"Литературный турнир". Систематизация знаний по русской литературе за курс 6-го класса

Разделы: Литература


Цели урока:

  • систематизировать знания по литературе за курс 6 класса;
  • развивать интерес к данному предмету;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Оборудование: интерактивный комплекс; презентация (Приложение 1); иллюстрации учащихся к произведениям; предметы, принадлежащие различным героям; карточки с заданием; кроссворд.

Ход урока

1. Слово учителя.

Слайд 1. Сегодня на уроке мы обобщаем знания по русской литературе за весь 6 класс, и пройдёт это в  нетрадиционной форме – в форме игры «Литературный турнир». Думаю, что каждый из вас приложит максимум усилий и покажет все свои знания по литературе, чтобы поддержать свою команду. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри: председатель жюри (учитель русского языка и литературы), другие члены (два учащихся старших классов). Итак, класс заранее был разделён на две группы, было дано задание – придумать название и девиз для своей команды.

2. Команды приветствуют друг друга, говорят своё название и девиз.

3. Первый этап «Разминка». Слайд 2. (Приложение 1)

Назвать авторов и их произведения, изученных в 6 классе. (Команды по очереди называют автора и его произведение. Если команда затрудняется с ответом, то ход переходит к другой команде.)

4. Второй этап «О ком идёт речь?». Слайды 3-8.

  1. «Мальчику семь лет, рано остался без родителей, очень любит своих соседей». (Витя. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)
  2. «Девушка семнадцати лет, первая красавица на селе». (Оксана. «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь.)
  3. «Мальчику десять лет, он коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий». (Митраша. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин.)
  4. «Это был здоровенный мужик, угрюмый, рябой, одетый в рваную сермягу и лапти. У  него была лошадь  с растопыренными ногами и покусанными ушами». (Клим. «Пересолил» А.П.Чехов)
  5. «Девочке двенадцать лет, похожа на Золотую Курочку». (Настя. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин)
  6. «Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту». (Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия» А.П,Чехов)

5. Третий этап. «Чьи слова?» (Назовите героя, произведение, автора.) Слайды 9-14.

  1. «Явишься, явишься  домой, мошенник!» (Бабушка. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)
  2. «Разве чёрные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет на свете». (Оксана. «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь.)
  3. «Тут не только что к акцизному, но и к чёрту пошлёшь. Ох! Мочи нет! Ну, где твой акцизный живёт? Как ему писать?» (Генерал-майор Булдеев. «Лошадиная фамилия» А.П,Чехов)
  4. «Костя, дальше ты поведёшь машину, я ослеп». (Мальцев. «В прекрасном и яростном мире» А.П,Платонов.)
  5. «Затравушка, милая Затравушка!» (Митраша. «Кладовая солнца» М.М.Пришвин.)
  6. «Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод – и готово дело!» (Санька. «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьев)

6. Четвёртый этап. «Литературный вернисаж» Слайд 15.

Команды показывают свои иллюстрации к изученным произведениям.

Задание. Угадать, по каким произведениям созданы иллюстрации другой команды.

7. Пятый этап. «Бюро находок» Слайд 16.

Угадайте, кто потерял этот предмет?

  1. Компас (Митраша)
  2. Футляр (блоха)
  3. Пряник (Витя)
  4. Рукавица (Мужичок с ноготок)
  5. Корзинка (Настя)
  6. Зеркало (Оксана)

8. Задание капитанам. Слайд 17.

Рассказать любое стихотворение, изученное в 6 классе.

9. Шестой этап. «Мозаика» Слайд 18.

Собрать целое стихотворение из разрезанных полос. Выигрывает та команда, какая правильно и быстро составит целое стихотворение. (Раздаются разрезанные на стихотворные строчки произведения поэтов 19 века, изученные в 6 классе, например М.Ю.Лермонтов «Три пальмы» и др.)

10. Седьмой этап. «Домашнее задание» Слайд 19.

Инсценировка эпизода из изученного произведения. (В.Распутин «Уроки французского», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».)

Задание командам. Назвать героев инсценировки, произведение и его автора. Какова основная мысль произведения?

11. Восьмой этап. «Турнир смекалистых»

Решение кроссворда по рассказу «Конь с розовой гривой». Выигрывает та команда, которая правильно и быстро решит кроссворд. (См. Приложение 2)

12. Подведение итогов, выявление победителей.

Вот и подошёл к концу «Литературный турнир».

Какие жизненные уроки из русской литературы извлекли вы для себя?

Вы блестяще показали свои знания по русской литературе второй половины 20 века, продемонстрировали умение работать в команде. Думаю, что все эти навыки помогут вам в дальнейшей работе. Спасибо за хорошую подготовку и отличные ответы.

Слово жюри.

Спасибо за внимание!

Домашнее задание.

Чтение мифов о двенадцати подвигах Геракла.