"Литобъединения. О важности диалога на равных и пьесах Петрушевской Л.С."

Разделы: Литература


«Движение – жизнь. Движение – это жизнь для лошади. Это стихия, ее стихия, - она создана для бега.

Попробуйте запереть лошадь в конюшне. Она не проживет и месяца.

Так и человек, лишенный возможности проявлять свои чувства, эмоции; лишенный жизненной цели, он постепенно увядает, как маленький слабый цветок.

У каждого человека своя цель в жизни, «соль жизни». С ней они живет, к ней стремится, пока жив.

…Лошадь стремится к победе, она хочет прийти к финишу первой. Это ее, и только ее победа».

« Будь я всемогущим - я бы сделал так, чтобы ученики учили учителей. Мне хочется, чтобы учителя почувствовали, как это неприятно, когда в дневнике стоит двойка. Тебе обидно, хочется плакать, но ты не можешь ничего сделать.

…И еще пускай взрослые обращаются с детьми как с равными. Это тоже неприятно - чувствовать, что к тебе относятся как к маленькому. Ты доказываешь, что уже достаточно взрослый, но и это не помогает».

Вступительными словами к моей статье стали очерки двух подростков – Анны Королевой «Не только о лошадях» и Эмина Мамишова «Я бы сделал так…». (Журнал «Остров», № 13, М., декабрь, 2000). Легко и просто, без выдуманных сложностей ребята сказали то, что является, на мой взгляд, основной проблемой незаинтересованности ученика предметом – отсутствие возможности раскрыться и проявить себя и отсутствие диалога между учителем и учеником, построенного на равных, на взаимном уважении и интересе друг к другу. Обдумывая поднятые Анной и Эмином вопросы, я решила трансформировать свои уроки литературы в 9-х классах в своеобразные литературные объединения.

«Объединения литературные - объединения писателей, в основе которых лежит единство политических и идеологических установок, но часто возникают объединения и более случайного порядка. Литературные объединения — неотъемлемая особенность литературной жизни. Они облегчают обмен опытом между своими членами, способствуют опубликованию их литературной продукции, придают им, наконец, особую кастовую замкнутость». (Литературная энциклопедия, ФЭБ «Русская литература и фольклор», http://feb-web.ru/FEB/LITENC/)

Если в XIX столетии все литературные содружества были достаточно замкнуты и зиждились на строго корпоративной основе: в них практически невозможно было проникнуть человеку со стороны, доброжелательному графоману или, положим, «молодому любителю белозубых стишков». Наивные эгалитарные попытки совокупить литераторов, принадлежащих к разным социальным слоям, заканчивались конфузом. Стоит вспомнить, как на рауте у князя Одоевского неумеха Белинский опрокинул столик с вином, и бордо начало «пресерьезно» поливать белые форменные с золотом панталоны Василия Андреевича Жуковского. «Во время этой суматохи, – свидетельствует автор «Былого и дум», – Белинский исчез и, близкий к кончине, пешком прибежал домой». (Литинститут в творческих семинарах мастеров. Портрет несуществующей теории. – М.: Изд-во Литературного ин-та, 2000).

То XX век «… сокрушил не только иерархию талантов: он стер все сословные и в значительной мере эстетические перегородки. Официально провозглашенный «призыв писателей в литературу» как бы подразумевал, что художником – при известных условиях – может сделаться каждый. Наличие дарования при этом не возбранялось, но оно не играло решающей роли… Для многих, пытающихся писать, литобъединение стало едва ли не единственной формой самореализации». (Волгин И.Л. О пользе занятий бесполезным, М., 2004).

За основу своих литобъединений я взяла кружки, которые в 30-х годах ХХ века создавались на крупных предприятиях. ( Например, литературный цех Уралмашзавода, начавший свою работу в 1934 году и просуществовавший вплоть до 2000 года.) и группы, которые в 50—90-х гг. прошлого века образовывались вокруг редакций журналов «Москвитянин», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» и др. Основное отличие наших с ребятами встреч, пожалуй, только в том, что наши заседания проходят в учебные часы, мы учитываем требования школьной программы, и в конце четверти я выставляю в журнал оценки.

Наше первое заседание проходило в атмосфере некоторого недопонимания, нерешительности, стеснительности, были слышны обрывки фраз, пытались шутить. Хотя, ничего сложного я не спросила, просто пришла на урок и попросила ребят рассказать мне об авторах, чьи книги они сейчас читают. Послышались выкрики: «Пелевин… Харуки Мураками… Акунин…». Затем, я предложила ребятам прорекламировать своим одноклассникам понравившиеся произведения… Первый блин был комом. Постепенно наши «кулинарные» способности совершенствовались - ребята привыкли обсуждать, рассказывать, делиться впечатлениями. Самое важное, такой вывод я сделала для себя, чтобы механизм заработал, необходимо начинать с авторов и произведений, которые в данный момент интересны ученикам (скорее всего, это будут «не программные» вещи), а, наладив контакт, подходить к обсуждению «обязательных» книг.

В ходе одного из наших обсуждений речь зашла о Петрушевской Л.С. Некоторые из ребят были знакомы с творчеством этого автора, в основном, по сборникам сказок, кто-то смотрел мультфильмы, поставленные по мотивам ее сочинений. На мой вопрос: «Что Вас привлекло?» - Ответили, что «виновником» тому интерес. Их привлекла необычность сочетания – сказки для взрослых. Так, у меня в голове зародилась идея урока по пьесам «Три девушки в голубом» и «Лестничная клетка».

Некоторую подготовительную работу нужно провести до урока, посвященного обсуждению пьес: познакомить ребят с особенностями творчества писательницы. Для Л.С. Петрушевской характерен жесткий натурализм в изображении темных сторон внутреннего мира и общественной жизни человека. Однако Петрушевская не считает, что цель ее творчества – показать неприглядные черты современника. Она полагает, что задача писателя – честно ставить вопросы, даже не самые приятные, чтобы побудить людей задуматься о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.

Родилась Петрушевская в Москве в 1938 году, окончила МГУ. Литературным творчеством начала заниматься после 25 лет. Первая книга вышла в 1988 году – это сборник рассказов «Бессмертная любовь». В 80-е годы ее произведения часто публиковались в журнале «Новый мир». Писательница известна в мире, время от времени читает лекции по русской литературе в Гарвардском университете. Многожанровый писатель, она продолжает тему «маленького человека», рассказывая о человеке наших дней. Л.Петрушевская – мрачный «взрослый» прозаик и драматург, но при этом – один из самых светлых детских писателей. Ею написаны сценарии нескольких мультипликационных фильмов. Сама Людмила Стефановна говорит так: «Часто приходится повторять: человек смотрит в книгу как в зеркало. Видит там себя. И интересно: один видит в тексте добро и плачет, а другой видит тьму и злится... На основе одних и тех же слов!
И когда говорят, что такой-то писатель черный (как я часто читаю про себя) – да, говорю я, но это не ко мне.» (Лекция о жанрах, прочитана: 25 мая 1998 г.; опубликовано: Л. Петрушевская. Девятый том. — М.: Эксмо, 2003. — c. 326.)

Если есть возможность, стоит показать ребятам мультфильм «Ежик в тумане» и видеозапись интервью с Л.С. Петрушевской.

В качестве домашней работы предложите прочитать пьесы «Три девушки в голубом» и «Лестничная клетка».

Начните урок с обсуждения пьесы, несколько лет подряд запрещаемой к постановке. Ее героини – три сестры – живут в дачном разваливающемся домике, выясняют отношения, не слыша друг друга, ссорятся из-за детей, качают права из-за скудного наследства, страдают от безденежья и бесприютности, маются от одиночества.

Задаем вопрос: «Как Вы думаете, почему пьеса так называется?» (На самом деле «Три девушки в голубом» как название взято из голливудской кинокомедии «Three girls in blue» в виде контраста, как в свое время «Чинзано»).

Ответы учеников:

- Есть выражение «смотреть на мир сквозь розовые очки», мне кажется, особенно, это характерно для девушек. О них в пьесе речь и идет, но они в голубом, а это близко к оттенку серого – скучно, мрачно; цвет воды – слезы, да и во время пьесы идет дождь. Думаю, автор хотел еще в названии указать, что речь пойдет о девушках, которые не мечтают;

- Когда новорожденного забирают из роддома, то девочек перевязывают розовой ленточкой, а мальчиков – голубой. А здесь все наоборот. Наверное, потому, что наши героини одиноки, даже Татьяна, у которой есть муж, и им приходится решать по жизни и мужские вопросы;

- На даче идет дождь, и героини на протяжении всей пьесы прячутся от него. В голубом, потому что этот дождь окутал их, их жизнь.

Вопрос: «Почему героинь трое?» (Многие критики сравнивают героинь пьесы с чеховскими сестрами, перенесенными драматургом на современную почву. Однако, по словам самой Петрушевской, такое объяснение не вполне верно, и это «столь же три сестры, сколь и три мушкетера, три танкиста или три поросенка, просто число 3 удобно.»(Лекция о жанрах, прочитана: 25 мая 1998 г.; опубликовано: Л. Петрушевская. Девятый том. — М.: Эксмо, 2003. — c. 319.)

Ответы учеников:

- А почему только героинь? Ведь мальчишек тоже трое.

- Наверное, это из древности пошло… Три девицы под окном, была у отца три сына. Кстати! О! Три сына: два умных, а третий – Иван… Ведь у них точно так же. Светлана и Татьяна держатся вместе, а Ира сама по себе, она другая. Жизни Светланы и Татьяны сплелись, а Ира пытается идти своим путем.

Вопрос: «Возможно ли чудо в жизни сестер?»

Ответы учеников:

- Конечно, да. Смотрите, Леокадия в конце заговорила, хотя на протяжении всей пьесы молчала, и на этом даже было пару раз сконцентрировано внимание, что-то вроде, порода у них такая, говорит Светлана – это раз. Потом, Леокадия ходит с зонтиком, как Мэри Поппинс из книжки сына Иры. А Мэри Поппинс – сказочный персонаж – это два. И Ира, как обладатель волшебной палочки – книги «Мэри Поппинс», передает ее свои племянникам. А ведь дети верят в сказки и чудеса – это три.

А теперь давайте поговорим о пьесе, где два любителя выпить под видом брачного знакомства пытаются набиться в гости к одинокой женщине.

Вопрос: «Почему местом действия выбрана лестничная клетка?» (Если верить соннику, то приснившаяся лестничная клетка означает, что вас ждут приятные перемены в жизни).

Ответы учеников:

- Лестничная клетка – это что-то промежуточное, на нее выходят курить, выяснять отношения, на ней ждут прихода родных, когда забывают ключи. А здесь на лестничной клетке встретились три человека, которые тоже ждут. Юра и Слава ждут выпивки и веселья, Галя ждет счастья в личной жизни.

- Выбрано удобное место, нет ветра, нет дождя, вокруг нет людей, это не кафе, где надо будет платить и не дом, где ты пускаешь людей в свой мир, это что-то промежуточное, где можно просто постоять и подумать. Своеобразный перекресток дорог – пойти выше, спуститься ниже, постучаться в чью-то дверь.

- О! Про перекресток это точно! Ведь в самом конце Юра и Слава спускаются ниже… сейчас… Нашел! «Галя: Только вы спуститесь на этаж…». Они спускаются ниже, падают, а она возвращается в свой мир – к себе домой.

Вопрос: «А какая музыка звучит в пьесе?»

Ответы учеников:

- Похоронный марш… они хоронят свою жизнь. У Славы есть жена, семья, то, о чем мечтает Галя, но ему это не нужно, он бежит от этого.

- Свист ветра, хлопающие двери, топанье ног, отголоски.

- А я бы здесь поставила Макаревича «… они играют на похоронах и танцах…», Лариса Николаевна, я вчера прочитала, что Андрей Макаревич тоже был участником литобъединения. Он был в клубе «Скарабей» при редакции газеты «Гуманитарный фонд».

- Сюда еще можно «Ленинград» «… мой адрес – ни дом и ни улица…».

Итогом беседы о творчестве Петрушевской Л.С. может стать совместный поход с ребятами в театр. Например, на «Лестничную клетку» (театр «ОКОЛО дома Станиславского), где Слава и Юра одеты в условно дореволюционную армейскую форму с крестами и медалями, стены обиты ржавыми листами железа, есть настоящий громыхающий лифт. На косяках, высоченных, как в старых коммунальных домах, дверей с облупленной краской, - криво подписанные звонки. На площадке стоят сундуки, куда можно присесть покурить, а где-то высоко под потолком крепится к стене, будто, взлетевший накрытый стол, недостижимый, как мечта.