Цели: привлечь учащихся к неформальному творческому общению; стимулировать индивидуальное творческое развитие и укреплять веру в свои силы; способствовать активной социализации подростков.
Оборудование: распечатка стихотворения Пастернака «Снег идет»; бумага, краски, кисти, карандаши; компьютер; мультимедиа; музыка для релаксации.
На доске эпиграф:
Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика, состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце… К. Дитмар
ХОД УРОКА
1. Вступление. Работа с эпиграфом
– На что нацеливает нас Карл Дитмар своими словами?
– Давайте попытаемся сегодня быть более внимательными: присматриваться и прислушиваться ко всему разнообразию жизни, чтобы она стала для нас интересней и радостней.
– Вы любите зиму? Почему?
2. Индуктор
– Вопрос-провокация: как вы относитесь к снегу7
– Возьмем, к примеру, стихи Бориса Пастернака. У него очень много «зимних» стихотворений, и везде в них снег, но он всегда разный. Остановимся на одном из произведений – стихотворении «Снег идет». Послушайте его внимательно, а потом поделимся своими ассоциациями.
Чтение стихотворения учителем.
3. Анализ стихотворения. Деконструкция
– Что навеяло вам это произведение?
– Как вы думаете, почему наши картинки не совпадают? (Индивидуальность восприятия).
– Попробуем разгадать «слов причудливый узор» в этом поэтическом тексте.
Переверните листочки, которые лежат перед вами. На них напечатан текст стихотворения. Прочитайте его.
– Какие ассоциации возникли теперь? Какие слова требуют пояснения?
– Какова картина мира, изображенная в произведении? Назовите объекты и предметы окружающего мира, их качества.
– Какие объекты, свойства, качества нельзя отнести к реальным?
– Меняется ли что-нибудь в этой картине по ходу текста? Есть ли движение?
– А что меняется? Меняется ли настроение? Какое оно?
4. Реконструкция
– Свои мысли, чувства, ассоциации мы с вами тоже можем воплотить творчески. Каждый из нас волен выбрать способ воплощения своих ассоциаций: кто-то напишет стихи, кто-то прозаическую лирическую миниатюру, кому-то можно поработать над анализом исходного текста (предоставить план анализа), кто-то нарисует картину.
– Возможны индивидуальные и групповые работы.
5. Творческая работа учащихся (время 15-20 мин.)
– Сопровождать вашу работу будет музыка.
6. Представление работ учащихся
7. Рефлексия
– Удалось ли нам на основе уже созданного произведения создать что-то новое?
– А что из созданного вам понравилось?
– Какое настроение сопровождало ваш творческий процесс?
8. Задание на дом
– Доработать продукты своей творческой деятельности, сдать на проверку и получить оценку.