Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называются антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка.
В последнее время много говорится о воспитания человека культуры.
Технология воспитания человека культуры в личностно-ориентированном образовании, опираясь на имманентные процессы саморазвития субъекта обучения, должна иметь следующие инвариантные структуры, этапы единой технологии:
- Особая технологическая структура, “рождения”, “пробуждения”, “возникновения” духовности субъекта обучения – эту структуру называют мотивационной.
- Субъект обучения восходит к созданию образа отношения “человек-культура” – этап технологии создания образа.
- Субъект обучения обращается к внешнему анализу символов культуры в форме ассоциативных переживаний – рационально-чувственный технологический конструкт (ассоциативное переживание, сотворчество).
- Субъект обучения обращается к личностно-смысловому анализу своей судьбы как микрокосмоса культуры – смыслопоисковый этап технологии (внутренние личностные модели самотворчества).
- Субъект осуществляет творческие акты, конструируя свою среду по законам истины, добра и красоты – опытно-деятельный (диалого-творческий) этап технологии.
- Готовность субъекта технологии к выходу в реальную среду культуры для её творческой реорганизации – технологический этап – “проповедь”.
- Практика реальных отношений в культуре (жизнетворчество).
Урок – ведущая форма жизни детей. Урок литературы занимает среди других учебных дисциплин особое место. Он отличается большими эмоциями, тесно связан с духовной жизнью человека.
Процесс восприятия художественного произведения – очень сложное и индивидуально неповторимое явление. Оно значительнее своеобразнее процесса усвоения научных знаний. Художественная литература воздействует на очень широкую сферу психики, на мировоззрение, речь, этические и эстетические чувства, то есть, по существу, на формирование всей личности человека.
Знания учащихся по литературе особенные. Это сплав теоретических знаний об искусстве с образными представлениями и эстетическими чувствами. Если нет необходимого сопряжения и взаимной поддержки двух видов мышления, нет и подлинных знаний о литературе, так как отвлечённо-логические сведения, не связанные с непосредственными художественными впечатлениями и эмоциями, очень скоро забываются и не участвуют в художественном восприятии и оценке читаемого.
В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт. Произведение художника необходимо нам именно потому, что в нём есть ответ на наши вопросы: наши, потому что художник не ставил их себе и не мог их предвидеть. Каждое новое приближение к произведению искусства есть его воссоздание, каждый новый читатель есть как бы его новый автор.
Это значит, что художественному мышлению свойственен своеобразный перенос “на себя”, то есть слияние процесса познания произведения искусства с процессом самопознания. Продуктом этого слияния является процесс формирования личностного отношения к литературному произведению, когда “объективные” читательские открытия в тексте окрашиваются “субъективным” личностным восприятием на основе своего жизненного опыта
Школьный анализ художественного произведения должен обогащать читательское восприятие, содействовать развитию личности ученика, быть увлекательным. В этом случае он приводит к созданию “дидактического резонанса”, когда обучающие усилия учителя совпадают с собственными усилиями школьников. Учитывая это, необходимо организовать аналитическую деятельность учащихся таким образом, чтобы она стала продолжением чтения и охватывала “зону ближайшего развития” (Л. С. Выготский).
Приведу пример своего урока по литературе (программа Маранцмана) в 5 классе.
“О, жизнь, зачем ты нам дана?”
(Ф.Д. Кривин “Почему черепахи так долго живут?”)
Цели урока:
1. Подумать над тем, что значит жизнь человека и каково ее предназначение;
2. Уметь работать с подтекстом произведения.
Оборудование:
- Индивидуальные листы для каждого ученика.
- Тест “Знаете ли вы текст?”
- Конверты с текстами о черепахах (сведения из энциклопедий, справочников).
- Иллюстрации детей к рассказу.
- Фонозапись: Сен-Санс “Черепаха”.
- Карточки разного цвета для рефлексии.
- Географическая карта полушарий.
Ход урока.
I. Приветствие.
II. Тема урока, цели.
Чтение эпиграфа.
Взгляни на этот день!
Ведь в нем заключена жизнь.
В его коротком отрезке
Мы найдем все:
И блаженство роста,
И великолепие действия,
И великие достижения.
(Индийский поэт и драматург Калидас. Приветствие заре.)– Ребята, как вы поняли этот эпиграф?
– А какова связь между темой и эпиграфом?
– Давайте вспомним героев сказок, рассказов и подумаем, ради чего жили эти герои.
III. – А теперь давайте поговорим о черепахах. Что вы о них знаете?
Некоторые ребята получили сегодня письма от черепах.
Расскажите, пожалуйста, что вы узнали из этих писем.
– А кто из вас сможет найти на карте Галапагосские острова?
IV. Дома вы читали рассказ Феликса Давыдовича Кривина “Почему черепахи так долго живут? ” Сейчас каждый из вас проверит, насколько хорошо он знает текст. Для этого мы выполним с вами небольшой тест “Знаешь ли ты текст?” Самопроверка по коду.
Рефлексия:
красный – знаю текст хорошо,
синий – знаю частично,
зеленый – совсем не знаю.
V. Жанр произведения.
– А теперь давайте попробуем определить жанр произведения, с которым нам предстоит работать. Ведь от жанра произведения зависит очень многое. Обратите внимание на доску. В двух столбиках указаны особенности двух известных вам литературных жанров. Что это за жанры?
? (сказка) |
? (басня) |
Реальное Фантастическое Поучение |
Мораль Аллегория ( иносказание) Сатирическая направленность |
– К какому жанру относится произведение Ф.Д.Кривина? ( Сказка-басня, сказание) Записи в индивидуальных листах. Что мы можем сказать, зная только жанр произведения?
VI. Работа с текстом.
– Ребята, давайте вернемся к теме нашего урока и посмотрим, на что тратят свою жизнь герои произведения.
– На что тратит свою жизнь улитка, черепаха?
– Почему черепахи так долго живут?
– Как автор относится к этому? Какие средства помогли понять вам авторскую позицию?
– Знаменитый композитор Сен-Санс написал музыку о черепахах. Он тоже смеётся над ними. Послушайте внимательно. Подумайте, как композитору удалось передать это отношение?
(Замедлил знаменитый канкан).
– А теперь посмотрим на ваши рисунки. Кому удалось передать авторское отношение? С помощью чего это удалось сделать?
VII. Теперь вы разобьетесь на группы и решите, нужно ли мечтать о том, чего нет. Прав ли автор, который смеется над недостижимой мечтой черепах? Групповая работа. Рефлексия - результаты обсуждения в группе.
VIII. А сейчас дайте совет черепахам, которые так стремятся к Галапагосским островам, чтобы стать исполинским галапагосом.
(Работа на индивидуальных листах). Рефлексия – прочтение записанных советов.
IX. –Запишите свой ответ на вопрос, который был темой нашего урока: “О, жизнь, зачем ты нам дана?”. Рефлексия – прочтение записанных ответов.
Х. Давайте подведем итоги нашего урока. Поставьте на индивидуальном листе оценку за урок и объясните, почему вы поставили себе такую оценку. Рефлексия:
Красный – 5,
Синий – 4,
Зеленый – 3.
ХI. Подведение итогов.
Мне бы хотелось ещё остановиться на отдельных этапах урока.. Остановимся на первом этапе, на котором необходимо овладеть вниманием учащихся, настроить их на определённый эмоциональный тон. Именно на этом этапе ребёнок должен почувствовать, что проблемы, которые будут обсуждаться на уроке литературы, для него личностно-значимы. По данному вопросу существует множество рекомендаций психологов, методистов, преподавателей. Хотелось бы поделиться своими находками. Перед тем, как преступить к изучению поэтических произведений предлагаю ребятам составить свой текст на заданную тему, используя слова, выбранные из произведения, которое предстоит изучать. В течение пяти минут ребята пишут, а затем афишируют свои произведения. Можно предложить создать зрительные образы-рисунки или ассоциации, которые вызывают эти образы, и тоже их афишировать. Данная работа помогает включить творческое воображение ребёнка, помогает ему осознать свою непохожесть на других, и в то же время при афишировании работ учащийся понимает, что окружающие имеют свою точку зрения, свой взгляд на тот же самый образ, и это не только обогащает его мышление и восприятие, но и воспитывает толерантность. Можно задать в начале урока вопросы, актуальные для каждого ребёнка. Например, перед изучением “Вождя краснокожих” О’ Генри спросить детей, чем взрослые отличаются от детей, и почему взрослые, которые тоже когда-то были детьми, не хотят понять своего ребёнка? Для активизации работы можно объединить учащихся в группы (4-6 человек), дать возможность высказаться всем детям и вывести групповое решение. В старших классах в начале урока дети активно включаются в учебный процесс при написании мини-сочинений или эссе на дискуссионные темы (например, при изучении “Ромео и Джульетты” В. Шекспира – “Нужна ли такая любовь?”, или при разборе “Капитанской дочки” А. С. Пушкина – “Поездка Петруши в стан врага – это поступок взрослого человека или ребёнка?”) Данная работа продуктивна тем, что после совместного анализа текста к ней можно вернуться и посмотреть на одну и ту же ситуацию новым взглядом.
При работе над произведением нужно как можно чаще проводить параллели с реальной жизнью, в которой постоянно возникают те или иные ситуации, которые требуют разрешения. Предлагая свои решения, сравнивая себя с теми или иными героями, ребята на уроках литературы лучше начинают понимать себя, выстраивают свою систему ценностей, могут сформулировать и обосновать своё мнение.
Творчество писателя зависит от творчества читателя. Поэтому большое искусство в качестве одного из условий предполагает доверие к творческим возможностям читателя. Без учёта самостоятельного мнения, личностного восприятия каждого ученика преподавание литературы невозможно. Задача педагога – пробудить чувства и направить мысль своего воспитанника, не нарушая, а лишь умело корректируя процесс общения автора с читателем.
Личностно-ориентированное обучение на уроках литературы осуществляется через:
- учёт личного и жизненного опыта, возрастных особенностей учащихся;
- сочетание в преподавании приёмов эмоционально-образного и логико-понятийного путей постижения художественного произведения;
- организацию изучения художественного текста в процессе самостоятельной творческой деятельности школьников;
- организацию полифонического общения “писатель-учитель-ученик”, “учитель-ученик”, “ученик-ученик”, “ученик-писатель” в процессе изучения литературного произведения;
- побуждение учащихся к речевому высказыванию, формирование у них умения участвовать в дискуссии.