тем или иным произведением.
Закрыта последняя страница романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. Я задаю на дом отметить закладками, небольшими набросками всё, что касается семьи Ростовых по томам, частям на выбор, но с таким условием, чтобы всё было охвачено. И вот на следующем уроке ищем ответ на вопрос: “ОТЧЕГО НАТАША И НИКОЛАЙ РОСТОВЫ С ТАКОЙ ЛЮБОВЬЮ И НЕЖНОСТЬЮ ОТНОСИЛИСЬ К ОТЦУ И МАТЕРИ.”
(Этот вопрос должен быть задан присутствующим на мастер-классе)
Да, граф и графиня безмерно добры, приветливы, душой и сердцем открыты детям, гостям, всякому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме – удовольствие. Даже если нет торжества, приподнятое настроение не покидает Ростовых. Их дом наполнен детьми, к которым они относятся, как и к гостям, С ВЕЛИЧАЙШИМ УВАЖЕНИЕМ, будь это юный Петя или зрелый Николай, приёмная или родная дочь.
Старшие Ростовы не только советуются с детьми, выручают их, но и слушаются, когда они правы. Редкое качество не быть “господами” своих детей, слышать их просьбы, упрёки, приказы. ПОМНИТЕ, НАТАША буквально заставила маменьку разгрузить несколько подвод и отдать их раненым.
Николай, и в особенности Наташа, душой осознают многим недоступную истину: пока живы родители МЫ ДЛЯ НИХ КТО? (Я этот вопрос задаю детям и гостям мастер-класса ) КОНЕЧНО - ДЕТИ !
КАК ЭТО ВАЖНО - ПОДОЛЬШЕ СОХРАНЯТЬ В СЕБЕ РЕБЁНКА!
Родители остаются с нами, даже когда уходят. Тем не менее сделаем всё возможное, чтобы отодвинуть горькую минуту расставания с ними, где-то и с самим собой.
А пока полистаем домашние страницы романа, может, среди очевидных аргументов есть и этот? Дети Ростовых мудры сердцем, надо услышать его биение в романе. Услышать и усвоить ещё одну непростую истину: старики не только радость, но и бремя забот, тягот, Подспудно хочется освободиться, поторопить… ОСТАНОВИТЕСЬ! НЕ ДУМАЙТЕ! - слышится голос Толстого.- ПОЩАДИТЕ В СЕБЕ РЕБЁНКА!
Может, это только кажется, голоса-то никакого не было?
Урок не завершён, не повод для размышлений, а источник для нас этот разговор, он заставляет снова вернуться к книге.
Ребята не подозревают, что они, а не книга – первоценность, что их воспитывают.
Включаясь в работу над романом, они становятся открытыми, доступными в человеческом плане, это позволяет сказать нечто такое, о чём не скажет и сама книга.
И снова листаем страницы романа, на сей раз другая проблема.
ТРАДИЦИИ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений:
Идеи образ действий взгляды обычаи вкусы
ТРАДИЦИИ БЫВШЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ
1. Вечера
2. Званые обеды
3. Семейные чаепития
4. Деревенские праздники
5. Охота
6. Святки с гаданием
7. Пожертвования
8. Рауты
9. Русские балы
Задаю проблемный вопрос:
КАКУЮ ИЗ ТРАДИЦИЙ БЫВШЕЙ РУССКОЙ ЖИЗНИ вам БОЛЕЕ ВСЕГО ЖАЛЬ?
После того как участники мастер-класса обменяются своими мнениями, я зачитываю некоторые ответы учащихся.
“…Мне более всего жаль традицию вечернего семейного чаепития, когда все сидели за столом и о чём-то говорили, а теперь все смотрят телевизор и молчат”.
“…Мне очень жаль, что нет вечеров, на которых можно было поговорить об интересующей тебя проблеме”.
“…Мне жаль, что теперь не читают вслух детям и домашним по вечерам Пушкина, Диккенса, Скотта, Толстого и Чехова. Когда у меня будет семья, дети, то я сам буду читать вслух, а все вокруг будут сидеть и слушать”.
“…А мне очень понравился детский праздник у Йогеля. Очень жаль, что у меня не будет первого бала, а то я бы сшила себе длинное платье”
Анализируя ответы учащихся, я увидела, что ребята тоскуют по общению чисто семейному, что традиции семьи, несмотря ни на что играют главную роль у детей. Что решение подобных ситуаций позволяют учащимся многое понять в одноклассниках, в самих себя. Использование компонентов целостного анализа романа помогли нам пережить чувство теплоты дома. Л.Н.Толстому прекрасно удаётся подсмотреть, подслушать в наших чувствах, используя всё своё мастерство, как автора, направить нас на то, чтобы у нас воспитывалось чувство трепетного отношения к родителям, и тем традициям, которые они переняли от своих предков и передали нам.
Мои учащиеся с удовольствием пишут творческие работы, по фотографиям из семейного альбома, занимаются исследовательской деятельностью, выбирая темы: “Образ семьи в романе “Тихий Дон” М.А.Шолохова, “Традиции моей семьи” и др.