Цели:
- Рассказать о Марине Ивановне Цветаевой, сложной судьбе поэтессы;
- Заинтересовать информацией о тайне имени, о некоторой соотнесенности имени с душой, судьбой;
- Воспитывать любовь к русскому поэтическому богатству серебряного века;
- Побудить к собственному творчеству.
I. Вступление. Слово учителя. Исторический отрезок времени с 1890 по 1917- небольшой, а в литературе он именуется веком, серебряным веком…
Век серебряный, и пустота…
Может, медный, железный, что дальше?
Где ахматовская простота,
У которой не было фальши?
Новый Блок возможен в наш век?
И Цветаевой гений, быть может, вернется?
Где ты, новый поэт – человек,
Чья поэзия солнцем взорвется?
Не бывает пустым место свято –
Межвременье – на час, лишь на миг.
Пушкин тоже не думал когда-то,
Что закован в гранит будет лик.
Век из платины и изумрудный,
Подрастают творцы на Руси!
Путь их будет особенно трудным –
У любого пророка спроси.
Михайлова В.М., октябрь 2008 год.
Этим своим стихотворением я выразила надежду на перспективу, возрождение великолепного художественно – поэтического всплеска, сгустка звездной одаренности в России в XXI веке.
Серебряный век по своей значимости оставил глубокий след в литературе, он равноценен золотому. Для меня серебряный век особенный: там много родственных душ.
На цыпочках пройду на сцену…
За тайною кулис - рассвет,
Ну, век серебряный, на смену,
Ты ждал так много – много лет!
Мартынов и Дантес – лишь пыль пороховая,
А Пушкин с Лермонтовым – вот они живут!
И Блок, как знамя принимая,
Стихами вымостил свой труд.
Ахматова – душа родная –
Ты многих гордых подняла,
И близких и друзей спасая,
Все слезы мира собрала.
Твоя поэзия как море,
И имя у тебя – Марина,
Жизнь – испытание и горе,
Похожа на любимую рябину.
Имен скопил ты, век, немало,
И все – в сиянье серебра.
Пора откинуть покрывало
И встретиться с тобой… Пора.
Михайлова В.М., октябрь 2008 год.
Марина Цветаева ни к какому литературному обществу не примыкала. Ее поэзия сугубо индивидуальна.
II. Сообщение о Цветаевой с демонстрацией видеофильма (Задание девушка готовила заранее).
III. Слово учителя. “ В один из московских осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов,- вспоминает Анна Саакянц,- вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитинских ворот Тверской бульвар и направилась в Леоньтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов, в душе - дерзость и нерешительность,- “Гордость и Робость”, что пронизали всю ее последующую жизнь и поступки”. Марине Цветаевой 18 лет. Она ищет свой путь в литературе. В 1911 году поэтесса написала стихотворение “Душа и имя”, основанное, естественно, на знании тайны имени. “Марина,- констатирует в своей книге “Тайна вашего имени” Наталья Толли,- как правило, высокого мнения о себе, а красивая Марина часто себя переоценивает. Эмоции умеет подчинять голосу рассудка, так что все, что касается ее личной судьбы, она совершает обдуманно. Марина требует к себе уважения, смириться с унижением собственного достоинства она не сможет. Чувство свободы и собственного достоинства для нее важнее всех благ и богатства”. Рефреном звучит в стихотворении мысль свободолюбия, вольной морской стихии.
Душа и имя.
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты мне иные подал Бог:
Морские они, морские.
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская.
Марина Цветаева, 1911 год.
Судьба творчества – вот главное в судьбе поэтессы. Когда появилось трагическое ощущение собственной ненужности, ненадобности, в поэте погасли остатки жизненной энергии. Жизнь задувала огонь души со всех сторон.
Есть и другие стихи Марины Ивановны Цветаевой, связанные с именем.
То, что каждому имени свойственны определенные черты характера, подмечали и подмечают очень многие внимательные наблюдатели. В частности, выдающийся русский ученый, философ Павел Александрович Флоренский посвятил этой закономерности большую исследовательскую работу, впервые увидевшую свет в нашей стране в 1988 году в журнале “Социологические исследования”.
Интересным является тот факт, что имя сильно влияет на жизнь человека. “Если оно способно вызывать насмешки, то ставят человека с детства в оборонительную позицию: он должен бороться за нормальное отношение к себе, и это отражается на его психике, характере”.
В Англии терапевт Т. Уэстон провел исследование, показавшее, что “пациенты со странными именами чаще других страдают разного рода психическими комплексами, а люди, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в четыре раза больше остальных подвержены сердечно – сосудистым заболеваниям”.
Стало известно, что в Исландии существует литературовед, который сопоставляет поступки героев исландских саг с их именами и делает интересные выводы: “только определенным именам дано совершать подвиги, другим же свойственны трусость и предательство”.
Психологи США подметили, что “американские парни по имени Роки и Чак чаще других становятся боксерами и футболистами, а женщины по имени Сьюзен – самые желанные невесты”.
В нашей стране давно занимается этой закономерностью Борис Хигир. Работая в школе спортивного мастерства массажистом, он стал сравнивать и сопоставлять характеры людей с их именами. Много лет он занимался этой исследовательской деятельностью. Пришел к выводу, что “если взять триста Владимиров, то можно найти много общего, все двести Эдиков одинаковые шутники”. По мнению Хигира, справочник с тайной имен может пригодиться родителям при выборе имени младенцу, чтобы подарить ему удачливую судьбу.
Анне Ахматовой и ее сыну Льву посвящено стихотворение, написанное Мариной Цветаевой 24 июня 1916 года.
Имя ребенка – Лев,
Матери – Анна.
В имени его – гнев,
В метеринском – тишь.
Волосом – он - рыж,
- Голова тюльпана!-
Что ж, осанна
Маленькому царю.
Дай ему Бог – вздох
И улыбку матери,
Взгляд искателя
Жемчугов.
Бог, внимательней
За ним присматривай:
Царский сын – гадательней
Остальных сынов.
Рыжий львеныш
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести!
Северный Океан и Южный
И нить жемчужных
Черных четок – в твоей горсти!
И вновь улавливается в ткани стиха знание автором тайны имени.
“Анна, - пишет Наталья Толли, - может заботиться о других до самозабвения, это сама доброта. Людей с такой щедростью души, какой обладает она, мало. Обиды Анна принимает близко к сердцу. Это кроткий человек, с сильно развитой интуицией. Любит искусство, видит и понимает красоту. И хотя Анны всю жизнь бывают окружены поклонниками, в старости многие из них остаются одинокими”.
О Льве Наталия Толли говорит следующее: “Лев – добросовестный человек. Он может быть умным и не очень. Львы любвеобильны. Вспыльчивость Льва непредсказуема”.
Душа и имя, имя и душа… ряд этот можно продолжить: характер и судьба. В ранней поэзии Марины Цветаевой это соотношение имело глубокий смысл. На эту тему написано множество стихов, вот некоторые из них.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.Кто создан из глины, кто создан из плоти-
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.Дробясь о гранитные наши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Марина Цветаева, 23 мая 1920 год.Люди на душу мою льстятся,
Нежных имен у меня святцы.
А восприемников за душой –
Цельный, поди, монастырь мужской!Уж и священники эти льстивы!
Каждый – то день у меня крестины!
Этот – орлицей, синицей – тот, -
Всяк по- иному меня зовет.У тяжелейшей из всех преступниц –
Сколько заступников и заступниц!
Лягут со мною на вечный сон
Нежные святцы моих имен.Звали – равно, называли – разно.
Все называли, никто не назвал.
Марина Цветаева, 6 апреля 1916 года.
Стихи к Блоку, уважаемому и любимому поэту-символисту.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно - единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток
С именем твоим – сон глубок.
Марина Цветаева, 15 апреля 1916 года.
IV. Творческая лаборатория. Учащиеся познакомились с тайной своего имени и попытались написать стихи. Вот одно из них.
Я Анна – королева,
И для меня покой,
Когда вся жизнь моя,
Наполнена мечтой.
Не слушая советов,
Я знаю все сама.
Жизнь взрослых - в мире где-то,
Не для меня она.
Всех окружу заботой
И словом поддержу,
Моя судьба – пророка,
И я ей дорожу.
Моя любовь – цунами,
А нелюбовь – отлив,
Виденьями и снами
Лишь только мир мой жив.
И каждый день грядущий
Указан мне судьбой…
Я буду одинокой –
Окружена толпой.
Анна Толмачева, сентябрь 2009.
В классе 5 Ален. Самостоятельные поиски в интернете заинтригованных Аленушек, не обнаруживших тайну своего имени в книге Наталии Толли, принесли результаты. Оказывается, толкование имени “Алена” (по Людмиле – Стефании) следующее: “Это добрый, готовый прийти на помощь человек. У Алены прекрасная, чуткая и в то же время ранимая душа. Ей необходимо быть более уверенной в судьбе и понять, что этот мир прекрасен. Да, он в какой-то степени не совершенен, но, опять же, каждый человек видит то, что желает увидеть, получает то, что позволяет себе дать.
Я с далеких времен
Много знаю Ален
Все они хороши –
Присмотрись, не спеши.
Искра солнца в глазах,
Огонь сердца в груди,
И судьба – на парусах
Устремлено плывет на маяк впереди.
Я с далеких времен
Много знаю Ален,
Но такие черты у души
Только для них хороши.
Малкова Алена, сентябрь 2009.Алена – ветер, вода и огонь!
Ее сравнишь ты с лучиком солнца,
Что в стужу, ненастье согреть тебя сможет,
Внезапно упав на ладонь.
Порою, как рыбка, в воде,
Когда-то, как факел, в ночи,
Его ты встречаешь везде,
Где сказка в окошко стучит.
Сырцева Алена, сентябрь 2009.
И, завершая работу в творческой лаборатории, о своем имени “Валентина” сообщаю информацию: “Валентина,- повествует Наталия Толли,- с большой теплотой и доверчивостью относится к людям и всегда готова оказать любую самую разнообразную помощь. Валентина все, что в ее силах, сделает, не требуя благодарности”.
Душа и имя.
Есть в имени моем и вал, и тина.
Бывает дни, где фобий паутина
Берет в полон, и мрак кругом –
Я падаю и задыхаюсь в нем.
Но вал зовет: там птичий крик.
И эхо воли в тот же миг
Внутри рождает взрыв, и я лечу,
В лазури неба плыть хочу.
Фрустрация, уйди с дороги, сгинь!
Твой горьковатый привкус, как полынь.
До цели, знаю я, дойду:
Я дерзко верую в свою звезду.
И пусть я лишь обломок корабля,
И крепко держит матушка – земля.
Но ветер- спутник подвигает к краю,
И в предрассветной тишине растаю.
Михайлова В.М., ноябрь 2000.
Итак, закрывая последнюю страницу сегодняшнего урока, констатирую следующее:
- Представители серебряного века были разносторонне развиты, глубоко интеллигентны; знали окружающий мир до тончайших граней, интересовались современными научными исследованиями;
- Мастерски владели словом, любили и умели творить;
- Любой человек может стать Мастером, если он стремится быть выше, шлифуя свои возможности, глубже проникая в свои природные данные, изучая себя и постоянно занимаясь самообразованием.
Я был лишь малым одиночеством,
Живущим в домике, внутри.
Мне каркало пророчество:
- Не вылезай, смотри!
А мне изведать хочется
Глубины душ, весь мир.
Под парусами творчества
Вкушаю эликсир.
И я теперь не одинок:
Попутный ветер – дело и друзья.
Мой путь тернист, но и высок:
Реализуюсь я.
Михайлова В.М., ноябрь 1977.