Литературный час "Природа и мы". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


1 Ведущая: 1 мая 2004 года сибирскому писателю Виктору Петровичу Астафьеву исполнилось бы 80 лет. Виктор Петрович не дожил до этой даты. Нашу встречу мы посвящаем памяти В.П. Астафьева.

Фрагмент фильма.

2 Ведущая: В селе Овсянка, которое находится на берегу Енисея, в бане при свете лампы в ночь на 1мая 1924 года в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. (Ведущая показывает Фото родителей).

Ему не было еще 7 лет, когда он потерял маму. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по его произведениям, в которых он помянет свою мать. Она осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием.

А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: “Если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат… И лишь одно я бы попросил у своей судьбы – оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…”

Отец Петр Павлович имел буйный, бесшабашный характер, и по воспоминаниям Астафьева, много пил.

Виктор Петрович напишет о своем отце и с жалостью, и с мужественной прямотой: “Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и не маленько хвастун…” После смерти жены скитание и беспризорничество детей не смущали отца, не тяготили его. Поэтому воспитанием внука будут заниматься дедушка и бабушка, которым он посвятил лучшие страницы своих книг.

Дедушка – Илья Евграфович – русский крестьянин, спокойный, ответственный, учил внука и жизни и делу, любил его, защищал от бабушкиного гнева, потому что главнее всех была бабушка – Екатерина Петровна. (Фото). Всмотритесь в суровое, сухое лицо у бабушки Астафьева. Ведь не зря ее в деревне звали “генерал”. Но для Астафьева она была дорогим человеком.

Будучи известным писателем, Астафьев встречался с людьми. Они задавали разные вопросы, но были и такие “Мучает ли Вас совесть?”

Фрагмент фильма.

1 Ведущая: Отец – Петр Павлович – женился, поменял работу и место жительства. Отношения с мачехой у Виктора Петровича не сложились. Отец вместе с семьей уезжает на заработки в Игарку.

Виктор Петрович не хотел ехать в Игарку и до последней минуты надеялся, что бабушка его спасет. Вот как об этом он пишет в “Последнем поклоне”: “Глубокое, недетское отчаяние рвало в те минуты мое сердце, а было мне одиннадцать лет… (и до слов)… снова нам станет хорошо жить”.

В Игарке будет бродяжничество, детдом, плохие отношения с родителями, ненависть к мачехе, равнодушие родственников. Из-за отношений в семье Виктор Петрович очень плохо учился в школе. Но учитель литературы и русского языка, приехавший в школу №12, Игнатий Дмитриевич Рождественский сумел понять подростка и увлечь литературой. Его школьное сочинение было признано лучшим и будет напечатано в школьном журнале.

Позже события, написанные в сочинении, предстали в рассказе “Васюткино озеро”. (Фото).

2 Ведущая: после шести классов в детдоме Астафьев начал зарабатывать свой хлеб сам. Работал он на станке Курейка, письмоводителем, конюхом, коновозчиком, при сельсовете. Но тут пришла война, и он подался в родные места, в Красноярск. Здесь он поступил в ФЗО. Выбирать профессию не приходилось. Построили ребят, взяли из них покрепче и покрупнее и определили в будущие составители поездов.

Осенью 1942 года Астафьев уходит добровольцем на фронт. Перед вами всего две фронтовых фотографий. Не до этого было… (Фото).

За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной Звезды и медалями “За отвагу”, “За победу над Германией”, “За освобождение Польши”. (Фото)

На фронте он встретил свою судьбу – Марью Семеновну.

Фрагмент фильма.

1 Ведущая: Осенью 1945 года они вместе демобилизовались из армии и приехали в ее город Чусовой на западном Урале. Тяжелые ранения лишили его профессии железнодорожника – остался один глаз, плохо слушалась рука.

Работы его все были случайны и ненадежны: слесарь, чернорабочий, грузчик, плотник, мойщик мясных туш. Жил, в общем-то, не очень весело. Но однажды он попал на занятие литературного кружка при газете “Чусовой рабочий”. После этого заседания он за ночь написал свой первый рассказ “Гражданский человек”, который и был опубликован в газете. Это было в 1951 году. А как долго ждали появления первой книги!!!

Счастье, страдания, любовь, боль, радость – все как у людей. И была радость первого своими руками построенного семейного дома. (Фото).

В его жизни было и счастье рождения детей – Ирины и Андрея. (Фото детей). Был и ужас, горе похорон дочери, сиротство внуков.

Фрагмент фильма.

2 Ведущая: С 1951 года началась его литературная деятельность в качестве сотрудника газеты. На страницах этой газеты он помещал многочисленные корреспонденции, статьи, очерки и рассказы.

В 1958 году Астафьев принят в члены Союза писателей РСФСР.

В 1959 году он поступил на Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР.

Русский писатель, если судьба заносит его далеко от родного города и деревни, непременно старается, если не совсем вернуться туда, то хоть каждый год приезжать.

Наш Астафьев и в Перми пожил, и а Вологде, а вот не удержался там. Сначала просто регулярно ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь. В родной своей Овсянке поставил себе дом против бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять милую землю детства. (Фото).

Его произведения привлекли внимания самого широкого читателя и у нас в стране, и за ее пределами.

О том, как писались произведения, рассказывает сам писатель, и вспоминает его жена.

Фрагмент фильма.

1 Ведущая: все эти произведения, о которых говорила жена Виктора Петровича, “Последний поклон”, “Кража”, “Пастух и пастушка” “Царь-рыба”, “Зрячий посох” – удостоены в разное время государственных премий РСФСР и СССР. Книга Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Финляндии, Японии, США, Греции и во многих других странах мира!

Фрагмент фильма.

Учитель: Мы с вами познакомились с биографией писателя Виктора Петровича Астафьева. Последними словами в видеозаписи были слова Астафьева о тайге, о братьях наших меньших, об этом он писал в своих произведениях. Скажите, пожалуйста, какие произведения о братьях наших меньших вы читали?

Ответ:…

Учитель: Об этих рассказах (“Стрижонок Скрипа”, “Белогрудка”, “ Слезы тигра”) мы будем сегодня говорить. Давайте послушаем отрывок из рассказа Виктора Петровича Астафьева “Стрижонок Скрипа”.

Грамзапись.

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему Стрижонку в детстве жилось холодно, голодно, сиротливо? Что произошло? (Ответы детей).

Учитель: Стрижонок остался один, без родителей. А были враги у него? Кто они? (Ответы).

Учитель: Какой враг страшнее? Человек или животные? Почему? (Ответы).

Учитель: Скажите, пожалуйста, каких врагов мы можем оправдать, понять их действия, а каких не сможем оправдать? (Ответы).

Учитель: В каких рассказах мы не можем оправдать поступки людей? (Ответы).

Учитель: На рассказе “Белогрудка” мы остановимся сейчас. О каких необдуманных поступках людей рассказывает автор? (Ответы).

Учитель: Как изменилась жизнь людей в поселке после гибели детеныша Белогрудки?

Учитель: Скажите, пожалуйста, как называется ситуация один против других, ситуация противостояния? (Ответы).

Учитель: Верно, война. Назовите причины, которые послужили началом войны между людьми и животным. (Ответы).

Учитель: Свой рассказ Виктор Петрович Астафьев заканчивает такими словами: “До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детенышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: “Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!””

К чему призывает нас Виктор Петрович Астафьев в заключительной части рассказа?

Учитель: Человек не должен вторгаться, вмешиваться в жизнь животных. Нужно сохранять природу, для того чтобы “таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов”. Скажите, пожалуйста, в нашей обычной городской жизни где можно увидеть животных?

Учитель: Почему многие люди любят ходить в зоопарк, в цирк? (Ответы).

Учитель: В каком рассказе Астафьева говориться о животных, находящихся в клетках, в неволе? (Ответы).

Учитель: Как жилось животным в зоопарке? (Ответы).

Учитель: О какой трагедии говорится в тексте рассказа “Слезы тигра”? (Ответы).

Учитель: Почему же люди не помогли животным, не отпустили на волю? (Ответы).

Учитель: Давайте послушаем, как ведут себя животные во время пожара

Учитель читает текст: “А в клетках в это время ревели заживо сгорающие животные.

На волю их выпустить невозможно, они, с древности боящиеся огня, все почти ошалели, сдвинулись со своего нехитрого ума и сделались опасны для людей города.

Город, проснувшись от неслыханного рева, съежился, ужался в себе, бежали толпы к зоопарку, и люди тоже что-то кричали.

– Мама! Мама! Тигр плачет.

Да, плакал тигр, и медведь плакал, схватившись за раскаленные прутья решетки, рассказывал мне потом пожарный, слезы по морде текут, во, с мой ноготь величиною, шерсть на гордом загривке льва сперва шаяла, потом взялась смолистым пламенем… Птицы горели, как тетрадные листочки, но дольше всех горели и трубно ревели верблюды. Они и здесь оказались всех животных выносливей, но вот волки, наши саянские волки, выбили дверцу клетки, завязанную веревкой, и ушли незаметно в родимую тайгу, да жирафа с обгорелыми ногами и хвостом тоже плакала и звала кого-то слабым детским блеянием. Ее пришлось достреливать”.

Учитель: Говорят, огонь это стихия. Кто же виноват в том, что произошло в зоопарке?

Учитель: Посмотрите, сколько причин пожара называет писатель. Животные погибли в зоопарке, и виноват в этом человек, так как человек в ответе за тех, кого приручил. Давайте послушаем, как говорит Виктор Петрович Астафьев об этом в конце рассказа.

Учитель читает текст: “Я всегда говорил и здесь повторю, что за животных, за этих братьев наших меньших на страшном суде людям, всем без исключений, из автономий, из джунглей, из сибирской тайги, будет вынесен приговор – это мы, люди, приручили их, сделав рабами, научили их предательству, жрали и жрем тех, кто вскармливает нас, мы, мы сделали их коварными, вселили в них страх и трусость, но обороняться от оружия, железа и огня научить не смогли, не захотели, нам не выгодно это. И вот еще в клетки позагоняли братьев-то, младших-то, для развлечения, чтоб вживе видеть дикую природу, быть ближе к ней.

Что это значит для животных, каков их век, каково им в неволе, люди не задумываются, не хотят тревожить свое нежное сердце”.

Учитель: В своей главной книге “Царь-рыба” Виктор Петрович Астафьев пишет: “Всему свой час и время всякому делу под небесами…”. Как вы понимаете эти слова? (Ответ).

Учитель: Какое главное слово в этом высказывании? (Ответы).

Учитель: Верно, час и дело важные слова в данном высказывании. Всему свой час, час – беречь и сохранять природу. Любимому делу – свой час, его надо только не упустить. Свое отношение к проблеме сохранения природы вы высказали в своих сочинениях-рассуждениях. Давайте послушаем несколько работ.

Дети читают свои работы. (2-3).

Учитель: Поэт Р. Рождественский, В.П. Астафьев, М. Пришвин призывают нас защищать и беречь природу. На ваших рисунках, приготовленных к конференции, нарисована березовая роща, стрижи, Белогрудка. Рисунки яркие, живые. Представьте, а если бы не было природы, какие бы получились рисунки? (Ответы).

Учитель: Мы заканчиваем нашу встречу. Рассказы “Стрижонок Скрип”, “Белогрудка”, “Слезы тигра” – рассказы для детей. Почему же автор поднимает в них совсем не детские вопросы? (Ответы).

Учитель: Правильно, Виктор Петрович Астафьев в своих рассказах призывает нас сохранять и беречь природу, братьев наших меньших ради себя, ради будущих поколений, потому что на земле “всему свой час…”.

Фрагмент фильма.

Литературный час “ Защищая землю, они защищали будущее”. (7 класс)

Сегодня мы открываем следующую страницу нашего литературного журнала “Диалоги с Астафьевым ”. “Всему свой час и всякому делу под небесами…” – эти слова В.П. стали эпиграфом к нашему устному журналу.

Течёт река времени. Прошло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда началась война. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в нашей памяти, памяти нашего народа навсегда останутся 1418 дней и ночей. В каждый дом война принесла горе и беду, боль и слезы. Миллионы жизней было отдано за победу, за то, чтобы мы могли родиться и жить в мире. Странное, тяжелое время выпало на долю военного поколения. Время, когда решалась судьба всего народа – быть ему или исчезнуть. Все вместе и каждый в отдельности делал свою работу – защищал будущее.

Не мог обойти эти тему в своем творчестве и В.П. Астафьев, который ушел на фронт добровольцем и прошел все войну.

Биография писателя – сообщение учащегося.

Вы услышали, что В. П. тоже воевал, прошел всю войну простым солдатам, дважды был ранен, был награжден. Все, о чем было написало в его книгах, он видел, знал и пережил сам. В. П. говорил, что войну каждый видит по – своему, так, как он ее почувствовал, как он ее прошел. “Он писал о войне так, как прошел ее сам, солдатом”. Он один из первых посмотрел на войну глазами не генералов, не лейтенантов, а простых солдат. О таком солдате Астафьев пишет в своем первом рассказе “Сибиряк”. Вы слышали из выступле – ния, что рассказ этот сначала назывался “Гражданский человек” и был опубликован в 1951 году в газете “Чусовой рабочий”.

Вы познакомились с рассказом “Сибиряк”, и сегодня мы поговорим об этом произведении В. П. Астафьева.

1) – О чем рассказ “Сибиряк”?

2) – Кем был главный герой?

3) – Что зависело от работы связистов?

Очень тяжела и опасна работа связиста. Послушайте, как об этом пишет поэт Сергей Васильев в своём стихотворении “Связист”. (Читает учащийся).

“ Не отступлюсь, во что бы то ни стало налажу связь…” – герой поэта и герой Астафьева – связисты, делающие своё дело.

4) – Как Савинцев делает своё дело?

5) – Какими качествами должен обладать такой человек?

Всеми этими качествами обладал и М. Савинцев. Астафьевский солдат – это не безликая масса сплошных героев – он живой, реальный человек.

6) – Солдат – сибиряк. Какие черты сибиряка запечатлены в герое? Почему именно М. Савинцева выбрал лейтенант? (по тексту). Таким был М.Савинцев. “Война есть война. На ней всё равно найдётся такое место, где человек окажется виден во весь рост. Люди на войне всегда на грани, за секунду, за полшага до смерти.” – так писал В.П. Астафьев.

“Всему свой час и всякому делу под небесами…” Пришел час и Матвею Савинцеву выполнить свою работу.

7) – Как воевал Матвей? Какие черты характера помогали воевать герою?

Астафьев рассказывал о войне без всякого пафоса и показного героизма. Говорил о войне, как о тяжелой работе: “Война – это не только выстрелы, это очень много работы, порой “непосильной работы”.

8) – За что воюет, кого защищает Матвей? (по тексту).

Дом, семья. Астафьевские герои, особенно в произведениях о войне, постоянно вспоминают о доме, “пытаются строить, лепить дом” (Г. Шленская). Дом у писателя – антитеза разрушения, которое приносит война. Каждый солдат воевал за свой дом, за свою семью.Идя в бой, бойцы думали о тех, кого защищали.

9) – Как вы думаете, какие чувства испытывал Матвей Савинцев, отправляясь на задание?

Нить времени – самая тонкая и самая прочная, она тянется от прошлого к будущему. На нее, словно бусинки нанизываются наши дела. Хорошо, когда бусинок много; они – самое ценное, потому что любое далекое будущее когда-то станет прошлым. Оно всегда будет с человеком, его прошлое и будущее, ставшее поступками, событиями, делами, жизнью.

Обрывается нить Матвея, обрывается его жизнь.

10) – О чем думает герой? О чем сожалеет? О чем просит товарищей? (по тексту)

Главное для Матвея – выполнить задание, сделать дело до конца. Это было его время и его дело. Умирая, Матвей переживает о своих близких, хочет уменьшить их страдания – это его последняя забота.

11) – Какими словами Астафьев заканчивает рассказ? Какой смысл вкладывает в эти слова?

12) – Почему рассказ называется “Сибиряк”?

Для В.П. Астафьева важно было показать человека на войне, показать простого солдата-сибиряка, который жил мирной жизнью, имел семью, работал на земле. Но пришло время, и оно показало, каков он – солдат-сибиряк. Был его час – час защищать и время совершить подвиг.

Война затронула всех, пришла в каждый дом. Готовясь к литературному вечеру, вы пи – сали в своих сочинениях о ваших бабушках и дедушках, воевавших в годы ВОв. Послушайте одну из работ (читает ученик).

Самое страшное – это война. Она никого не обходит. Это общая беда, и бороться с ней надо всем миром. Было время войне – сейчас время миру. Но мы не должны забывать о том, как это было. И нужно приложить все силы, чтобы никогда не повторилось то, что выпало на долю старшего поколения. Память нужна не только тем, кто воевал, она нужна тем, кто живёт сегодня, и тем, кто появится на свет через много лет. “Всему свой час...”

Литературный час “На Часовенной горке” (8 класс)

Вдыхая дымок, по-осеннему горький,
Я молча стою на Часовенной горке.
Стою у обрыва, а ветер игриво
Теребит травы пожелтевшую гриву.
А рыжая глина – как отблеск пожара,
Отсюда название “Красного Яра”.
У этой часовни из серого камня
О давнем и вечном расскажут века мне.
К.Лисовский.

Отрывок из фильма “С чего всё начиналось” (история возникновения Красноярска, первые губернаторы, меценаты, известные люди города)

Во все времена на сибирской земле рождались талантливые самобытные люди, которые любили эту землю, считали своей Родиной и отдавали ей частицу себя. Достаточно вспомнить такие имена, как великий художник Василий Суриков, русский богатырь Иван Ярыгин, звезда мировой оперной сцены Дмитрий Хворостовский, писатель В.П. Астафьев.

В.П.Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края.

Его всегда отличали высокая гражданская позиция, честность, правдивость и большая любовь к родному краю.

Он любил свою землю
И солдатом простым
От врагов-иноземцев
Отчий край защитил.
Край сибирский с любовью
Вспоминал он всегда, –
Уезжая, он снова
Возвращался сюда.

Астафьев возвращался на родную землю, потому что это самое дорогое.

“Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота….Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…”, – размышляет герой рассказа “Далёкая и близкая сказка” Вася-поляк.

– Как Вася-поляк оказался на сибирской земле? (Найдите в тексте)

(“Вася – человек без роду-племени…..”)

– Всю жизнь прожил он в Сибири. Почему человек, рождённый на чужбине, тоскует по родине, которую он никогда не видел?

– Как, через что проявляется тоска по родине?

– Найдите в тексте историю происхождения музыки

(“Эту музыку написал мой земляк Огинский в корчме. …Написал на границе, прощаясь с родиной. Он посылал ей последний привет. Давно уж нет композитора на свете. Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.”)

Граф Михаил Клеофас Огинский, офицер и музыкант, был соратником Тадеуша Костюшко. В 1784 году он принимал участие в восстании за независимость Польши, командуя воинской частью, которую снарядил на собственные средства. Восстание было подавлено, Огинский эмигрировал. Вот тогда-то и родился полонез “Прощание с Родиной” – скорбная и страстная поэма о расставании с отчим краем.

Звучит музыка – полонез М.Огинского “Прощание с Родиной”.

– Что вы услышали в этой музыке?

– Эту музыку рассказчик слышит несколько раз. Найдите в тексте, какие переживания, чувства нахлынули на мальчика? О чем рассказывает ему музыка?

(“ И кажется мне ….”).

– Герою передается через музыку ощущение родины. Какая она?

Вывод: и родник, и Енисей, и деревенские люди, и бабушка, и кладбище, где похоронены мама и две сестрёнки – это и есть родина, малая родина.

– “Из этой музыки рождалась любовь к земле родной, к своим близким…”, – пишет Астафьев, т.е. рождалась любовь к малой родине.

– Во время войны, в Польше, на родине Васи-поляка, рассказчик слышит звуки органа. Музыка возвращает его в детство. Какие чувства сейчас вызывает музыка?

(“ Музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне…”)

Родина …. Для каждого из нас это что-то своё: своё понимание, свои чувства. Уходят люди, но остаётся любовь к родине, остаётся в музыке, в слове, в красках…

– На полотнах В. И. Сурикова и Каратанова тоже родина

(Фрагмент фильма о Сурикове и о Каратанове)

– Такой родина была для Сурикова и Каратанова. Сибирский поэт Игнатий Рождественский увидел родину вот такой:

(ученик читает стихотворение Рождественского “Мой край”).

– А вот такой видите родину вы (выставка рисунков, фотографий).

Здесь и заповедник “Столбы”, и фонтаны, и площади…

– А вот такая она в ваших сочинениях…

Несколько учеников читают отрывки из своих сочинений о Красноярске.

Завершает литературный час песня группы “Яхонт” о Красноярске. Включается клип с видами города.