Личностно-ориентированный урок литературы на тему: "Поэзия Ивана Сергеевича Тургенева"

Разделы: Литература


Цели:

Обучающие:

  1. расширить представление о творчестве Тургенева,
  2. познакомить учащихся с программными и внепрограммными произведениями Тургенева.

Развивающие:

  1. развивать у учащихся творческие и артистические способности,
  2. развивать умение анализировать лирическое произведение, обобщать, аргументировать свои ответы, высказывать и отстаивать свою точку зрения,
  3. работать над эмоциональной аурой как стимулом познания творческой активности учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать через творческую активность учащихся любовь к жизни, духовность, понимание прекрасного, эстетические вкусы,
  2. воспитывать интерес к поэзии,
  3. прививать интерес к предмету.

Педагогические:

  1. совместное целеполагание,
  2. знание содержания стихотворений И.С.Тургенева, биографических фактов,
  3. совершенствование надпредметных умений литературоведческого анализа поэтического текста, решение проблем, оперирование литературоведческими терминами, рассуждение, обобщение путем сравнения,
  4. развитие памяти, внимания, сопоставление опыта поколений и собственного жизненного опыта,
  5. формирование личностной позиции.

Диагностическая:

  1. определение зоны ближайшего развития учащихся после изучения темы.

Методы и приёмы:

  • работа над биографией Тургенева, теоретико-литературными понятиями,
  • выразительное чтение и анализ стихов,
  • инсценирование,
  • использование фонограмм, работа с иллюстрациями,
  • использование внепрограммных материалов.

Оборудование:

  1. портреты Тургенева. В молодости (художник Э.Лами). В зрелые годы – (художник А.А.Харламов),
  2. портрет Виардо,
  3. тексты анализируемых стихотворений,
  4. фонограммы – романс “Утро туманное”, произведения Бетховена и Моцарта),
  5. иллюстрации к произведениям,
  6. карточки с заданиям для групп.

 Доска:Портреты Тургенева, запись

  1. Иван Сергеевич Тургенев.
  2. Писатель.
  3. Поэт?
  4. Писатель или поэт…?

Слово учителя

Наш урок мы начали несколько необычно, с романса “Утро туманное” Думаю, что для многих из вас будет неожиданным открытием, что слова в романсе принадлежат перу известнейшего русского писателя И.С.Тургенева. Сегодня мы завершаем разговор об этом талантливом человеке и завершаем его уроком о поэзии Тургенева. И это не случайно. Поэзия, словно лавровый венок, обрамляет творчество Тургенева. Поэзия сделала его известным в юности, стихи последних лет жизни принесли ему славу на века.

Обратите внимание на запись на доске.

В конце урока вам предстоит решить для себя, какая из строк наиболее полно отражает ваше представление о Тургеневе.

А как же все начиналось?

Биограф

После окончания Петербургского университета, в мае 1838 года, Тургенев едет в Берлин для продолжения образования. Попав в Берлин, он занялся наукой, слушал латинские древности, историю греческой литературы, овладевал древними языками. Здесь же он написал свои первые стихи.

Слово учителя

Как вы думаете, каковы были темы его первых стихов? (одиночество, разочарованность, погибшая любовь, таинственность бытия и, конечно же, описание природы)

Давайте послушаем некоторые из них и подумаем: какое настроение их объединяет?

Чтец 1 “Весенний вечер” (отрывок)

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землёй;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой,
Ручей журчит во мгле долины,
Вдали гремит весенний гром,
Ленивый ветр в листах осины
Трепещет пойманным крылом

Чтец 2Вечер” (отрывок)

Все тихо: звука нет! все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон – на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой, – но не в моей душе.
Да, понял я, что в этот час священный
Природа нам дает таинственный урок –
И голос я внимал в душе моей смущенной,
Тот голос внутренний, святой и неизменный,
Грядущего таинственный порок.
В моей душе тревожное волненье:
Напрасно вопрошал природу взором я;
Она молчит в глубоком усыпленье –
И грустно стало мне, что ни одно творенье
Не в силах знать о тайнах бытия.

- Что объединяет эти стихи и что делает их непохожими друг на друга?

Слово учителя

Со временем стихи его начинают тяготеть к прорисованной предметной детали, жанровой сценке, портрету.

Юношеское увлечение поэзией не прошло для Тургенева даром, навсегда обогатив его прозу музыкальностью и внутренним ритмом.

Вспомните прекраснейшие пейзажные зарисовки из “Записок охотника”, портреты любимых героев из романа “Отцы и дети”.

По-видимому, есть своя логика и в том, что в конце жизни Тургенев снова обратился к поэзии. Правда, уже на новом уровне.

Но давайте дадим слово биографу.

Биограф:

(Портрет Виардо)

Полина Виардо появилась в жизни Тургенева, когда ему было 25. Он полюбил её сразу и навсегда. И с того далекого 1843 года на долгих сорок лет он, словно привязанный, будет следовать за нею, часто надолго оставляя свою любимую Родину. И там, за границей, часто с болью и с тоской вспоминать о своём доме

Актёр:

“Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому. Саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу”, писал он в 1882 году друзьям в Россию. С нежной теплотой вспоминал он и о близких людях, о родном языке, который он ценил и которым восторгался больше всех других.

Инсценирование стихотворения “Русский язык” (Актёр, изображающий Тургенева, садится за стол, зажигает свечу, пишет и вслух читает стихотворение)

Слово учителя

О чем это стихотворение? Как характеризует оно Тургенева? Чем отличается оно от обычных стихов?

Литературовед подготовил нам терминологический словарь, раскрывающий данное понятие.

(вводятся понятия: верлибр; стихотворение в прозе)

Слово учителя

В критике существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей, но это не совсем так, вернее, совсем не так.

Биограф:

Друг Тургенева Михаил Стасюлевич вспоминал: “В то время Иван Сергеевич был уже серьёзно болен, я приехал его навестить и сказал ему, что в английских газетах прочитал приятное известие, будто Тургенев дописывает большой роман. Тургенев отрицал этот слух, “хотите, я докажу, что это не так. Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину. Точно так же и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живыми впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель”.

Слово учителя

А теперь обратимся к стихам. Для анализа я подобрала несколько стихов, разных по содержанию и настроению.

Стихотворение “Воробей”. Чтение стихотворения.

Работа в группах. (Работа по тексту)

  1. Определите основной мотив стихотворения, его главную мысль. (мотив любви, любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек)
  2. Проследите за поведением воробьев и собаки. Как вы думаете, почему собака отступает? (собака почти не совершает действий, а воробей действует)
  3. Автор – созерцатель, а не участник этого противоборства. Что же он понял, наблюдая за участниками битвы? (Любовь сильнее смерти)
  4. Какие чувства испытывает автор, какие слова помогают нам понять это?

Работа с иллюстрациями.

В какой из иллюстраций, по вашему мнению, лучше всего отражен “характер” воробья?

Говоря о мастерстве писателя или поэта, мы всегда должны помнить, что у истинного таланта форма и содержание едины.

Поразмышляем над этим, прослушав еще одно стихотворение Тургенева.

Чтец 3

Стихотворение “Как хороши, как свежи были розы…” читает наизусть ученица.

Беседа по стихотворению:

  1. Ваши впечатления.
  2. Какие образы возникают в вашем воображении?
  3. Как это стихотворение дополняет ваше представление о Тургеневе?

Работа в группах.

  1. Назовите принцип построения этого стихотворения.
  2. Какие лексические особенности этого стихотворения раскрывают авторскую мысль?
  3. Какие синтаксические особенности этого стихотворения раскрывают авторскую мысль?
  4. Как избранная Тургеневым форма стихотворения дополняет его содержание?.

Работа с иллюстрациями.

Подберите строки из стихотворения к иллюстрациям.

Стихотворение, над которым предстоит нам работать сейчас, написано в 1878 году и называется оно очень символично – “Старуха”.

Работа в группах

  1. Стихотворение пронизано страшным предощущением. Каким?
    Какие условия выбирает автор, чтобы показать чувство дикого страха?
  2. Автор использует прием градации. Найдите его в тексте. С какой целью используется этот прием?
  3. Найдите кульминацию в стихотворении. Какой художественный прием автор использует в кульминационном моменте?
  4. В чём загадочность стихотворения? Почему, как вы думаете, стихотворение названо “Старуха”?

Работа с иллюстрациями.

Какая из иллюстраций, по вашему мнению, наиболее полно отражает мысль автора?

Работа заканчивается чтением учителя отрывка из стихотворения “Когда меня не будет…”

Биограф:

Стихотворения в прозе написаны Тургеневым в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Это четкость мысли писателя и философа, познавшего жизнь, и делающего очень конкретные, личные обобщения.

Слово учителя

Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.

Д/з (трёхуровневое)

1. (обязательный) написать сочинение на тему : Тургенев для меня… (отразить какая из выписанных строк

1.Писатель.
2.Поэт?
3.Писатель или поэт…?

отражает ваше представление о Тургеневе?)

2. (тренировочный) Выучить наизусть любое стихотворение Тургенева.

3. (творческое задание) Написать стихотворение в прозе или подобрать эпиграф к данному уроку.