Задание № 1. (2 мин.)
Закончите крылатые выражения, взятые из сказок.
- ПОДИ ТУДА – НЕ ЗНАЮ КУДА …
- СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ…
- И Я ТАМ БЫЛ…
Ответы:
- Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что.
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Задание № 2. (3 мин.)
Закончите пословицы.
- ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, …
- КАК ВОЛКА НИ КОРМИ, …
- ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ,…
- НЕ РОЙ ЯМУ ДРУГОМУ,…
- НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, …
Ответы:
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Как волка не корми, он все в лес смотрит.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.
- Не спеши языком, спеши делом.
Задание № 3. (2 мин.)
Дайте полное заглавие сказки о царе Салтане А.С. Пушкина.
Ответ: “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”.
Задание № 4: (3 мин.)
Все любят читать сказки. Установи соответствие: кто какую сказку написал.
“Лягушка – путешественница” “Аленький цветочек” “Городок в табакерке” “Серебряное копытце” “Черная курица” Ответы: “Лягушка – путешественница” “Аленький цветочек” “Городок в табакерке” й “Серебряное копытце” “Черная курица” |
Владимир Одоевский Антоний Погорельский Всеволод Гаршин Семен Аксаков Павел Бажов : Всеволод Гаршин Семен Аксаков Владимир Одоевский Павел Бажов Антоний Погорельский |
Задание № 5: (1мин.)
Основоположник русской детской поэзии 20 века, автор популярных сказок “Мойдодыр”, “Муха-цокотуха ”, “Айболит” и др. Корней Иванович Чуковский. Но это псевдоним. Назовите настоящее имя и фамилию писателя.
Ответ: Николай Васильевич Корнейчуков
Задание № 6: (1мин.)
Знаменитую сказку “Алиса в Стране Чудес” написал Льюис Кэрролл. Прочитав ее, королева Англии Виктория пришла в восторг и приказала немедленно купить все сочинения Кэрролла. Получив все сочинения Кэрролла, королева испытала удивление и разочарование. Как вы думаете почему?
Ответ: Льюис Кэрролл был математиком и логиком, поэтому основные его труды были посвящены математике.
Задание № 7: (4мин.)
Назовите жанры известных произведений.
- А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”
- И.С.Тургенев “Русский язык”
- А.С. Пушкин “Дубровский”
- А.А.Фет “Чудная картина”
- М.Ю.Лермонтов “Бородино”
- А.С.Пушкин “Полтава”
Ответы:
- А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”. Стихотворение.
- И.С.Тургенев “Русский язык”. Стихотворение в прозе.
- А.С. Пушкин “Дубровский”. Роман.
- А.А.Фет “Чудная картина”. Стихотворение.
- М.Ю.Лермонтов “Бородино”. Стихотворение.
- А.С.Пушкин “Полтава”. Поэма.
Задание № 8. (3мин.)
Из какого произведения этот отрывок. Напишите полное название, укажите автора Назовите автора этих строк.
Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Ответ: М.Ю.Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.
Задание № 9. (2мин.)
Определите жанр следующего литературного произведения.
Полу-милорд, полу-купец,
полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А.С.Пушкин (на М.С.Воронцова)
Ответ: эпиграмма.
Задание № 10. (5мин.)
Прослушайте фрагменты театральной постановки (Приложение 1, Приложение 2). Что это за произведения, назовите автора.
Ответы:
1. Ю. Олеша “Три толстяка”.
2. Ж.Верн “Пятнадцатилетний капитан”.
Задание № 11: (5 мин.)
Перед вами иллюстрации к известным сказкам (Рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6). К каким сказкам принадлежат эти иллюстрации? Кто автор всех этих иллюстраций?
Ответы:
- “Василиса Прекрасная”.
- “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
- “Царевна Лягушка”.
- “Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером волке”.
- “Золотой петушок”.
- “Сказка о царе Салтане”.
Автор иллюстраций: художник Иван Яковлевич Билибин.
Литературный турнир. 9–11 класс.
Задание 1.
К каким известным произведениям русских и зарубежных классиков были выполнены эти иллюстрации (Рисунок 7, 8, 9, 10)? Назовите авторов произведений. Какие персонажи изображены на иллюстрациях?
А) “Ромео и Джульетта” (В.Шекспир) – Ромео и Джульетта.
Б) “Дубровский” (А.С.Пушкин) – Маша и Владимир Дубровский.
В) “Преступление и наказание” (Ф.М.Достоевский) – Родион Раскольников.
Г) “Война и мир” (Л.Н.Толстой) – Наташа Ростова, Петя Ростов, Николай Ростов,
Соня, Борис.
Время выполнения задания: 4 мин.
Задание 2.
Прослушайте музыкальные фрагменты (Приложение 3, Приложение 4). Откуда эти фрагменты? Как называется? Кто автор? Какое литературное произведение повлияло на создание этой музыки?
1. М.Глинка. Увертюра к опере “Руслан и Людмила” по поэме А.С.Пушкина.
2. А.П.Бородин. Половецкие танцы из оперы “Князь Игорь” по мотивам одноименного
произведения древнерусской литературы.
Время выполнения задания: 3 мин.
Задание 3.
Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Назовите произведение и его автора.
1. “И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: “черт побери все!” – его ли душе не любить ее?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит.… Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.
Ответ: Н.В.Гоголь “Мертвые души”.
2. “Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например... А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука”.
Ответ: И.С.Тургенев “Отцы и дети”.
3. “Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!”
Ответ: А.С.Пушкин “Капитанская дочка”.
Время выполнения задания: 5 мин.
Задание 4.
Перед вами отрывки из известнейших произведений русских классиков. Их все знают наизусть. Вставьте пропущенные слова. Назовите произведение и его автора.
1. В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в _________
На третье в ночь…
Ответ: “в январе” (А.Пушкин “Евгений Онегин”).
2. Прилег вздремнуть я у _______,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Ответ: “у лафета” (М.Лермонтов “Бородино”).
3. Есть женщины в русских селеньях
С _________ важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
Ответ: “с спокойною” (Н.А.Некрасов “Мороз, Красный Нос”).
Время выполнения задания: 5 мин.
Задание 5.
Перед вами выражения, которые стали “крылатыми”. Мы часто употребляем их в речи. Из каких произведений эти выражения? Назовите автора. Каким героям они принадлежат?
- “Любви все возрасты покорны”.
- “Счастливые часов не наблюдают”.
- “Есть еще порох в пороховницах”.
- “Человек – это звучит гордо”.
- “Чужая душа потемки”.
- “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.
- “Рукописи не горят”.
- “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”.
- “Рожденный ползать – летать не может”.
- “Быть или не быть”.
Ответы:
- Гремин (“Евгений Онегин” А.Пушкин).
- Лиза (“Горе от ума” А.С.Грибоедов).
- Тарас Бульба (“Тарас Бульба” Н.В.Гоголь).
- Сатин (“На дне” М.Горький).
- Кабаниха (“Гроза” Н.Островский).
- Лис (“Маленький принц” А.Сент-Экзюпери).
- Воланд (“Мастер и Маргарита” М.Булгаков).
- Эпиграф к комедии “Ревизор” (Н.Гоголь).
- Автор (“Песня о Соколе” М.Горький).
- Гамлет (“Гамлет” В.Шекспир).
Время выполнения задания: 7 мин.
Задание 6.
Перед вами определения литературных жанров. Назовите их.
1. Эпическое произведение аллегорического и нравоучительного характера, в котором повествование окрашено иронией и в заключении содержит мораль.
Ответ: басня.
2. Вид лирики, произведение торжественного характера, содержащее хвалу человеку или событию.
Ответ: ода.
3. Небольшое лирическое произведение, окрашенное грустными размышлениями, тоской, скорбью.
Ответ: элегия.
4. Легкая развлекательная пьеса бытового содержания, построенная на занимательной, чаще всего, любовной интриге с музыкой, песнями, танцами.
Ответ: водевиль.
Время выполнения задания: 5 мин.
Задание 7.
Презентация с заданиями для учащихся “Памятники Москвы” (Приложение 5)