Литературный суд (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

Разделы: Литература


Цели:

Обучающая:

  • отработка умения характеризовать литературного героя, цитируя и комментируя текст произведения;
  • работа учащихся: отработка рассуждения по проблемному вопросу.

Развивающая:

  • развить творческие актерские способности учащихся,
  • навыки выразительного чтения.

Воспитательная:

  • воспитать негативное отношение ко лжи, подхалимству, угодничеству, привить чувство непримиримости к этим отрицательным явлениям жизни.

Проблемы:

  1. Чацкий – победитель или побежденный?
  2. Проблематика комедии. Почему названа “Горе от ума”? (В чем суть конфликта фамусовского общества и Чацкого?)
  3. В каком жанре написана комедия? Нарушил ли Грибоедов нормы классицизма?

Методы:

Тип урока: урок-суд.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока. Постановка проблем.

Вступительное слово учителя:

Встать, суд идет! Прошу садиться. Многоуважаемые господа присяжные заседатели, все присутствующие! Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы заслушать дело по обвинению нижеследующих господ: Павла Афанасьевича Фамусова, Сергея Сергеевича Скалозуба, Алексея Степановича Молчалина. С целью разрешения следующих проблемных вопросов:

  1. Чацкий – победитель или побежденный?
  2. Проблематика комедии. Почему названа “Горе от ума”? (В чем суть конфликта фамусовского общества и Чацкого?)
  3. В каком жанре написана комедия? Нарушил ли Грибоедов нормы классицизма?

Итак, на скамью подсудимых вызываются:

Ф.И. уч-ся.:

Г-н Фамусов, Павел Афанасьевич, управляющий.
Г-н Скалозуб, Сергей Сергеевич, полковник.
Г-н Молчалин, Алексей Степанович, лекарь Фамусова.

Ваша задача: представить своего героя так, чтобы у присутствующих сложилось наиболее полное представление о нем, его поведении, нравственном облике.

Господа обвинители:

Ф.И. уч-ся.:

Обвинитель Фамусова,
Обвинитель Скалозуба,
Обвинитель Молчалина.

Ваша задача: опираясь на материалы дела, показания свидетелей построить свою речь на строгой системе вопросов, дабы доказать виновность подсудимых.

Господин адвокат – защитник А.С.Молчалин.

Цели вашей заключительной речи:

Свидетель по делу: Софья Павловна, дочь Фамусова (уч-ся). Лиза, служанка в доме Фамусова (уч-ся).

Ваша задача: не скрывать факты по делу, а изложить их перед судом присяжных не приукрашивая, а в том свете, в каком они имели место в реальной действительности.

Как на самом обычном судебном заседании, так и на этом суде имеются секретари, фиксирующие ход судебного разбирательства в протоколах.

Учитывая то, что дело достаточно сложное и запутанное, а также то обстоятельство, что перед судом предстанут трое обвиняемых, у нас будет три секретаря:

I – й – фиксирующий все сказанное по делу Фамусова ( )
II – й – по делу Молчалина ( )
III – й – по делу Скалозуба ( )

Вы должны фиксировать основные сведения о подсудимых (делая выводы из их ответов), чтобы мы в конце заседания имели завершенную картину, дающую исчерпывающее представление об их облике.

На наше заседание приглашен бесстрастный свидетель, одновременно являющийся и консультантом. ( )

Чтобы остальные присутствующие не оставались сторонниками наблюдения, им так же отводиться роль секретарей.

1-й ряд – Фамусова
2-й ряд – Скалозуба
3-й ряд – Молчалина

Итак, приступаем к слушанью дела по обвинению фамусовского общества в безнравственном представлении о жизни и людях, ничтожности представления интересов и безделье.

Вызывается первый обвиняемый Фамусов Павел Афанасьевич.

Господин обвинитель, ваш вопрос к подсудимому:

Опорные вопросы к Фамусову.

Прежде чем судья выслушивает вопросы, подготовленные учащимися, если по ним нельзя составить полную характеристику героя, судья предлагает свои вопросы, вводя их в структуру урока следующим образом:

- в протоколах допросов имеются следующие факты…
- следствие располагает такими сведениями, что …
- нам стало подлинно известно…

1. Г-н Фамусов, расскажите о себе.

2. Г-н Фамусов, впервые мы с вами встречаемся в сцене прошлого заигрывания с молодой служанкой, и это дает нам представление о вашем нравственном облике. А вы говорите “монашеским известен поведением”.

Как это объяснить?

Вызывается свидетель Лиза:

- Подтверждаете ли вы эти факты?

3. Г-н Фамусов, вы говорите, что искренне заботитесь о воспитании дочери и о ее благонравии. К чему сводится это воспитание?
4. Вы уверяете высокий суд в том, что являетесь любящим отцом. Выдали ли бы вы свою дочь замуж за человека, которого не любит?
5. Нам стало известно, что вы не раз довольно не лестно отзывались об учении вообще и о чтение в частности.

Почему вы изволили так говорить?

И в чтении прок-то невелик
И вот плоды от этих книг!
Собрать все книги бы да сжечь.

6. Считаете ли вы Чацкого опасным для вас человеком и почему?

7. Следствие располагает материалами, что некто Максим Петрович (вам дядюшка) является для вас своеобразным компасом, по которому вы сверяете направление своей жизни. Исходя из этого, значит, что вы больше всего цените в людях и жизни?

8. На месте происшествия вы произносите фразу: “Что будет говорить княгиня Мария Алексеевна?” Почему вы так говорите?

Г-н Фамусов, прошу вас занять свое место. Если во время заседания у кого-либо возникнут к вам вопросы, вас вызовут.

Приступаем к следующему этапу нашего разбирательства.

Вызывается подсудимый Скалозуб Сергей Сергеевич.

Вопросы к Скалозубу.

1. Расскажите об этапах своей военной биографии.

2. Каким образом вы собираетесь получить генеральский чин?

Да чтоб чины добыть, есть многие каноны.

3. Какого ваше мнение насчет наук?

Я вас обрадую: всеобщая молва, что есть проект
Насчет лицеев, школ, гимназий.
Там будут учить лишь по-нашему: раз, два, а книги сохраняет так: для больших оказий.

4. В протоколах дела значатся следующие ваши слова:

Ученостью меня не обморочишь,
Смекай других, а если хочешь,
Я князь – Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Что вы хотели этим сказать?

5. Вы военный. В чем вы видите цель своей жизни вообще и ваши обязанности, цели как человека военного?

6. Почему вы поверили в сумасшествие Чацкого?

Вызывается свидетельница Лиза.

Вопрос: Что вы можете сказать о С.С.Скалозубе?

“И золотой мешок метит в генералы”.

Что вам дало повод так о нем говорить?

Вызывается свидетельница Софья Павловна.

Вопросы:

1) Что вы можете добавить о полковнике Скалозубе?

“Он слова умного не выговорил сроду”.

2) Из достоверных источников нам стало известно, что ваш отец собира6тся выдать вас замуж за Скалозуба. Как вы к этому отнесетесь и почему?

“Мне всё равно, что за него, что в воду”.

И, наконец, перед судом предстанет Молчалин Алексей Степанович.

Вопросы к Молчалину.

1. Расскажите историю своей жизни? Сейчас вы живёте в доме Фамусова. А что с вами было до этого?
2. Ваша цель в жизни?
3. Хорошо, что у вас есть цель “достигнуть степеней известных”. Но каким путём, и достигнете ли вы?
4. Для чего вы ищите знакомство с такими людьми как Татьяна Юрьевна, Фома Фомич?

“Ведь надобно ж зависеть от других”
“В мои лета не должно сметь своё суждение иметь”.

5. В протоколах имеются некоторые дословно переданные отрывки ваших разговоров с неким г-ном Чацким. В частности вот такой: Чацкий просит вас высказать собственное мнение об одном очень влиятельном человеке.

Как вы поступаете в данном случае и почему?

6. Ваше отношение к Софье Павловне?

Свидетели.

Лиза. Что вы имеете сказать об отношении Молчалина к Софье?

Софья. Софья Павловна, с одной стороны вас можно считать потерпевшей, однако мы решили вызвать вас и здесь в качестве свидетеля.

Молчалина вы знаете давно?

Ваше представление об этом человеке. Менялось ли оно в связи с определенными обстоятельствами?

7. Почему вы поверили в то, что Чацкий сумашедший?
8. Судья. У меня вопросы к Фамусову и к Молчалину

а) Как поступите вы с Молчалиным после всего, что произошло?
б) И как поступите вы, г-н Молчалин?

9. Г-н Молчалин, живут ли ваши потомки в ХХI веке? Как они выглядят?

Слово для доклада представляется защитнику Молчалина.

Повторюсь, сказав, что ваша задача – сказать, о современных Молчалиных. Любят ли нынче бессловесных? Блаженствуют ли Молчалины на свете?

Слово предоставляется свидетелю-консультанту Гончарову И.А.

Изложите, пожалуйста, вашу точку зрения на Фамусова, Молчалина, Скалозуба.

Заслушаем секретарей, дабы суммировать всё услышанное нами о подсудимых и сделать соответствующие выводы.

Судья: Господа присяжные заседатели! Вам слово!

Обвинитель: Кто такой Молчалин? В чем видит счастье и цель жизни? Если дядюшке Фамусова Максиму Петровичу помог случай, то Молчалин продумал тактику своего поведения. Он искусно использует психологические средства воздействуя на людей. Он понял дух московского барства и его требования – “ведь нынче любят бессловесных”. Никаких нравственных представлений о счастье в высоком смысле этого слова, о счастье и долге гражданина у Молчалина нет.

Его счастье в другом – в удачной карьере, видном положении в обществе, богатстве. Благосклонность дочери своего наставника может оказаться полезной в его карьере, “вот он охотно представляется влюбленным в Софью. Как обвинитель я считаю Молчалина виновным, требую наказания”.

Обвинитель: Фамусов и Скалозуб, Вы обвиняетесь в том, что, руководствуясь низкой безнравственной моралью, вы почувствовали в Чацком опасного врага и поднялись на защиту своих позиций, используя в борьбе обычное для вас оружие – сплетню и клевету.

“Прошедшего житья подлейшие черты”.

Вы обвиняетесь, в том, что у вас есть эти подлейшие черты; крепостническая идеология и боязнь изменения старых порядков, карьеризм, оценка людей не по их качествам, а по чину и состоянию, невежество, ненависть к просвещению и передовым людям рабское подражание иностранцам, безделье и узость интересов.

Приговор: Суд выносит приговор: навечно оставаться вам на страницах комедии Грибоедова “Горе от ума”.

III. Прошло заседание суда. Вынесен приговор. Подошло время сделать выводы, подвести итог всему вышесказанному сегодня, а также итоги некоторых предыдущих уроков.

Ответы учащихся на проблемные вопросы:

После ответа обращение к эпиграфу, его запись в тетрадь.

  1. Краткий обобщающий вывод учителя.
  2. Краткий обобщающий вывод учителя.
  3. Краткий обобщающий вывод учителя.

IV. 1) На каждом уроке ведется поэтапная работа над сочинением.

В качестве заключения: “Чацкий. Взгляд на современность”.

Я предлагаю вам на уроке написать сочинение-миниатюру; “Можно ли назвать Чацкого героем нашего времени?”

2) Обсуждение некоторых работ.

V. Заключительное слово учителя.

VI.

1. Оценки за урок.
2. Д/з Тема любви в комедии Грибоедова “Горе от ума”.