В последние годы особое внимание уделяется личностно-ориентированным принципам обучения, направленным на саморазвитие и самореализацию личности ребенка. В связи с этим у учителя возникает необходимость пересмотреть структуру урока, изменить подходы к подготовке и проведению занятий. Одной из главных задач гуманитарных предметов является совершенствование речевой культуры учащихся. Подготовка к домашнему сочинению по изученному литературному произведению, пожалуй, одна из самых трудных проблем методики литературы. Продуцирование собственного текста, соответствующего нормам литературного языка, нелегкая задача для учащихся средних классов. Поэтому уже у шести- и семиклассников должно быть сформировано представление о том, как анализировать художественное произведение, учащиеся должны пытаться определить функцию художественных средств.
Традиционный урок подготовки к домашнему сочинению может быть разным по структуре. Учитель имеет право заранее познакомить детей с темами, попросить учащихся провести какую-то подготовительную работу (составить план, подобрать цитаты и т.п.). Однако это в полной мере не учитывает индивидуальные возможности учащихся. В классах, где обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки, традиционный урок, рассчитанный на среднего ученика, не позволяет выйти за определенные рамки. Как же реализовать в полной мере имеющиеся у учащихся возможности? В первую очередь, необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию познавательных процессов, воспитанию тех или иных черт характера. Учитель должен определить, какое место на уроке будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа и т.д. Композиция урока должна быть четкой, логичной и педагогически целесообразной. Каждый учебно-воспитательный момент урока должен быть направлен на реализацию общих целей урока. Ниже приводится конспект конкретного урока литературы и предлагается вариант анализа. Урок построен таким образом, что каждый ученик имеет возможность для самореализации.
Модель урока литературы в 7 классе.Этапы урока
Учебно-воспитательный момент (этап) урока. |
Цель |
Методы работы и формы организации познавательной деятельности учащихся. |
I. Цели и задачи урока, инструктаж (по выполнению домашней работы), сообщение о методах и формах работы на уроке | Определить виды деятельности, подготовить учащихся к активной работе на уроке | Фронтальная, работа в парах (или малых группах), индивидуальная работа |
II. Дифференцированные задания (проверочная работа) | Проверить умение учащихся давать краткий письменный ответ на поставленный вопрос; подготовить учащихся к целостному анализу произведения | |
III. Представление (презентация) тем сочинений | Подготовить учащихся к работе над темой домашнего сочинения, определить художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова | |
IV. Аналитическая деятельность учащихся; анализ работы учащихся экспертной группой | Выбрать наиболее интересные темы сочинений, дать оценку работы одноклассников | |
V. Подведение итогов урока | Оценить деятельность учащихся на уроке |
Подготовительный этап: всему классу необходимо предложить выполнить дифференцированные задания.
- Пары или малые группы (не более трех человек) готовят презентации тем сочинений. Учитель в данной ситуации выполняет функцию консультанта и инструктирует каждую группу в отдельности. Темы различаются по степени сложности. На уроке каждая пара (или группа) рассказывает о результатах своей работы, предлагая одноклассникам материалы к сочинению. (Подготовленные учащимися материалы см. в Приложении 1).
- Остальным учащимся можно предложить сформировать три группы: первая группа рисует иллюстрации к поэме Лермонтова, вторая группа оформляет выставку работ и готовит материалы для экскурсии по своеобразной “художественной галерее”, третья группа – эксперты, задача которых – сформулировать требования, предъявляемые к устному и письменному ответу. На уроке эти учащиеся станут помощниками учителя. Они будут оценивать ответы одноклассников, а в конце урока проанализируют деятельность каждого ученика (см. Приложение 2).
Тема урока: “Художественное своеобразие поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри”. Подготовка к домашнему сочинению” (2 часа)
Цели урока:
образовательная: обобщить и
систематизировать знания учащихся о содержании
поэмы, о художественных особенностях этого
произведения, продолжить работу по формированию
литературоведческой культуры, подготовить
учащихся к домашнему сочинению;
Оформление доски (см. Приложение 3).
I. Дифференцированные задания1. Письменно ответить на вопрос, записанный на карточке (предлагаемые вопросы позволяют проверить умение учащихся формулировать краткий письменный ответ на вопрос, готовят учащихся к самостоятельному анализу художественного произведения).
- В-1. Почему Мцыри одинок? Почему он так и не привык к жизни в монастыре?
- В-2. Как Мцыри называет свою жизнь в монастыре? Почему?
- В-3. Какие чувства испытывает Мцыри, оказавшись за пределами монастыря? Почему рассказ героя столь подробен?
- В-4. Что Мцыри рассказывает о барсе? Почему герой решает вступить с ним в бой?
2. Слабоуспевающим учащимся можно предложить прочитать вслух или про себя фрагменты из поэмы (данное задание позволит этим учащимся подготовиться к активному участию в обсуждении первой темы сочинения).
3. Эксперты должны придумать и на карточках записать 7-8 вопросов по прочитанной поэме.
II. Домашнее заданиеВ дневник записать: написать сочинение.
III. Работа экспертной группыДва ученика проверяют работы одноклассников, третий эксперт внимательно слушает ответ группы. После выступления каждой группы определяется уровень сложности (от 1 до 5: прикрепляются звездочки или кружочки) каждой темы. Такое задание позволяет дополнительно использовать возможности учащихся по активному участию в работе на уроке. Задача учителя на данном этапе состоит в том, чтобы подвести учащихся к пониманию художественного своеобразия данного произведения. Кроме того, в бланке (см. Приложение 3), который имеется у каждого ученика, дети должны записать самое важное по каждой теме.
Презентация тем сочиненийТема сочинения. Художественное своеобразие поэмы. |
Модель ответа (презентации темы) |
Деятельность учащихся |
“Три дня, которые Мцыри провел на воле” Учитель: Какое место в поэме занимает рассказ главного героя? (почти вся поэма – рассказ главного героя). Художественное своеобразие: Композиция произведения (центральное место занимает исповедь героя). Бланк: Пересказ от 3-го лица. День 1. |
1) Назвать тему. 2) Предварительные вопросы классу: – Что предполагает данная тема? (пересказ) – Как нужно пересказывать тому, кто выберет эту тему? (от 3-го лица) 3) Пересказ (от 3-го лица) одного эпизода, одного дня из жизни главного героя. 4) Предложить желающим рассказать (по аналогии) о двух других днях. 5) Оценка ответов: Я считаю, что ты рассказал(а) _____. В своем ответе обратил(а) внимание на _____. 6) Подвести итог, сообщить о содержании подготовленных материалов к сочинению. |
Слушание Ответы на вопросы Пересказ Обсуждение Заполнение бланка. Определение уровня сложности темы. |
“Битва с барсом. Анализ эпизода”. Художественное своеобразие: Кульминация произведения – бой с барсом. Бланк: Мцыри был подобен зверю (не из последних удальцов). |
1) Что такое “эпизод”? 2) Значение эпизода. 3) Мы узнали о Мцыри, что он … (до битвы). 4) В этом эпизоде … 5) Сравнительная характеристика: Мцыри – барс: общее; во время боя. 6) Представление материалов к сочинению: “Я считаю, что сочинение можно написать по такому плану: План (записан заранее на доске) I. Вступление. Место эпизода в произведении. |
Слушание, ответы на вопросы. Обсуждение. Краткий рассказ по каждому пункту плана. Определение уровня сложности темы. Заполнение бланка. |
“Мог ли главный герой остаться в монастыре, угомониться”? Учитель: Ребята, а вы как думаете? Художественное своеобразие: Прототип. Реальность и вымысел. Романтический герой. Бланк: Нет, так как он любил свободу. Автор изменил подлинную историю. |
1) Ситуация (инсценировка). Данная тема
предполагает положительный или отрицательный
ответ. Один учащийся должен доказать
справедливость первого утверждения, а другой –
второго. 2) Автор изменил подлинную историю (рассказать, кто был прототипом, и что автор изменил в известной ему истории). 3) Представление вариантов вступления: I вариант. Подлинная история. Прототип. II вариант. Доказательство от противного: “Если бы…”. |
Слушание Обсуждение (мотивированные ответы). Слушание Определение уровня сложности темы. Заполнение бланка. |
Звуки в поэме. Роль монастырского колокола. Учитель: Задать учащимся вопросы, которые можно использовать в сочинении. Художественное своеобразие: Детали. Противопоставление (антитеза). Символ. Судьба. Бланк: Звуки природы (свобода) – звуки колокола (тюрьмы). |
1) Звуки природы (свобода) – звуки колокола (тюрьма). Представление материалов к сочинению. Рассказ с использованием цитат из поэмы. | Слушание Ответы на вопросы Определение уровня сложности темы. Заполнение бланка. |
Почему Мцыри исповедуется старику? Художественное своеобразие: Второстепенные герои. Символические образы (грузинка – символ любви, молодости, свободы; старик – символ мертвой тишины, монастырского покоя) Бланк: Воспитал; “облегчить грудь”; завещание (наказ). |
1) Рассказ, содержащий ответы на приводимые
ниже вопросы (затем на эти вопросы должны
ответить ученики): – Почему старик приходит к Мцыри с “увещеваньем и мольбой”? – Что он от него хочет? – Почему Мцыри рассказывает старику, что случилось в течение этих трех дней? – Что можно сказать о Мцыри и о монахе? (черты характера: смирение – борьба) 2) Материалы к сочинению. Обсуждение плана сочинения. |
Слушание Ответы на вопросы Определение уровня сложности темы. Заполнение бланка. |
Учащиеся должны еще раз посмотреть на все представленные темы сочинений и определить те темы, которым они отдают предпочтение (будут писать сочинение). Сначала ученик должен поставить галочку в пустом квадрате, который имеется в бланке, а затем заполнить билет:
Ф.И. учащегося Тема № |
Оборотная сторона:
На сегодняшнем уроке мне больше всего понравился ответ ________, потому что _______. Сегодня меня удивил(а) _____, потому что _______. |
Учитель дает следующую инструкцию: “В билете вам необходимо написать номер темы, по которой вы будете дома писать сочинение. У вас останется бланк. Если дома вы захотите изменить свой выбор, то вы всегда можете это сделать. На оборотной стороне билета заполните пропуски”. (Ученики выполняют предложенные задания).
Учитель: “Сейчас мы послушаем выступление экспертной группы, обсудим итоги урока, а потом у вас появится возможность проголосовать: вам необходимо опустить свой билет в тот кармашек, который находится напротив выбранной вами темы сочинения. Так мы сумеем определить, какая тема оказалась сегодня самой популярной, какой группе удалось завоевать больше ваших симпатий. Выбрав тему, вы должны из других кармашков взять подготовленные вашими одноклассниками планы сочинений и материалы к сочинениям. Кроме того, те из вас, кого особенно заинтересовала изученная на сегодняшнем уроке тема, могут выполнить дополнительное задание (отредактировать предложенный текст сочинения и написать рецензию). (См. Приложение 4).
V. Подведение итогов урокаОбъявление экспертами оценок, выставленных ими за урок. Обсуждение результатов.
VI. Голосование. Экскурсия(Экскурсия проводится учащимися, которые выполняли это предварительное задание).
Алгоритм анализа урока (деятельность учащихся на уроке)
- Отношение в группе. Микроклимат.
- Подготовленность учащихся, степень их заинтересованности в результатах своей деятельности.
- Уровень сложности материала.
- Степень самостоятельности. Формы организации самостоятельной работы учащихся.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке: фронтальные, групповые, индивидуальные, коллективные.
- Активность учащихся (соотношение между процессами деятельности: слушание, говорение, письмо).
- Воспитательный аспект урока (деятельность ученика).
- Развивающее значение урока.