Цели урока:
- Выяснить причины обращения писателя к сказкам.
- Показать своеобразие сказок.
- Определить положительные идеалы, которые проповедует автор сказок.
- Определить в чем современность сказок.
- азвитие эмоционально-чувственной сферы учащихся через восприятие художественного произведения.
Оформление:
- Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина
- Репродукции к сказкам
- Отзывы современников о сатире.
Примечание:
Предварительно дети получили следующее домашнее задание:
- Прочитать биографию сатирика;
- Прочитать сказки;
- Написать отзыв на одну из сказок.
Эпиграф к уроку:
I. Сказки могучей по своей мысли,
забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству,
очаровывают своим языковым
совершенством.
А.В.Луначарский
II. Жить для тебя – тлеть,
Жить для семьи – гореть,
Жизнь для людей – светить.
Народная мудрость.
I. Организационный момент.
Настал новый день. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что пожелаем мы сегодня друг другу. …А что пожелаете вы мне ?Спасибо. А теперь глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечного света , свежесть и красоту белого снега. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг другу. Удивляйтесь! Знания откроют вам замечательный мир.
II. Работа с портретом писателя.
Обратимся к портрету М.Е .Салтыкова-Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя?
- Сочетание суровости, твердости и подлинной доброты.
- Портрет писателя производил сильное впечатление на современников:
– А.В. Луначарский с восхищением писал: “Вчувствуйтесь в это изумительное лицо. Какая суровость! Какие глаза судьи! Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лицо подвижника!
– Мариэтта Шагиян: “…несравнимо сильнее всех книг Щедрина подействовал на меня его портрет…Из-под густых бровей и тяжелых надбровий прямо в глаза вам смотрит отчаянный почти безумный в своей горечи, какой-то вопрошающий вас взгляд – взгляд великого русского писателя…”
- Салтыков-Щедрин бывал и резок и колюч , но за внешней раздражительностью скрывались необычайная требовательность к себе и другим, огромная внутренняя деликатность, сердечность, большая и глубокая порядочность.
III. Целеполагание.
– Творчество Салтыкова-Щедрина…
Мы только прочитали биографию, определили веки жизни.
Сегодня у на первый урок по его творчеству.
Прочитайте тему урока. Какие цели мы должны сегодня поставить на уроке? (ребята называют цели, а потом читают цели урока, поставленные учителем и записанные на доске с обратной стороны)
- В чем смысл жизни по Щедрину?
- В чем современность сказок?
- Определить положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках.
IV. Актуализация субъективного первичного опыта.
– Каким человеком представился вам М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, сатирик, критик, публицист?
– А в чем смысл жизни писателя?
- Приятно говорить людям о том, что их радует, доставляет несомненное удовольствие. На много труднее выговаривать необходимые, но горькие истины. Нужно иметь для этого мужество, нужно быть очень сильным и смелым человеком.
Именно таким человеком был М.Е. Салтыков-Щедрин.
– Почему писатель в свои зрелые годы обратился к сказкам?
- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства
В 80-е годы 19 в. – это “разгул” реакции, цензурные гонения, закрыты “Отечественные записки”. У писателя, по его словам, “Отняли, скомкали и запечатали душу”.
За короткий период М.Е. Салтыков-Щедрин создал книгу сказок. Они были напечатаны с многозначительным подзаголовком “для детей изрядного возраста”
– Почему изрядный возраст?
– Для кого это были сказки?
V. Этап актуализации обогащаемого опыта.
Работа над литературными терминами (ребята делятся на две группы)
1 группа получает карточку с заданием:
1.Сказка как жанр и ее признания.
2.Найдите признаки сказки в “Премудром пискаре”
2 группа. Дать определение и соотнести понятие:
VI. Этап актуализации закрепляемого опыта (анализ сказок)
– Какое главное слово в заглавии? (совесть)
– Что такое, по – вашему мнению, совесть?
- В словаре Ожегова: “Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми”.
– У кого в руках побывала совесть? Как изменился человек?
– Почему совесть оказывается в руках ребёнка?
- Чистая душа, не испорченная светом, бережно потечет по жизни…
– А что случится, если совесть пропадет?
– О чем сказка “Пропала совесть”?
- Это сказка о морали общества, где все нравственные категории извращены. Здесь совесть превращена в “негодную тряпицу” , от которой каждый стремится избавиться.
- АНАЛИЗ СКАЗКИ “ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ”
– Сообщение ученика об эпохе написания сказки.
- В эту мрачную эпоху реакции писатель – сатирик своими произведеньями напоминал современникам о человеческом достоинстве и совести, о мудрости истиной и мнимой.
– Каков смысл названия сказки?
Подберите к эпитету “премудрый” синонимы (умный, мудрый, толковый…); антонимы (глупый, неумелый…)
- Итак, “премудрый” в устах автора звучит насмешливо, язвительно.
– А почему пискарь, а не пескарь? (от слова писк).
– Какой завет оставил пискарь – отец своему сыну? (“гляди в оба”).
– Что это значит? (это предостережение,
напоминание о необходимости устраниться от
жизненных опасностей и невзгод, заботится о себе,
о своем благополучии).
– А какие заветы оставляют своим детям другие отцы герои классических произведений русской литературы?
(Петр Гринев: “Береги платья снову, а честь смолоду”.
Молчалин: “Угождать всем людям без изъятья…”
Чичиков: “… больше всего береги и копи копейку, копейка не выдаст”).
– Итак, три разных завета, к какому их этих “заветных слов” ближе всего поучение старого пискаря “гляди в оба”?
(Жизненная позиция пискаря не совпадает до конца ни с одной)
– А какой завет оставил М.Е. Салтыков-Щедрин своему сыну? (Учись и будь честен)
– А с какими пословицами перекликается завет
“Гляди в оба” (Моя хата с краю ничего не знаю”,
“Уши выше лба не растут”, “С сильным не борись”)
– Какую жизнь провел пискарь , следуя этому завету? (работа с текстом)
– Итог жизни пискаря? Какие мысли посещают его перед смертью? (зачитать текст)
- Финал сказки звучит трагически. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита напрасно, впустую.
Исправить уже ничего нельзя.
– Какой влажный нравственный урок содержит эта сказка?
- Поставлены важнейшие нравственные проблемы, остро волнующие людей во се времена: в чем смысл жизни, назначение человека, к каким идеалам стремиться, как жить?
Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству.
– А в чем смысл жизни нашего современника? (обращение ко второму эпиграфу)
Вывод: В жизни человек испытывает большую радость, если он кому-то помог, кого-то спас или просто пожалел. Все-таки смысл жизни– жить не только для себя и для своих близких, но и для людей.
Домашнее задание: Поскольку у всех разные точки зрения, дома вы напишите миниатюру: “В чем смысл вашей жизни?”
VII. Интеллектуальная рефлексия.
Перед вами “лестница достижений”. На какой ступени вы видите себя, оцените себя за работу на уроке.