Цели: способствовать общему развитию учащихся через решения следующих задач:
Образовательные.
– Приобщение детей к искусству, развитие художественного вкуса, развитие
любви и интереса к чтению.
– Формирование умения анализировать произведение.
Развивающие.
– Развитие эмоциональной сферы детей через работу с произведением.
– Развитие воображения через умение обосновывать свою точку зрения, развитие
самостоятельности, памяти, внимания, быстрой реакции.
Воспитательные.
– Воспитание эмоционально развитого читателя.
– Приобщение детей к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
Технология: игровая.
Методы контроля:
– Устный.
– Самоконтроль.
Подготовительный этап проведения литературного хоккея:
1. Назначение учителем капитанов и самостоятельное формирование двух команд
(в больших классах можно выбрать еще защитника; разделить команды нападения и
защиты).
2. Внимательное перечитывание текста.
3.Самостоятельное составление вопросов .
Оборудование: учебник литературы для 5 класса, портрет Л.Н.Толстого, книжно-иллюстративная выставка.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
Слово учителя.
– Трудно представить русскую литературу без его имени Льва Толстого. Обратите внимание на его портрет. Какие умные и внимательные глаза! Прожил Толстой долгую жизнь и всей своей жизнью доказывал, что главное в человеке – чуткость и отзывчивость.
А теперь мысленно перенесемся почти на полтора столетия назад, в то время, когда жил писатель. В середине прошлого века шла кровопролитная война за присоединение Кавказа к России. Толстой в своих произведениях подчеркивает, что война — это страшное зло, осуждает межнациональную рознь, ужасается того, к чему приводит взаимная ненависть.
Он сам был участником боевых действий и описал события, имея представление о реальной картине событий. Однажды, отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Его выручил друг, чеченец Садо.
Такие истории случались и с другими участниками войны. Люди из враждующих лагерей могут быть близки друг другу, считал писатель.
Мы знаем о Чеченском конфликте и в наши дни. Значит, вопросы, которых коснулся мастер слова в “Кавказском пленнике”, актуальны и сейчас.
Рассказ написан с поразительным мастерством. В нем 6 небольших глав, а как много мы узнаем! Перед нашими глазами встают не только эпизоды войны, но и картины мирной жизни горного аула. Природа живет вместе с людьми. Толстой утверждал, что “Кавказский пленник”– его любимый рассказ. А к любимому произведению отношение всегда особое.
Вы, ребята, внимательно перечитали произведение, подготовили вопросы для литературного хоккея. Сегодня у нас урок– игра. Покажите свои знания, раскройте свои интеллектуальные, творческие и организаторские способности.
При проведении игры нужно соблюдать определенные правила:
1. Класс делится на две команды по 6–9 человек.
2. Заранее каждая команда выбирает капитана и вратаря, готовит вопросы по тексту
(достаточно10–15 вопросов).
3. Во время игры команды поочередно задают вопросы друг другу. На обсуждение
ответа дается не более 2 минут. К тексту за помощью не обращаться. Задача игры –
забросить “шайбу ” в ворота противника.
4. За каждый правильный ответ начисляется балл (“шайба, заброшенная в ворота
противника”).
Если команда затрудняется ответить на вопрос, то обращается за помощью к
вратарю. Если команда ответить на вопрос не может , балл начисляется противнику.
5. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
6. Оценка выставляется капитаном каждому члену команды в зависимости от
активности.
2. Игра . – Чтобы определить, какая команда идет в атаку первой, я тоже подготовила для вас вопрос : “Какое художественное средство использовано Толстым в следующем отрывке: “Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц скорее выбирается; уж и направо засветились макушки”.
Затем члены команды по очереди задают друг другу приготовленные вопросы-“шайбы”.Капитан смотрит за очередностью задаваемых вопросов, отвечает за дисциплину.
3. Итоги игры. – Назовите лучших игроков команды. Они получают Грамоты ,а все остальные участники получают Сертификаты участника игры. Ваше портфолио пополнено.
4. Домашнее задание. – Рассказ вам понравился, и вы можете нарисовать иллюстрации к произведению, изобразить, на ваш взгляд, самые важные сцены произведения, любимых героев. В кабинете подготовим выставку из ваших рисунков. Можно попробовать себя в качестве творца – создать СИНКВЕЙН, посвященный литературному хоккею или прочитанному рассказу.
5. Рефлексия.
– Ребята, подумайте и ответьте на вопросы:
– Ты справился со своей ролью в игре?
– Ты доволен результатом игры?
– Какой вопрос тебе запомнился?
– Какое произведение вы выбрали бы для следующего литературного хоккея?
Использованная литература.
- Литература. 5 класс. Коровина В.Я. Часть I.
- Итоговые работы по литературе 5–11 класс. Н.В. Охременко, О.В. Федина. – М.: Аквариум, 1998.
- Литература. 5 класс. Методические советы. Коровина В.Я. – М.: Просвещение, 2008.