Мастер-класс "Две маски одного лица"

Разделы: Литература


Цели: демонстрация технологии театральной педагогики в процессе организованной познавательной деятельности.

Оборудование: слайды для мультимедийного оборудования, тексты для проигрывания эпизодов, маски трагедии и комедии.

План проведения мастер-класса.

  1. Постановка задачи формирования надпредметной компетенции (умение «видеть» образы, способность к воображению).
  2. Постановка задачи формирования предметной компетенции (умение перевоплощаться, входить в образ, чувствовать противостояние двух муз: трагедии и комедии).
  3. Демонстрация путей решения поставленных задач в процессе организованной познавательной деятельности: учитель-ученик.
  4. Рефлексия.
  5. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

Эмоциональный настрой учащихся:

– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни. Вспомнили?

Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…

Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой урок.

Слайд 1. Стихи на экране.

Дочери одной богини,
Две разноликие сестры.
И даже чувства в этих образах
Так не похожи, так разны.
Одна ликует бесконечно,
Смеется, радостью кипит,
Другая вся в тоске мятежной
Страдает, гибнет и грустит.

– Вслушайтесь внимательно в эти строки. Сколько образов видим мы здесь? (два)

– Похожи они друг на друга? (нет)

– Докажите их непохожесть, используя глаголы-характеристики.

Ликует          страдает
смеется   гибнет
Радостью кипит   грустит

– Как мы называем такие слова в русском языке? (антонимы)

– Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)

– Да, это противоположные по значению слова. И эти слова как нельзя лучше показывают наше отношение к жизни. Мы радуемся – и у нас прекрасное настроение. Но вот в силу обстоятельств настроение наше меняется мы грустим, страдаем.

Слайд 2. Маски на экране.

– А теперь еще раз посмотрим на экран. О ком же здесь идет речь?

Догадались? Кто они – эти две разноликие сестры? (нимфы… богини…)

– Если затрудняетесь ответить, используйте подсказку: Они – «две дочери одной богини… (может быть, речь идет о музах?)

– Правильно, это музы. А кто такие музы? (они – покровительницы искусств. Грустная – муза трагедии, веселая – муза комедии).

– Какие еще музы вам известны? (Терпсихора, Клио, Урания, Эрато, …)

– А всего их было девять. Девять дочерей богини памяти Мнемозины и главного бога Зевса.

Слайд 3. Девять муз.

– Вот они перед вами на экране:

  1. Терпсихора
  2. Талия
  3. Полигимния
  4. Клио
  5. Мельпомена
  6. Эвтерпа
  7. Каллиопа
  8. Эрато
  9. Урания

Мы сегодня поговорим о Мельпомене и Талии, а тема нашего мастер-класса звучит так: «Две маски одного лица».

Слайд 4.

Есть такое крылатое выражение «Все познается в сравнении». Действительно ли это так, мы узнаем после выполнения практических заданий.

Слайд 5.

– Мистер Сноу! Мистер Сноу!
Вы придете в гости снова?
Через час, даю вам слово!
Ну, спасибо, мистер Сноу!

(прочитать это четверостишие с разными интонациями).

Психологический тренинг. Работа с масками.

–  А теперь включайтесь в работу, ребята. У вас на столах лежат маски-образы комедии и трагедии. Оденьте их. Повернитесь лицом друг к другу, посмотрите в глаза. Каждая пара получает определенные темы, которые необходимо произнести с разными интонациями.

1 пара – погода
2 пара – школа
3 пара – лотерея
4 пара – дискотека.

(выполняют задание)

Теперь поменяйтесь масками. Перед вами лежат листочки, на которых записаны отрывки из литературных произведений. Вы должны выбрать отрывок, соответствующий вашей маске, вашему настроению и зачитать его с определенной эмоцией.

Теперь в течение нескольких секунд постарайтесь проанализировать свои ощущения. В какой ситуации вы чувствовали себя комфортно? (Когда говорили о приятном)

А когда преобладали отрицательные эмоции? (когда говорили о чем-то плохом, неприятном)

Отчего, как вам кажется, это происходит? (от того, с какой интонацией мы будем произносить слова, какой смысл в них вкладывать).

Слайд 6.

Теперь закрепим наши изыскания на практике. Работаем с текстом стихотворения В. Берестова «Дракон».

В дверь диетической столовой
вошел дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте!» – сказал
и, улыбаясь, заказал:
Для этой головы, пожалуйста, халвы.
Для этой пасти – прочие сласти.
Для этой глотки – селедки.
Для этой башки – пирожки.
Для этой рожи – тоже.
Для этого личика – два сдобных куличика.
Что еще? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

Каждая группа выполняет своё задание.

1 группа – дракон добрый, улыбчивый, вежливый.

2 группа – дракон злой, раздражённый.

(подготовка 1-2 минуты)

Выполняют задание.

Молодцы, вы смогли передать характеры своих драконов. А теперь попробуем сделать вывод: что же является главным средством для создания характера персонажа и передачи событий? (речь действующих лиц).

Правильно! Это словесные средства выражения характера героя. Но существуют и другие средства. Какие? (несловесные).

Правильно, они помогают точнее выразить мысль, характер героев. А как они называются? (жесты и мимика)

Ещё есть грим и костюмы. Но мы сегодня в нашем импровизированном театре прекрасно обошлись без костюмов.

Слайд 7.

А теперь подведём итог.

Кто из вас отважится прочитать стихотворение «Кислые стихи»?

Слайд 8.

Кислые стихи.
Встало солнце кислое.
Смотрит небо скисло.
В кислом небе
Кислое облако повисло.
И спешат несчастные
Кислые прохожие,
И едят ужасное
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый,
Скисло все варенье,
Потому что кислое
Было настроение.

Вывод. От выразительно звучащей речи, от правильно подобранной интонации многое зависит в нашей жизни. Грусть и радость всегда рядом, хотя и противостоят друг другу, так же как трагедия противостоит комедии.

Сравните маски, которые у вас в руках. Они непримиримы:

  • Скорбь и радость
  • Отчаянье и надежда
  • Боль и наслаждение

Так несходно откликаются на противоречия жизни трагедия и комедия. А мы должны уметь эти противоречия сглаживать, и в этом заключается мудрость жизни.

Слайд 9.

Писатель Александр Грин однажды сказал: «… Есть не меньшие чудеса на свете: Улыбка, веселье, прощение – и, вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – владеть всем».

Постараемся и мы с вами, дорогие друзья, сделать одно чудо своими руками и сказать друг другу фразу А. Грина, продолжив её по-своему:

«Никогда не бойся…»

Это строчка из его романа «Дорога в никуда». (дети говорят своё продолжение фразы, у автора так «Никогда не бойся ошибаться»)

Я хочу предложить свой вариант
Никогда не бойся ошибаться,
На ошибках учимся, друзья.
Никогда не бойся сказать правду,
Ведь порой она нам так нужна.
Никогда не бойся научится у людей
Тому, что сам не знал…
«Никогда не бойся…» – в этом мудрость,
В это наш большой потенциал!

Презентация.