Ход урока
Этап |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Объявление темы урока |
Проблема воспитания личности в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» |
Объявляет |
Слушают |
Целеполагание |
|
Фиксирует на доске |
Формулируют:
|
Беседа |
- Каковы, на ваш взгляд, человеческие ценности?
- Какие из этих ценностей самые важные? |
Спрашивает |
Отвечают: - трудолюбие, - культура, - интеллект, - те, что заложены в Божественном откровении («Почитай отца своего и матерь свою», «Не произноси на другого ложного свидетельства», другие) Выбирают, делают выводы: - Все эти ценности свойственны будут правильно воспитанному человеку. |
Работа с толковым словарём |
- Что такое воспитание, каково лексическое значение этого слова? |
Задаёт вопрос |
Находят ответ в словаре: «Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Воспитать – вырастить, дав образование, обучив правилам поведения» |
Диалог |
- С какого возраста нужно заниматься воспитанием?
- Что такое личность? |
Интересуется
Подытоживает: - Детство- начало жизни, когда закладывается фундамент формирующейся личности. Это очень ответственная пора. Качества, воспитанные в детстве, во многом определяют дальнейшее воспитание личности. Спрашивает |
Отвечают: - С детства. - Пока ребёнок «поперёк лавки лежит»
Высказываются: - Это человек, имеющий своё лицо, не похожий на других. - Это индивидуальность. |
Дискуссия |
- Каждого ли человека можно считать личностью? |
Следит за ответами
Подытоживает: - Драматург В.С.Розов по этому поводу говорил: «Личность ты уже с рождения. А вот сотрёшься, как пятак, или нет – от тебя зависит». |
Спорят: - Только тех, кто хорошо воспитан. - Тех, кто достиг чего-нибудь в жизни. - Только тех, кто известен, прославился в чём-то. - Каждый человек является личностью. |
Запись вывода в тетрадь |
Личность – это отношение к самому себе, другим людям, отношение, выраженное в поступках, деятельности. |
Читает |
Записывают |
Исследование текста комедии. Составление таблицы |
Как герои комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» относятся к себе, другим людям, как поступают, действуют? |
Консультирует, помогает |
Исследуют текст, заполняют таблицу (См. приложение) |
Театрализация |
Инсценируется эпизод «Митрофанушка на уроках» (Д.3, явл.7) |
Наблюдает |
Играют роли |
Образное рисование |
- Каковы ваши ассоциации, связанные со словом «воспитание»? |
Побуждает к ассоциативному мышлению |
Предлагают: Вос – ПИТАНИЕ |
Беседа |
- О каком «питании» идёт речь в комедии? Кто и о какой пище заботится? |
Слушает |
Говорят: - О духовной пище (общении с людьми, труде, чтении книг) заботятся Правдин, Стародум, Милон, Софья. По принципу «насыщение через желудок» живут г-жа Простакова, Митрофан, Скотинин. |
Строение модели среды воспитания личности |
- Каково окружение, в котором воспитывался Митрофан? Каковы приёмы воспитания? Какова речевая среда? |
Сотрудничает с учениками |
Создают модель: Мать Отец
МИТРОФАН
Скотинин Учителя Еремеевна |
Беседа |
- Сколько лет Митрофану?
- Опоздала ли мать с воспитанием сына?
- Развивается ли Митрофан как личность?
- В финале комедии сын бросат мать. Как оцените такой выбор? Осознает ли Митрофан свой поступок?
- Кто виноват в таком поведении Митрофана? |
Задаёт вопрос
Слушает
Слушает |
Цитируют: «Г-жа Простакова: «Ведь вот уж ему шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы»). - Да, но она этого не понимает, потому что считает сына маленьким ребёнком, несмотря на его возраст. Выражают свои мнения: - Развития нет. Он как личность деградирует, не работает над собой. - Он находится в безнравственном омуте. - Митрофан впервые в жизни сделал выбор самостоятельно. Такой выбор одобрить нельзя. Митрофанушка, возможно, не поймёт, что совершил преступление по отношению к матери.
- Виновата мать, БЕЗумно любившая сына |
Решение проблемы |
- В чём проблема воспитания личности? |
|
- В неумном подходе к делу воспитания и обучения ребёнка как личности. |
Подведение итогов |
- Почему возникла проблема воспитания личности?
- Каков мир, в котором возможны конфликтные отношения? - Каковы пути решения проблем, связанных с воспитанием положительной личности? |
Слушает |
- В семье Простаковых, где отношения строятся на грубости, неуважении друг к другу, воспитать порядочную личность невозможно. - Мир = безнравственный омут.
- Изменить среду, самосовершенствоваться, многому нужно учиться, жить по законам нравственности. |
Рефлексия |
- Я – УЧЕНИК. - Я – ЧИТАТЕЛЬ. - Я – исследователь. - Я – АКТЁР. - Я – ЗРИТЕЛЬ. - Я – СЛУШАТЕЛЬ. В какой роли вы выступали на уроке? Каковы впечатления? |
Задаёт вопросы |
Отвечают. Делятся впечатлениями. |
Домашнее задание |
Написать эссе «Как самим стать хорошими мамами-папами?» |
|
Записывают |
Приложение.
|
ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ |
ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ |
ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ |
МИТРОФАН |
Нет своего «Я» («Ты ж меня взманила, вот я сел…») |
К матери: «Жаль стало тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку» |
- Бегает на голубятню. - Жалуется Еремеевне: «Мамушка, заслони меня» - Часто и много ест. - Повторяет за матерью. - Хочет жениться. - Ничего, по словам учителей, не перенял. - Бросает мать. |
Г-ЖА ПРОСТАКОВА |
«Ах. Я дура бессчётная», «Ах я, собачья дочь, что я наделала!» |
К Тришке: «А ты, скот…воровская харя» К Еремеевне: «Ведьма» К крестьянам: «Всё, что ни было, мы отобрали». К брату: «Ты не впилась братцу в харю?» К мужу: «Сам ты мешковат», «Телёнок» К сыну: «Одна моя забота, одна моя отрада», «За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному», «Нашед деньги, ни с кем не делись», «Не учись этой дурацкой науке», «Старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим», «Дай позавтракать ребёнку». |
-«С утра до вечера то бранюсь, то дерусь». -Вырывает письмо у Софьи. -Нежит сына. -Безумно любит его. |
СКОТИНИН |
«Ну, будь я свиной сын…» |
К сестре: «Я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут». К Митрофану: «Ах ты чушка проклятая» |
-«Мастерски оброк собирает». -Хочет жениться на Софье. -Любит свиней. -«Я отроду ничего не читывал». -Гуляет на скотном дворе. -Своих поросят завести хочет. -Бродит. Продолжение |
СТАРОДУМ |
«Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». Есть свой расчёт. |
К отцу: «Отец мой воспитал меня по-тогдашнему. Воспитание дано наилучшее». К семье Простаковых: «Тут себя любят». К богатству: «Глупому сыну не в помощь богатство». |
-Советует Софье: «Остережёт совесть». -Беседует о благонравии, о дворянине, семейных отношениях, о любви, счастье. -Читает книги («Очки мои на столе в книге»). -Прощает Простакову. |
ПРАВДИН |
Держится достойно, придерживается законов |
С уважением |
-Говорит о воспитании. -Берёт под опеку имение Простаковых. |
СОФЬЯ |
Познаёт себя |
«Бессовестные мои свойственники». К Митрофану: «Достиг совершенства и дале не пойдёт». К Стародуму: «Ваша воля будет мой закон». |
-Читает книжку о воспитании девиц. -Беседует со Стародумом. |
МИЛОН |
Любит |
Любит |
Любит |