Литература
-
Литературный суд (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2009
Инсценировка направлена на достижение многих целей: решение теоретических и практических проблем, формирование сотрудничества в группе. На уроке учащиеся учатся выделять проблему, готовить за короткое время выступление, ясно и точно излагать мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, дополнять, возражать. Нестандартная фора урока заставляет учащихся по - новому взглянуть на произведение Грибоедова, соотнести проблемы, поставленные драматургом в начале XIX века с современными проблемами, воспитывает негативное отношение ко лжи, подхалимству, угодничеству.
-
Литературный суд. "Теоретически это интересно: ну, а практически что? Кто теперь перед вами?" (по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце") 2008
На сегодняшнем заседании "литературного суда" рассматривается дело Шарикова Полиграфа Полиграфовича. Дело состоит из трех томов. В деле представлены материалы прессы, средств массовой информации, а также вещественные доказательства (кусок колбасы "особенная краковская", рыба-семга, дневник доктора Борменталя, разбитая дверь туалета, лопнувшая труба, видеокассета к/ф "Собачье сердце" режиссера-постановщика Л.К. Зверева).
-
Литературный суд. Ролевая игра по теме «Повесть В.Г. Распутина "Живи и помни"». 10-й класс 2013
Цель мероприятия: совершенствовать формы работы с книгой в развитии умений интерпретации текста произведения, формировать у учащихся глубокие убеждения, активную гражданскую позицию, любовь к родине. Учениеи так убедительны в роли судьи, адвоката, проблемы настолько социально остры, что происходящее уже не воспринимается за игру.
-
Литературный турнир "По следам древнерусской литературы". 9-й класс 2016
Методическая разработка литературного турнира поможет учителю организовать повторение и закрепление материала по теме «Древнерусская литература» в 9-м классе. Данная работа содержит презентацию, в которую включён богатый иллюстрированный материал, позволяющий повысить познавательную мотивацию обучающихся, наполнить зрительными образами тексты произведений древней Руси.
-
Литературный турнир «Муза радости и печали в творчестве Н.А. Некрасова» 2015
Цели урока: закрепить в памяти изученное по творчеству Н.А.Некрасова; научить детальному изучению текста; привить любовь к русской литературе, интерес к творчеству Н.А.Некрасова.
-
Литературный турнир для учащихся 5–8-х, 9–11-х классов 2012
Форма литературного турнира позволяет повысить интерес учащихся к изучаемым произведениям, активизировать их работу на уроке и творческое осмысление программного материала. Предлагаемый материал содержит сценарий уроков в форме турнира для 5–8-х и 9–11-х классов. Задания турнира имеют межпредметный характер (литература-музыка, литература-живопись, литература-москвоведение), работают над расширением кругозора учащихся, развитием познавательных способностей.
-
Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" 2005
Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский" - сочетание принципа научности и занимательного литературоведеня.
-
Литературный турнир по творчеству А.С. Пушкина "В дорогу за сказками" (5–6-е классы) 2014
Мероприятие воспитывает читателя внимательным к слову, учит глубоко анализировать сказки А.С. Пушкина, развивает интерес к литературной сказке. Условия литературного состязания продумывает каждый учитель. Важно провести предварительную работу по сказкам.
-
"Литературный турнир". Систематизация знаний по русской литературе за курс 6-го класса 2013
В нетрадиционной форме повторяется изученный материал по русской литературе. Учащиеся в игре-соревновании отвечают на вопросы по произведениям, решают кроссворд, систематизируют знания по предмету.
-
Литературный урок на тему: "Имя и душа" 2010
Урок посвящен русской поэтессе М.И. Цветаевой. Детям рассказывается о тяжелой судьбе поэтессы, воспитывается любовь к русской поэзии.
-
Литературный фестиваль, посвященный творчеству С.В. Михалкова «Дело было вечером, делать было нечего…» 2016
Методическая разработка представляет собой сценарий интегрированного мероприятия о жизни и творчестве С.В.Михалкова, рассчитанного на учащихся 1–11-х классов. Формы межпредметной учебной интеграции, применяемые на уроках литературы, и библиотечные инновации помогают изучить тему увлекательно и доступно, развивают творческие способности учащихся, готовят к дальнейшему восприятию произведений С.В.Михалкова.
-
Литературный хоккей по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". 5-й класс 2014
В условиях перехода на второе поколение ФГОС от ученика требуется сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Данный урок с использованием игровой технологии (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") в 5-м классе способствует этому. На уроке в игровой форме проверяются знания учащихся. Учащиеся заинтересованы в результатах игры и принимают активное участие и при составлении вопросов, и при ответах на вопросы противника в ходе игры.
-
Литературный час "Жизнь и творчество А.А.Фадеева" (к 120-летию А.А.Фадеева) 2022
Представлен сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству А.А.Фадеева.
-
Литературный час "Природа и мы". 6-й класс 2007
В рамках регионального компонента в нашей школе проводится устный литературный журнал "Диалоги с В.П. Астафьевым". В 6-х классах литературный час назывался "Природа и мы" (по рассказам "Белогрудка", "Слезы тигра" и др.). В 7-х – "Защищая мир, они защищали будущее" (рассказ "Сибиряк"). В 8-х – "На Часовенной горке" (рассказ "Далёкая и близкая сказка"). Эпиграфом к страницам литературного журнала стали слова В.П. Астафьева: "Всему свой час и всякому делу под небесами..."
-
Литературный час "…сохранить в себе душу…" (по новелле "Царь-рыба") 2012
"В его произведениях звучит страстный призыв к осознанию ответственности человека за всё, что происходит на Земле...", - так сказал о В.П. Астафьеве В. М. Михайлюк. Учителями-словесниками разработан устный литературный журнал "Диалоги с В.П.Астафьевым "Всему свой час и всякому делу под небесами...". В статье представлена четвертая страница журнала - "...сохранить в себе душу...".
-
Литературоведческий анализ стихотворения Ярослава Смелякова "Памятник" 2009
Данная работа может быть использована на уроках литературы в старших классах как образец литературоведческого анализа поэтического произведения, так как учащиеся зачастую испытывают трудности при выполнении подобных творческих работ. Этот материал (в полном объёме или частично) можно также использовать на уроках, посвящённых изучению поэзии XX века, на занятиях элективных курсов по литературе.
-
Литературоведческий анализ художественного текста как средство формирования информационной и коммуникативной компетентностей на уроках литературы в 9-м классе 2011
В процессе работы над рассказами А.П. Чехова ученики приходят к выводу, что подтекстная связь конца и начала произведения заставляют переосмыслить и образ героя, и уклад его жизни, воплощённый во внешне скудном событиями дне. Емкость же чеховского художественного времени создаётся сложением разных систем отсчёта времени, что представляет собой столкновение не только различных голосов и мнений, но и столкновение временных форм.
-
"Литобъединения. О важности диалога на равных и пьесах Петрушевской Л.С." 2009
Статья о литературных объединениях, их важности в литературной жизни. Обсуждение пьес Петрушевской.
-
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2008
Статья "Лицей в жизни и творчестве А.С.Пушкина" представляет собой разработку урока литературы в 6-м классе, начинающего тему, посвящённую творчеству великого русского поэта. Урок сопровождается показом слайдов презентации. В ходе занятия ученики отвечают на проблемный вопрос: "Как годы учебы в лицее повлияли на становление личности будущего поэта?" При подготовке к занятию класс делится на группы, которые показывают результаты своей работы на уроке.
-
"Лицейское творчество. Лицейские музыканты" 2008
На уроке "Лицейское творчество. Лицейские музыканты" учащиеся познакомятся с литературным и музыкальным творчеством лицеистов. Урок проводится в форме устного журнала.
-
Личностно ориентированное обучение на уроках литературы 2009
Особенностью личностно ориентированного урока является взаимодействие учащихся на уроке; им предоставляется свобода выбора заданий по содержанию, виду, форме.
-
Личностно ориентированный урок в 7-м классе. Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение "Размышления у парадного подъезда" 2011
Цели урока – привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением «Размышления у парадного подъезда»; cформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова.
-
Личностно ориентированный урок. "В чем смысл жизни?" (по сказкам "Премудрый пискарь" и "Пропала совесть" М.Е. Салтыкова-Щедрина) 2011
Урок литературы построен на основе технологии ЛОО. На уроке учащиеся самостоятельно добывают знания. Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию "Я-концепции".
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы 2003
В данной статье рассматриваются теоретические и практические вопросы применения технологии личностно-ориентированного обучения на уроках литературы в общеобразовательной школе.
-
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы. Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" 2009
Методическая разработка урока литературы адресована учителям, начинающим внедрять в практику инновационные технологии, желающим повысить интерес учащихся к изучению классической литературы.
-
Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" 2006
Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта учащихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приёма делового сотрудничества и т.д. Данная разработка урока может быть рекомендована для практического использования учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.
-
Личностно-ориентированный урок литературы на тему: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева" 2006
Предлагаемый урок был проведён в качестве заключительного по творчеству И.С. Тургенева. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающие задания: Класс разбит на четыре разноуровневые группы. Согласно личностно-ориентированным характеристикам между учащимися были распределены роли, в соответствии с которыми они и получили задания. Рефлексия является особо значимым этапом, так как именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации. Поэтому итогом учебной деятельности детей на уроке стала письменная творческая работа - письменный ответ на проблемный вопрос, создание собственного текста. Домашнее задание трёхуровневое.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе в 9-м классе по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Исследование духовного мира Татьяны Лариной. "Письмо Татьяны к Онегину" 2009
Урок составлен по технологии личностно-ориентированного обучения. Главная цель учащихся – исследуя духовный мир Татьяны Лариной, найти значение понятия «духовность». Получая новые знания, дети смогут научиться различным способам деятельности: исследованию, анализу, обобщению, созданию творческого продукта.
-
Личностно-ориентированный урок по литературе. "Любовь и счастье в романе И.Тургенева "Отцы и дети" 2009
Назначение личностно-ориентированных уроков состоит в том, чтобы содействовать становлению человека. Такие уроки позволяют пополнить опыт творческой деятельности и развивают эмоционально-ценностный мир личности через сопереживание героям в ходе чтения и анализа художественного произведения.
-
Личностно-ориентированный урок развития речи 2005
Личностно-ориентированный урок - это такой урок, на котором ученик является субъектом обучения, поскольку ребенок развивает свой творческий потенциал. Именно на уроках русского языка и литературы учитель может создавать условия для совершенствования творческих возможностей учащихся. Учитель пытается разнообразить содержательную сторону урока, придумывает интересные задания. Все это имеет большое значение. Но отсутствие системы (а система предполагает осознанность и систематичность) не позволяет говорить о том, что эти действия стабильно влияют на образовательный процесс. Только ежедневная работа учителя по формированию у учащихся умения самостоятельно делать выбор уровня сложности позволяет говорить о целенаправленном саморазвитии и самосовершенствовании ребенка.