Цели урока:
- систематизировать знания по литературе за курс 6 класса;
- развивать интерес к данному предмету;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Оборудование: интерактивный комплекс; презентация (Приложение 1); иллюстрации учащихся к произведениям; предметы, принадлежащие различным героям; карточки с заданием; кроссворд.
Ход урока
1. Слово учителя.
Слайд 1. Сегодня на уроке мы обобщаем знания по русской литературе за весь 6 класс, и пройдёт это в нетрадиционной форме – в форме игры «Литературный турнир». Думаю, что каждый из вас приложит максимум усилий и покажет все свои знания по литературе, чтобы поддержать свою команду. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри: председатель жюри (учитель русского языка и литературы), другие члены (два учащихся старших классов). Итак, класс заранее был разделён на две группы, было дано задание – придумать название и девиз для своей команды.
2. Команды приветствуют друг друга, говорят своё название и девиз.
3. Первый этап «Разминка». Слайд 2. (Приложение 1)
Назвать авторов и их произведения, изученных в 6 классе. (Команды по очереди называют автора и его произведение. Если команда затрудняется с ответом, то ход переходит к другой команде.)
4. Второй этап «О ком идёт речь?». Слайды 3-8.
- «Мальчику семь лет, рано остался без родителей, очень любит своих соседей». (Витя. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)
- «Девушка семнадцати лет, первая красавица на селе». (Оксана. «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь.)
- «Мальчику десять лет, он коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». (Митраша. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин.)
- «Это был здоровенный мужик, угрюмый, рябой, одетый в рваную сермягу и лапти. У него была лошадь с растопыренными ногами и покусанными ушами». (Клим. «Пересолил» А.П.Чехов)
- «Девочке двенадцать лет, похожа на Золотую Курочку». (Настя. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин)
- «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту». (Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия» А.П,Чехов)
5. Третий этап. «Чьи слова?» (Назовите героя, произведение, автора.) Слайды 9-14.
- «Явишься, явишься домой, мошенник!» (Бабушка. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)
- «Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет на свете». (Оксана. «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь.)
- «Тут не только что к акцизному, но и к чёрту пошлёшь. Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живёт? Как ему писать?» (Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия» А.П,Чехов)
- «Костя, дальше ты поведёшь машину, я ослеп». (Мальцев. «В прекрасном и яростном мире» А.П,Платонов.)
- «Затравушка, милая Затравушка!» (Митраша. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин.)
- «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело!» (Санька. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)
6. Четвёртый этап. «Литературный вернисаж» Слайд 15.
Команды показывают свои иллюстрации к изученным произведениям.
Задание. Угадать, по каким произведениям созданы иллюстрации другой команды.
7. Пятый этап. «Бюро находок» Слайд 16.
Угадайте, кто потерял этот предмет?
- Компас (Митраша)
- Футляр (блоха)
- Пряник (Витя)
- Рукавица (Мужичок с ноготок)
- Корзинка (Настя)
- Зеркало (Оксана)
8. Задание капитанам. Слайд 17.
Рассказать любое стихотворение, изученное в 6 классе.
9. Шестой этап. «Мозаика» Слайд 18.
Собрать целое стихотворение из разрезанных полос. Выигрывает та команда, какая правильно и быстро составит целое стихотворение. (Раздаются разрезанные на стихотворные строчки произведения поэтов 19 века, изученные в 6 классе, например М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» и др.)
10. Седьмой этап. «Домашнее задание» Слайд 19.
Инсценировка эпизода из изученного произведения. (В.Распутин «Уроки французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».)
Задание командам. Назвать героев инсценировки, произведение и его автора. Какова основная мысль произведения?
11. Восьмой этап. «Турнир смекалистых»
Решение кроссворда по рассказу «Конь с розовой гривой». Выигрывает та команда, которая правильно и быстро решит кроссворд. (См. Приложение 2)
12. Подведение итогов, выявление победителей.
Вот и подошёл к концу «Литературный турнир».
Какие жизненные уроки из русской литературы извлекли вы для себя?
Вы блестяще показали свои знания по русской литературе второй половины 20 века, продемонстрировали умение работать в команде. Думаю, что все эти навыки помогут вам в дальнейшей работе. Спасибо за хорошую подготовку и отличные ответы.
Слово жюри.
Спасибо за внимание!
Домашнее задание.
Чтение мифов о двенадцати подвигах Геракла.