Литературный час "…сохранить в себе душу…" (по новелле "Царь-рыба")

Разделы: Литература


Современная литература богата любимыми именами, но для тех, кто имеет отношение к Сибири, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого. Каждое его произведение – общественное событие, его учат в школе, оно входит в хрестоматии, трудно найти язык, на  который   не были бы переведены   его произведения.  (Слайд 2)

Овсянка, где Виктор Петрович Астафьев родился, провёл детство и прожил последние десятилетия, стала своего рода сибирской Ясной Поляной, куда не прекращался и не прекращается по настоящее время поток гостей отовсюду.  (Слайд 3)

Фотографии – пос. Овсянка  (Слайд 4)
Фотографии – церковь в пос. Овсянка.  (Слайд 5)
Фотографии – во дворе дома-усадьбы В.П. Астафьева.  (Слайд 6)
Фотографии – дом бабушки Екатерины  (Слайд 7)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда он был ребенком. Она утонула в Енисее.  (Слайд 8) "Негде и не у кого было научиться маме себялюбию, самоздравию и бережливому с собою обращению, потому и кончилась ее жизнь так рано и горько..." (Слайд 9) "Бабушка не раз говаривала, что ребят своих держала строго, даже излишне строго, зато имеет результат ". ( Слайд 10) Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корпи, красоту и суровость сибирской земли. ( Слайд 11)

Фотографии -12-я игарская школа. В центре с книгой В. Астафьев  (Слайд 12), 1942 год, Игарка, детский дом  (Слайд 13), выпускники ФЗУ. В.П. справа.  (Слайд 14)

“Будете учиться на составителей поездов", не то объявили, не то приказали нам, а слов о том, что идет война и Родина ждет, тоже не говорили, потому что и так все было понятно”.  (Слайд 15).

“...Ранило меня по ту сторону Днепра, на Букринском плацдарме. Пакостно ранило, в лицо. Мелкими осколками кассетной бомбы или батальонной мины и крошевом камней... повредило глаз, раскровенило губы, лоб, ребята боялись -– до медсанбата не доплывут”. (Слайд 16) “Жизнь доказала, что даже на войне настоящий человек не теряет своего облика и начинает понимать мир, ценить жизнь дороже, любить родную землю и понимать природу глубже. Я, например, только на поле боя обнаружил, как красиво цветет картошка. Лежал как-то под обстрелом на картофельном поле и пытался “отвлечься”, стал рассматривать листок картошки. И таким он мне показался красивым, и так мне захотелось жить, что я… выжил!”  (Слайд 17) "Я прибыл из медсанбата досрочно, чтоб не угодить в эвакуацию и оттуда в другую часть... Ребятам было тяжело, и я по доброй воле стал подменять ночами дежурных телефонистов, понимая, что с артиллерийской разведкой покончено... сделался связистом и тянул "свою линию" до следующей осени..." (Слайд 18)

"Зачем, зачем судьба нас свела в человеческом столпотворении на кривых послевоенных путях? Зачем лихие российские ветры сорвали два осенних листочка с древа человеческого и слепили их?"   (Слайд 19) "Я мог бы называть и называть людей, не давших погибнуть и моей семье в послевоенные годы, серьезно и бескорыстно занимавшихся тем, чтобы поставить меня на твердые гражданские ноги..." (Слайд 20)

Фотография – В. Астафьев – рабочий литейного цеха вагонного депо. Чусовой. 1949 г. (Слайд 21)

В 1959 – 61 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. С этого времени в журналах Урала, Перми и Свердловска регулярно появляются остропроблемные, психологически углубленные произведения

В. Астафьева. (Слайд 22) В 1969 – 79 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как "Печальный детектив"   (1986), рассказ "Людочка"  (1989), публицистические – "Всему свой час"  (1985), "Зрячий посох"  (1988). (Слайд 23) "...Куда бы я ни ступил, на что бы ни взглянул в селе, — все мне знакомо. Кругом живут родичи или близкие сердцу односельчане, все напоминает детство..."   (Слайд 24)

“Нет у нас запасной родины, нет другой жизни, значит, надобно все вытерпеть и пережить ради того, чтобы обиходить, спасти эту забедованную, ограбленную, почти убитую землю, на которой нам выпало жить, наладить жизнь, которой наградил нас Создатель, – второй жизни не будет, сохранить в себе душу ради того, чтобы во всем и во всех она была веки вечные жива”. (Слайд 25) Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей. (Слайд 26)

Литературный час “…сохранить в себе душу…”  (по новелле “Царь – рыба”)

(Слайд 27)

На 23 километре Дивногорской трассы находится смотровая площадка на Слизневском утесе. Это популярное место отдыха красноярцев.  (Слайд 28) В 2004 году в канун дня рождения Астафьева установили здесь четырехметрового и трехсоткилограммового енисейского осетра, отлитого из металла. (Слайд 29) Памятник “Царь-рыбе” посвящен одному из знаковых произведений писателя о человеке и природе, их единстве и противоборстве. Название повествованию дала глава “Царь-рыба”, имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба – это огромный осетр. С царь-рыбой борется человек – символ освоения и укрощения природы. (Слайд 30)

Новелла “Царь – рыба”.

Краткий пересказ “Царь-рыбы”.

– Каким показывает В.П. Астафьев главного героя Игнатьича?

– Как чушанцы относились к Игнатьичу?

– Осознавая незаконность своих поступков, Игнатьич боится “сраму”. Чего же боится Игнатьич?

– Что заставляет Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему нужно? (Слайд 31)

– Какие чувства испытывает Игнатьич,, поняв, что на этот раз попалась крупная рыбина.

Найдите в тексте описание Царь-рыбы.

– “Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!”

Объясните состояние героя.

– Что чувствует, о чем думает Игнатьич? (Слайд 32)

Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...”. Герой новеллы думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу. (Слайд 33)

– Как и почему “реки царь и всей природы царь” оказались “на одной ловушке”?

Найдите в тексте описание борьбы Игнатьича с Царь-рыбой.

– “А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпущайте сразу”, – вспомнились герою новеллы слова старого деда. Почему Игнатьич вспомнил эти слова? Какой грех совершил Игнатьич?

– Понял ли Игнатьич, что это наказание за его дурные поступки?  (Слайд 34)

“Царь-рыба” воспитывает чувство ответственности и заставляет задуматься каждого над словами автора о том, что за дурные поступки человека обязательно ждет возмездие. В этом и проявляется главная мысль новеллы и всей книги: человека ожидает расплата не только за варварское отношение к природе, но и за жестокость к людям. Человек связан с Природой теснейшей связью, но,  забыв об этом,  губит ее и себя. Он должен жить с ней в согласии, иначе она будет мстить за свое унижение, “покорение”. Это утверждает Астафьев в своей книге.  (Слайд 35) В.П. Астафьев в этой повести говорил о бережном отношении к природе, о ее беззащитности и вместе с тем о способности ее постоять за себя.

Прошло много лет с момента написания произведения, но, к сожалению, борьба “царя природы” с матерью-природой длится до сих пор. Эта борьба, бессмысленная и губительная, бумерангом возвращает людям зло, сотворенное ими. “Но нет ответа на вопрос: где этому конец?” (Слайд 36)

“Некому теперь сказать людям горькую и жестокую правду о них самих. Астафьев говорил, не боялся. Он заслужил это право судить нас по делам нашим. Его правда была близка и понятна даже людям иных языков и наречий, поскольку все мы живем на одной планете и плывем в одной лодке”. М.Успенский  (Слайд 37)

Презентация