Цели урока:
- привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением “Размышления у парадного подъезда”;
- формировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам, поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки.
Оборудование.
- Компьютер, проектор.
- Презентация “Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.
- Проект учащихся “Н.А. Некрасов и народ”.
- Проект “Поэт в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись).
Подготовка к уроку
За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные задания.
1. Коллективные задания.
- Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А. Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми).
- Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.
- Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий.
2. Групповые задания.
- Проект “Н.А. Некрасов и народ”.
- Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись).
- Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда”.
3. Индивидуальные задания.
- “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой).
- Анализ отрывка произведения “Родная земля…”.
Ход урока
Слово учителя
Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о знакомом вам поэте, народном поэте
Н.А. Некрасове, работать над его стихотворением “Размышления у парадного подъезда”. (Слайд №2, 3). Презентация
Вы много читали, самостоятельно выполняли различные задания.
Наша задача: доказать, что Н.А. Некрасов – истинно народный поэт, что его стихотворение “Размышления у парадного подъезда”- тому доказательство.
Итак, вам слово, ребята.
Выступление 1 группы.
Проект “Н.А. Некрасов и народ” сопровождается показом слайдов презентации.
1 ученик. Поэт Н.А. Некрасов нам знаком. Мы изучали его биографию, читали стихи в начальной школе, в 5, 6 классах. Мы знаем, что он по происхождению дворянин, но всю свою жизнь боролся за освобождение крестьян от крепостного права. Он считал это своим долгом.
Поэт писал: “Я призван был воспевать твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.
2 ученик. Наша группа перечитала знакомые нам произведения: “На Волге”, “Крестьянские дети”, поэму “Дедушка”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, а также мы познакомились со стихотворениями: “Орина, мать солдатская”, “Несжатая полоса”, “Плач детей”, “В полном разгаре страда деревенская”. Все эти стихи проникнуты скорбью, болью за народ. Поэт Некрасов – это человек с большим сердцем, наполненным любовью к простым людям: крестьянским детям, к крестьянским матерям, к бурлакам, ко всем угнетенным, обиженным.
3 ученик. Не могут не взволновать такие строки:
В полном разгаре страда деревенская
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднеесыскать.
Немудрено, что ты вянешь до времени,
Все выносящего русского племени,
Многострадальная мать!
2 ученик.
Я над Ваней наклонилася,
Покрестила, попрощалася,
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предыконная.
Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная.
3 ученик.
В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
1 ученик. Так мог написать только народный поэт.
Слово учителя
А теперь слово 2 группе.
Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись).
1 ученик. Мы считаем, что Н.А. Некрасов – народный поэт еще и потому, что его помнят и уважают до сих пор.
2 ученик. Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому что не встретили ни одного человека, который не знал бы, кто такой Н.А. Некрасов.
Просмотр видеозаписи.
Слово учителя
- Ребята, что вы можете еще сказать о народном поэте? (Учащиеся отвечают на вопрос, основываясь на личном опыте самостоятельного чтения дополнительной литературы).
Слово учителя
Да, Н.А. Некрасов – это поэт, который писал о народе и для народа.
Русский писатель 19 века Ф. М. Достоевский о нем сказал: “Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. (Слайд № 4)
- Как вы понимаете эти слова? (Ответ учащихся)
Слово учителя
Страдания эти явились источником написания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”. У этого произведения интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник.
(Слайд № 5).
Индивидуальное сообщение: “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от первого лица)
Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение. (Слайд № 6)
Беседа.
- Как вы думаете, что почувствовал поэт, когда подошел к окну?
Слово учителя
В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.
- Почему Герцен рискнул именно это стихотворение опубликовать?
(Cлайд № 7)
На этот вопрос ответим после анализа произведения. А сейчас послушаем стихотворение Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.
Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (читают подготовленные дети).
Анализ произведения.
- Какое впечатление произвело на нас стихотворение?
- Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение “Размышления у парадного подъезда”?
- На какие части можно поделить стихотворение?
1. Парадный подъезд в торжественные и будничные дни.
2. Крестьяне у парадного подъезда.
3. “Владелец роскошных палат”.
4. “Не беда, что потерпит народ”.
5. “Ты проснешься ль, исполненный сил?”.
-Что означает парадный подъезд?
- Что представлял он в торжественные, т.е. праздничные дни? Спомощью каких художественных средств и приемов показывает его автор? (Автор использует иронию.С помощью эпитета холопским (недугом) автор показывает чинопочитание, низкопоклонство)
- Зачем приезжает “целый город” к парадному подъезду?
(В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину.Этим они показывали свое почтение)
- Что представлял собой подъезд в будничные дни?
(В будничные дни парадный подъезд осаждали люди убогие, те, которым нужна была помощь). (Слайд № 8)
- Каково авторское отношение к бедным людям?
- Как он их показывает?
(Автор уважительно относится к крестьянам, сострадает им. Использует эпитеты, слова с оценочными суффиксами, просторечные слова. Многоточие после слов “с непокрытыми шли головами…” заставляет задуматься о многовековой покорности крестьян.)
- Как показывает автор “владельца роскошных палат”?
(Поэт использует иронию, сарказм, пишет о нем язвительно. Применяет антитезу. Если крестьяне покорны господину, то автор обращается к нему наты, использует глаголы в повелительной форме,показывая свое негодование, гнев. Сарказм виден в описании предполагаемой смерти вельможи в Сицилии, в том, как “любящая” семья с нетерпением ждет его смерти.)
- Какие художественные средства использует поэт, чтобы показать положение народа? С чем ассоциируется у него народ?
(Народ ассоциируется со словом “стон”. Использует анафору: слово “стонет” употребляет пять раз, сравнение:
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля)
- Прочитаем строки: “Выдь на Волгу…”
- В каком стихотворении Некрасова вы видели подобное? (Слайд № 9)
(В стихотворении “На Волге”)
- Найдите строки, соответствующие картине художника.
(“… чей стон раздается над великою русской
рекой?
Этот стон у нас песней зовется - то бурлаки идут
бечевой!)
- Как характеризует поэта строка: “Эх, сердечный!”?
(У поэта душевная мука, он страдает, у него болит сердце за народ.)
Слово учителя
Во второй половине 19 века отрывок из стихотворения, начинающийся со строк “Назови мне такую обитель…” стал студенческой песней.
- Чем заканчивается стихотворение? (Вопросом, обращенным к народу)
- Что можно сказать о поэте? (Н.А. Некрасов беспокоился о будущем своего народа)
- Так почему же писательГерцен решился опубликовать стихотворение Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда в газете “Колокол”?
На этот вопрос ответьте письменно, используя известные вам художественные средства.
Творческая работа.
Сочинение-миниатюра “Размышления о стихотворении Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. (Слайд № 10)
Зачитывание творческих работ.
Домашнее задание (слайд № 11):
- Прочитать поэму Н.А. Некрасова “Русские женщины”.
- Индивидуальное задание: презентация “Жены декабристов”.
Оценки.
- Ребята, что вам дал урок?