Девиз урока в условиях мастерской:
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
(Анатоль Франс)
Задание 1 (индуктор)
Предлагаю посмотреть на картинки и ответить на вопрос: Чем они отличаются друг от друга?
Индивидуальная работа.
Задание 2 (самоконструкция)
Какие ассоциации возникают со словом «размер». Где еще мы встречались со словом «размер»?
Индивидуальная работа.
Задание 3 (социоконструкция)
Предлагаю строки из стихотворения с 2-х стопными (сложными) и 3-х стопными размерами. Они обозначены разными цветами (желтым, розовым).
Вопрос: Есть ли разница в звучании отрывков стихотворений?
Работа в парах Обсуждаем. Слушаем. Дополняем.
Розовый:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин «Бесы»)Желтый:
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
(М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль»)
Задание 4 (социоконструкция)
Предлагаю каждой группе примеры стихотворений разных авторов. Надо создать схемы этих стихотворений пользуясь обозначениями «-» безударный слог, «-'» ударный слог.
Индивидуальная работа. Работа в группах. Обсуждение.
Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой,
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский «Лесной царь»)Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
(А.А. Сурков «Песня смелых»)Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
(А.С. Пушкин «Зимняя дорога»)Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
(А.С. Пушкин «К***»)Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздухе - вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...
(А. Блок «Ворона»)
Задание 5 (афиширование)
Предлагаю вывесить на доску полученные схемы.
Ответы:
Жуковский «Лесной царь» - амфибрахий.
Пушкин «Зимняя дорога» - хорей.
Сурков «Песня смелых» - дактиль.
Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье...») – ямб.
Блок «Ворона» - анапест.
Задание 6 (разрыв)
Задаю вопрос: А знаете ли вы, что каждая схема соответствует определенному стихотворному размеру?
Найдите в учебнике определения данных размеров. Пропишите схемы.
Работа в группах Уточняем. Дополняем.
Задание 7 (разрыв)
Предлагаю попробовать сочинить стихотворение.
Индивидуальная работа. (Готовые детские работы представлены в Приложении.)
Задание 8 (рефлексия)
1. Что не знал - узнал?
2. Что было трудно (легко)?
3. Что (не) понравилось?