Литературный турнир по роману А.С. Пушкина "Дубровский"

Разделы: Литература


Что такое литературный турнир-урок и как его проводить

Литературный турнир – соревнование команд. Как в каждом состязании, в нем есть победители и побежденные. Но с каким бы счетом ни проиграла команда, какие бы ошибки, промахи, нелепости ни были допущены и проигравшими, и выигравшими, участники турнира никогда не получат плохой оценки, которая будет поставлена в журнал и дневник.

В команде у школьника снимается страх перед персональным наказанием и появляется свобода, право на ошибку: игра большая, все еще можно поправить. И, как ответная реакция на эту внутреннюю раскрепощенность, рождается чувство ответственности за команду.

Ведь именно эти два состояния – психологический комфорт и возможность реализовать себя – пожалуй, самое важное для школьников.

В зависимость от возраста школьников турниры продолжаются от полутора до двух часов.

И коль скоро это соревнование, то оно предполагает и награждение команд призами: команду-победителя – главным призом и проигравшую – утешительным.

Первое и главное условие турнира-урока – доскональное знание текста, на игру невозможно прийти, прочитав произведение “по диагонали”.

Ни для кого не секрет, что у современных “компьютерных” школьников уроки литературы часто проходят с “большим скрипом”. Так вот литературный турнир преодолевает этот “скрип”. Принцип научности в подходе к тексту сочетается с занимательным литературоведением. Такой неординарный подход к произведению отражает в себе конкурсные задания, направленные на формально-содержательный анализ текста, что не характерно для изучения литературы в обычной средней школе.

Турнирные конкурсы строятся не на выборочном, а на системном анализе произведения. Художественный текст рассматривается в его ключевых аспектах, таких как тематика произведения, проблематика, идея, изображенным мир, художественная речь, композиция.

Анализ художественной формы произведений различных авторов также дает убедительные наглядные результаты для выявления поэтики каждого писателя.

Таким образом, на турнире в концентрированной форме анализируются большие объемы текстов.

На турнире требуется не пересказ того, что написал автор учебника, или того, что сообщил учитель, а умение мобилизовать полученные знания и способность к оперативному самостоятельному мышлению.

Турнир становится для игроков хорошей школой перед выпускными и вступительными экзаменами. Школьники впервые встречаются с независимыми высоко профессиональными экспертами “со стороны”.

Для учителя литературы турнир–урок дает хорошую возможность широкой проверки, объективной оценки знаний учащихся. Причем имеются в виду проверка и оценка не столько членами жюри, которые, может быть, впервые встречаются с данным конкретным классом, сколько самим преподавателем. Он тоже, возможно, впервые увидит своих воспитанников со стороны.

Турнир является очень удобной формой повторения и закрепления пройденного материала как одного – двух произведений, так и всего курса литературы за год или даже за несколько лет. Конкретные конкурсные задания или определенные типы вопросов могут использоваться учителем в дальнейшем на традиционных уроках литературы.

Но самое большой удовольствие, которое приносит турнир тем, кто его делает и кто принимает участие в его проведении, - это радость непосредственного общения с учащимися. Никакая лекция, никакая экскурсия (жанры монологические по определению) не могут заменить этого взаимного сотрудничества, накопления взаимного опыта и взаимных переживаний. Практика подсказывает такой совет тем, кому захочется делать свои турниры: ваше заключительное слово об игре произносите до объявления результатов соревнования. чителя литературы турнир висимыми высоко профессиональными экспертами "е мобилизовать полученные знания и способность к ждого пприп

Вступление

Ведущий. Мы рады встретиться с вами на литературном турнире, цель которого - узнать насколько внимательно вы прочили роман А.С. Пушкина “Дубровский”, вникли в его содержание. В каждом состязании есть победители и побежденные. Но с каким бы счетом ни проиграла команда, какие ошибки и промахи ни были допущены и проигравшими, и выигравшими, участники турнира никогда не получат плохой оценки. На любом турнире, в том числе и на нашем, есть жюри. Поэтому я рада представить наших земских судей. Мы верим в то, что наш земский суд будет справедлив, нежели суд в романе “Дубровский”.

А теперь о конкурсах, которые нас ждут.

Далее сообщается о конкурсах. Представляются команды, капитаны. Далее ведущий сообщает, что жюри имеет право во всех конкурсах добавить любой команде от 0,5 до 1 балла за особенно понравившиеся ответы, а также может оштрафовать команды и болельщиков за подсказки, некорректное поведение. Ведущий проводит жеребьевку: какой команде первой начинать игру.

Описание конкурсов

Конкурс “Разминка”

Цель: выявить знание текста в его подробностях.

Конкурс проходит по схеме одноименного соревнования в телевизионной игре КВН. Ведущий кратко объясняет смысл и условия конкурса. Командам дается конверт, в котором находятся выдержки из писем, записки, встречающиеся в тексте повести. Задача команд - определить автора письма или записки и того, кому оно адресовано. Время на обдумывание ответов – 30 секунд. За соблюдением времени следит один из членов жюри. По окончании конкурса члены жюри комментируют игру, объявляют результаты соревнований. Максимальная оценка конкурса 3 балла.

Конкурс “Тесты”

Цель: учить детей главные особенности проблематики, идейного мира произведения и его художественных свойств.

Ведущий кратко объясняет смысл и условия конкурса и раздает напечатанные тесты. Команды пишут на листах с тестами свое название и подчеркивают правильный, с их точки зрения, вариант ответа на каждый тест. По окончании конкурса команды передают листы с подчеркнутыми ответами в жюри. Время на обдумывание ответов по тестам зависит от их числа и колеблется от пяти минут и больше. По окончании конкурса жюри объявляет результат соревнования. Максимальная оценка за все тесты равна их числу, умноженному на два.

Конкурс “Мир литературных вещей”

Цели:

  • формировать умение видеть художественные детали и понимать их художественный смысл;
  • ощутить достоверность, “фактуру” предмета, “спрятанного” за словом, воспринять его чувственно, соотнести зримое представление вещи с художественным словом и выработать привычку делать это при чтении постоянно.

Ведущий кратко объясняет смысл и условия конкурса. Он приглашает капитанов выбрать подносы, на которых находятся “литературные” вещи, накрытые салфетками. Капитаны, выбрав для своей команды подносы, снимают салфетки и по очереди показывают всем участникам турнира предметы, называя их. После обнародования вещей команды обдумывают ответы, которые может давать любой игрок. Сначала все ответы дает одна команда, затем другая высказывает версии по своим предметам. Время на обдумывание ответов – 4-5 минут, в зависимости от сложности вопросов. Жюри выслушивает ответы, дает свой комментарий и оценивает ответы. Затем оно сообщает результаты команд. Максимальная оценка конкурса – по числу вещей.

Конкурс “Создаем литературный образ”

Цель: формировать умение видеть и выделять в тексте способы раскрытия характера персонажа (речевая характеристика персонажа. Манеры поведения, портрет…).

Ведущий приглашает капитанов выбрать конверты, в которых находятся задания. В конвертах для каждой команды лежит три отпечатанных фрагмента из анализируемого произведения. Каждый фрагмент отпечатан на отдельном листе. Фрагменты подобраны по темам: чей это портрет; о ком это говорится; кто здесь живет. Ведущий читает вслух по очереди каждой команде по одному отрывку. Команда, выслушав прочитанное, называет свой вариант ответа. Время на обдумывание ответов – 30 секунд. Максимальная оценка конкурса – 3 балла, по одному баллу за правильный ответ. Жюри комментирует и оценивает конкурс, объявляет его результаты.

Конкурс капитанов

Цель: выявить индивидуальный интеллектуальный уровень и степень подготовки лидеров команд – капитанов.

Ведущий кратко объясняет смысл и условия конкурса. Он приглашает капитанов выбрать конверты с заданиями. Для каждого капитана подготовлены два вопроса. Выбрав конверты, капитаны уходят выполнять задания в другое помещение. Жюри выслушивает ответы капитанов и оценивает. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс “Домашнее задание”

Цель: выявить индивидуальное видение художественного произведения.

Задача конкурса, его цель сообщается командам заранее. Учащиеся должны сделать иллюстрации к роману. На литературном турнире оформляется выставка работ учащихся, которую оценивает жюри. Максимальная оценка – 5 баллов.

Итог

Жюри подводит итоги и объявляет результаты турнира.

Ведущий. Ну что ж, наш турнир позади, и какими бы ни были его результаты, вы сегодня победили. И самое замечательное в сегодняшнем уроке то, что мы еще раз соприкоснулись с творчеством величайшего писателя. Эта встреча не последняя, но я надеюсь, что для вас она не прошла незамеченной. До новых встреч!

Описание конкурсов см. Приложение.