Цели: демонстрация технологии театральной педагогики в процессе организованной познавательной деятельности.
Оборудование: слайды для мультимедийного оборудования, тексты для проигрывания эпизодов, маски трагедии и комедии.
План проведения мастер-класса.
- Постановка задачи формирования надпредметной компетенции (умение «видеть» образы, способность к воображению).
- Постановка задачи формирования предметной компетенции (умение перевоплощаться, входить в образ, чувствовать противостояние двух муз: трагедии и комедии).
- Демонстрация путей решения поставленных задач в процессе организованной познавательной деятельности: учитель-ученик.
- Рефлексия.
- Подведение итогов.
Ход мастер-класса
Эмоциональный настрой учащихся:
– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни. Вспомнили?
Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой урок.
Слайд 1. Стихи на экране.
Дочери одной богини,
Две разноликие сестры.
И даже чувства в этих образах
Так не похожи, так разны.
Одна ликует бесконечно,
Смеется, радостью кипит,
Другая вся в тоске мятежной
Страдает, гибнет и грустит.
– Вслушайтесь внимательно в эти строки. Сколько образов видим мы здесь? (два)
– Похожи они друг на друга? (нет)
– Докажите их непохожесть, используя глаголы-характеристики.
Ликует | страдает | |
смеется | гибнет | |
Радостью кипит | грустит |
– Как мы называем такие слова в русском языке? (антонимы)
– Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)
– Да, это противоположные по значению слова. И эти слова как нельзя лучше показывают наше отношение к жизни. Мы радуемся – и у нас прекрасное настроение. Но вот в силу обстоятельств настроение наше меняется мы грустим, страдаем.
Слайд 2. Маски на экране.
– А теперь еще раз посмотрим на экран. О ком же здесь идет речь?
Догадались? Кто они – эти две разноликие сестры? (нимфы… богини…)
– Если затрудняетесь ответить, используйте подсказку: Они – «две дочери одной богини… (может быть, речь идет о музах?)
– Правильно, это музы. А кто такие музы? (они – покровительницы искусств. Грустная – муза трагедии, веселая – муза комедии).
– Какие еще музы вам известны? (Терпсихора, Клио, Урания, Эрато, …)
– А всего их было девять. Девять дочерей богини памяти Мнемозины и главного бога Зевса.
Слайд 3. Девять муз.
– Вот они перед вами на экране:
- Терпсихора
- Талия
- Полигимния
- Клио
- Мельпомена
- Эвтерпа
- Каллиопа
- Эрато
- Урания
Мы сегодня поговорим о Мельпомене и Талии, а тема нашего мастер-класса звучит так: «Две маски одного лица».
Слайд 4.
Есть такое крылатое выражение «Все познается в сравнении». Действительно ли это так, мы узнаем после выполнения практических заданий.
Слайд 5.
– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
Через час, даю вам слово!
Ну, спасибо, мистер Сноу!
(прочитать это четверостишие с разными интонациями).
Психологический тренинг. Работа с масками.
– А теперь включайтесь в работу, ребята. У вас на столах лежат маски-образы комедии и трагедии. Оденьте их. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите в глаза. Каждая пара получает определенные темы, которые необходимо произнести с разными интонациями.
1 пара – погода
2 пара – школа
3 пара – лотерея
4 пара – дискотека.
(выполняют задание)
Теперь поменяйтесь масками. Перед вами лежат листочки, на которых записаны отрывки из литературных произведений. Вы должны выбрать отрывок, соответствующий вашей маске, вашему настроению и зачитать его с определенной эмоцией.
Теперь в течение нескольких секунд постарайтесь проанализировать свои ощущения. В какой ситуации вы чувствовали себя комфортно? (Когда говорили о приятном)
А когда преобладали отрицательные эмоции? (когда говорили о чем-то плохом, неприятном)
Отчего, как вам кажется, это происходит? (от того, с какой интонацией мы будем произносить слова, какой смысл в них вкладывать).
Слайд 6.
Теперь закрепим наши изыскания на практике. Работаем с текстом стихотворения В. Берестова «Дракон».
В дверь диетической столовой
вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» – сказал
и, улыбаясь, заказал:
Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой глотки – селедки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – тоже.
Для этого личика – два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.
Каждая группа выполняет своё задание.
1 группа – дракон добрый, улыбчивый, вежливый.
2 группа – дракон злой, раздражённый.
(подготовка 1-2 минуты)
Выполняют задание.
Молодцы, вы смогли передать характеры своих драконов. А теперь попробуем сделать вывод: что же является главным средством для создания характера персонажа и передачи событий? (речь действующих лиц).
Правильно! Это словесные средства выражения характера героя. Но существуют и другие средства. Какие? (несловесные).
Правильно, они помогают точнее выразить мысль, характер героев. А как они называются? (жесты и мимика)
Ещё есть грим и костюмы. Но мы сегодня в нашем импровизированном театре прекрасно обошлись без костюмов.
Слайд 7.
А теперь подведём итог.
Кто из вас отважится прочитать стихотворение «Кислые стихи»?
Слайд 8.
Кислые стихи.
Встало солнце кислое.
Смотрит небо скисло.
В кислом небе
Кислое облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый,
Скисло все варенье,
Потому что кислое
Было настроение.
Вывод. От выразительно звучащей речи, от правильно подобранной интонации многое зависит в нашей жизни. Грусть и радость всегда рядом, хотя и противостоят друг другу, так же как трагедия противостоит комедии.
Сравните маски, которые у вас в руках. Они непримиримы:
- Скорбь и радость
- Отчаянье и надежда
- Боль и наслаждение
Так несходно откликаются на противоречия жизни трагедия и комедия. А мы должны уметь эти противоречия сглаживать, и в этом заключается мудрость жизни.
Слайд 9.
Писатель Александр Грин однажды сказал: «… Есть не меньшие чудеса на свете: Улыбка, веселье, прощение – и, вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – владеть всем».
Постараемся и мы с вами, дорогие друзья, сделать одно чудо своими руками и сказать друг другу фразу А. Грина, продолжив её по-своему:
«Никогда не бойся…»
Это строчка из его романа «Дорога в никуда». (дети говорят своё продолжение фразы, у автора так «Никогда не бойся ошибаться»)
Я хочу предложить свой вариант
Никогда не бойся ошибаться,
На ошибках учимся, друзья.
Никогда не бойся сказать правду,
Ведь порой она нам так нужна.
Никогда не бойся научится у людей
Тому, что сам не знал…
«Никогда не бойся…» – в этом мудрость,
В это наш большой потенциал!