Литературный турнир по творчеству А.С. Пушкина "В дорогу за сказками" (5–6-е классы)

Разделы: Литература


Данная тема помогает нам воспитывать читателя внимательным к слову, способствует глубокому изучению сказок А.С.Пушкина, развивает интерес к литературной сказке. Условия проведения литературного состязания продумывает каждый учитель. Но очень важно организовать предварительную работу по текстам сказок поэта.

Ведущий.

Ребята, 6 июня – день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина, которого любят и знают все: дети и взрослые. Народные сказки, песни, пословицы, загадки, поговорки говорят о высоком искусстве народа, о талантливом его обращении с родным словом. Пушкин многому учился у народа. Он жадно слушал сказки своей няни Арины Родионовны, у бродячих сказителей записывал на ярмарках песни, сам писал народным языком и “Сказку о царе Салтане”, и “Мертвую царевну“, и “Золотого петушка”. Это и помогло ему заложить прочные основы художественной речи, переданной им по наследству Гоголю, Тургеневу, Толстому.

Сегодня мы постараемся вспомнить то, что уже было знакомо вам, а может, узнаете что-то новое.

Команды представляют себя, название команды.

Ведущий:

А теперь проведем небольшую разминку.

Вопросы:

  1. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
    (30 лет и 3 года).
  2. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства государства нет?
    (Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку).
  3. Какими словами бранила старуха старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
    (Дурачина ты, простофиля)
  4. Откуда эти строки:

“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного”?

(“Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях”)

Домашнее задание.

Инсценировка эпизодов из любой сказки поэта.

Инсценировка продолжается 10 минут. Оценивается знание текста, оригинальность костюмов и декораций.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Продолжаем конкурс. Кто лучше знает сказки?!

1.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это?

(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).

2. Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

О каком фрукте идет речь и из какой сказки?

(яблоко “Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)

Ведущий. В газете “Волшебные известия” я прочитал объявления.

1. Предлагаю свои услуги:

– Работаю за 7-рых,
Могу:
– Запрягать лошадь,
– топить печи,
– закупать продукты на рынке,
– печь яйца, варить кашу,
– нянчить детей.

Мой адрес:

Кто это и из какой сказки?

(Балда, “Сказка о попе и работнике его Балде).

2. На работу в лесопункт требуется:

– повар,
– конюх,
– плотник.

По результатам работы выплачиваются премиальные, вознаграждения по итогам работы за год.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”).

3. Торговая фирма предлагает импортные товары:

– соболя,
– черно-бурые лисы,
– донские жеребцы,
– чистое серебро
– злато.

И все это по доступным ценам. Фирма ждет вас.

(“Сказка о царе Салтане”)

4. Тем, кто интересуется жилплощадью!

Всего за 5 тысяч сдаю на лето свою горницу в аренду.

В горнице имеются:
– кругом лавки, крытые ковром,
– под святыми стол дубовый,
– печь с лежанкой изразцовой.

(“Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях”)

5. Школа целителей проводит курсы, излечиваются следующие заболевания:

– укусы левого и правого глаза,
– волдыри на носу.
Начало ближайших занятий ….

(“Сказка о царе Салтане”)

6. Туристическое бюро “Сказка” предлагает путевку в:

Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;…
Там ещё другое диво;
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой…

В какой сказке находится такой город?

(“Сказка о царе Салтане”).

Ведущий. Разгадать кроссворд. Раздать командам на листах.

Победит тот, кто первым решит.

По горизонтали:

1. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)
2. Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (старуха)
3. Исполнитель песни “Во саду ли, в огороде”? (белка)
4. Место встречи попа с Балдой? (базар)
6. Чем отравилась молодая царевна? (яблоко)

По вертикали:

2. Кличка собаки из “Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Соколко)
4. Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
5. Как звали няню Пушкина? (Арина)
7. Имя жениха молодой царевны в “Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Елисей)

Ведущий.

А пока команды отгадывают кроссворд, болельщики постараются помочь им. За каждый правильный ответ участники получают жетоны-рыбки, которые могут добавить их к очкам своей команды.

Вопросы болельщикам.

  1. Сколько раз старик закидывал невод в море? (3 раза)
  2. С чем пришел невод? (1-й раз – с тиной, 2-й раз – с травой, 3-й раз – с золотой рыбкой)
  3. Сказочное существо, жившее в море-окияне. (Золотая рыбка)
  4. О каком времени года идет речь в начале “Сказки о мертвой царевне и 7 богатырях”? (Зима)
  5. Что приготовил царь-отец в приданое молодой царевне в “Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях”? (7 торговых городов да 140 теремов).
  6. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? (Весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам)
  7. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой)
  8. Под какой инструмент предлагает Балда поплясать бесёнку? (Балалайку)

Ведущий. А теперь “золотая рыбка” задает вопросы ребятам. Задания написаны на “рыбках” под номерами. Команда сама выбирает вопрос, называя номер “рыбки”.

  1. Какие чудесные дары получили от царевны Лебеди князь Гвидон? (Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с дядькой черномором. Царевна согласилась стать его женой).
  2. С каких слов начинается “Сказка о попе и работнике его Балде”?
    (Жил-был поп,
    Толоконный лоб).
  3. Каким было последнее желание старухи? (Быть владычицей морскою)
  4. В кого поочередно хотела превратиться старуха?
    (В столбовую дворянку, вольную царицу, владычицу морскую).
  5. Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей землянке?
    (Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу).
  6. Чем потчевали старуху– царицу бояре да дворяне в царских палатах? (Заморскими винами и печатными пряниками)
  7. Изделие из золотых скорлупок, которое пускалось в ход по свету? (Монета)
  8. Кто верный сторож царя Дадона? (Петушок)
  9. В кого поочередно превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).
  10. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркалу?
    (Свет мой, зеркальце! Скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?)

(Задания написать на рыбках)

Заключительное слово учителя.

Какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С.Я. Маршака: “Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования кроется серьезная мысль, глубокая мораль...”

Жюри подводит итоги.

Награждение.

Ведущий.

Всем спасибо! До новых встреч!