Духовность есть норма человеческой жизни.
Феофан Затворник.
Цели урока:
1) исследуя духовный мир Татьяны Лариной, найти значение понятия «духовность».
2) получить новые знания, испытать неполноту старых знаний.
3) научить способам деятельности: исследованию, анализу, общению, созданию творческого продукта.
4) формировать у учащихся способность и готовность искать и находить дорогу духовных ценностей.
Ход урока
1. Мотивация. Создание эмоционального настроя
Выразительное чтение наизусть «Письма Онегина к Татьяне». Есть светлая прочная нить, которая тянется от сердца к сердцу, из века в век и никогда не кончается. Это наша духовность, она должна стать нормой человеческой жизни.
2. Принятие индивидуального решения
Цель: осознать неполноту прежних знаний, получить новые в процессе самостоятельной работы в группах.
3. Обнародование полученных результатов
Цель: Обсудить все мнения, прийти к общим выводам.
Так что же такое духовность? Чтобы ответить на этот вопрос, вы должны были выполнить несколько заданий по группам.
Задание для 1 группы: Подобрать к слову «духовность» родственные слова и определить их значения. По значениям этих слов дать определение слову «духовность. (Основной вопрос)
Словарь Ожегова:
1) Дух - это сознание, мышление, которое определяет поведение и действия человека.
2) внутренняя моральная сила. Например, высокий боевой дух отряда. Пасть духом - утратить душевную энергию, отчаяться.
Душа - это внутренний мир человека. Например, мне радостно на душе. Жить душа в душу (дружно). Вложить душу в работу (отдаться целиком). За душу берет (очень волнует).
Душевный - искренний, дружелюбный, любящий.
Одухотворенный - проникнутый возвышенным чувством, высокой мыслью. Одухотворенное лицо.
Вывод: духовность - богатый внутренний мир человека.
Можно ли говорить о богатстве внутреннего мира Татьяны Лариной?
Рассмотрим 3 события: встречу героев, письмо Татьяны к Онегину, объяснение в саду.
Задание для 2 группы: Верите ли вы в любовь Татьяны с первого взгляда? (Основной вопрос)
Онегин, благодаря Ленскому, знакомится с семьей Лариных. Первая встреча с Онегиным произвела на Татьяну сильное впечатление. Она влюбилась в Онегина с первого взгляда.
Пришла пора, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно сердечное томленье
Душа ждала…кого-нибудь,
И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: «Это он!" (3. гл. - 7, 8)Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
С вой тайный жанр, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо любимого героя…(3. гл. - 10)
Татьяна читала французские романы, где герой-любовник был образцом совершенства, с чувствительной душой, с умом, привлекательным лицом, готовым жертвовать собой. Таким ей казался Онегин, и она влюбилась в него с первого взгляда.
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е. (3 гл. - 16)Татьяна любит не шутя
И предается, безусловно,
Любви, как милое дитя. (3 гл. - 25)
Вывод: в лирических отступлениях А. С. Пушкина видно, что автор любит свою Татьяну и верит в ее любовь с первого взгляда. Татьяна Ларина обладает очень важным качеством-умением любить. Любовь- это главное качество, которое входит в понятие «духовный мир» Татьяны Лариной.
Задание для 3 группы: Любит ли Татьяна Онегина по-настоящему? (Основной вопрос).
Письмо Татьяны к Онегину доказывает, что Татьяна любит по-настоящему.
Основное желание влюбленных - встречаться с предметом любви.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи. (3 гл. - 31)
Татьяна любит искренне и глубоко, желает видеть, слышать и думать о нем.
Когда любишь, не замечаешь недостатки любимого человека. Татьяна не хочет верить слухам, хотя они справедливые:
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне, все вам скучно.
Онегин, действительно, мало общается, кроме как с Ленским, скучает от безделья: читать бросил, писать - нет способностей, хозяйственная деятельность не приносит удовлетворения - сказалась его прошлая праздная жизнь.
Другой!...Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
Настоящая любовь ведет к браку по любви, к созданию семьи. Татьяна это знает.
Она говорит: «Была бы верная супруга и добродетельная мать». Эти строки много значат: они о верности, преданности любимому человеку, о желании быть хорошей женой, матерью. Слова «добродетельная мать» означают «делать добро» для детей, т.е. воспитывать их добрыми, отзывчивыми, любящими, деятельными.
Если любишь, доверяй любимому. Ларина понимает, что без доверия нет любви, она ему доверяет:
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю…
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Татьяна верит, что Онегин оценит ее глубокие чувства, поймет ее страдания. Она хочет видеть в нем еще и защитника. Любящий человек всегда защитит свою любимую.
Татьяне недостаточно любить одной, она должна знать, любит ли ее Онегин. Любовь должна быть взаимной. Поэтому Татьяна сомневается и ждет ответа на свое письмо.
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!
И суждено совсем другое…
Вывод: Татьяна любит Онегина по-настоящему, глубоко и искренне.
4. Создание конечного творческого продукта. Каков духовный мир Татьяны Лариной?
Общий вывод: Богатство духовного мира Татьяны Лариной определяют следующие нравственные понятия: любовь, доброта, отзывчивость, искренность, взаимопонимание, уважение, доверие, вера, семья, дети.
Таким образом, духовность есть преобладание нравственных качеств, совершенствование человека.
Евгений Онегин не понял ее письма, глубину ее чувств, оказался равнодушным, «слепым» и « глухим».
Но,
Получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил.
Не случайно Онегин взволнован, он почувствовал, что все, о чем Татьяна ему написала, есть правда, откровение, исповедь души. Возможно, он оценил духовный мир Татьяны и почувствовал свою несостоятельность, духовную нищету, поэтому честно рассказал о своих недостатках и неспособности сделать Татьяну счастливой в браке. Позже Татьяна будет ему за это благодарна, потому что ее судьба устроится самым благоприятным образом.
5. Рефлексия-оценка полезности полученных знаний. Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?
«Я задумалась о ценности любви, о жизни….»
«Я заглянула в свой собственный мир и поняла…»
«Поняла, что то, что я чувствую, другие могут не понять…»
6. Итоги урока
Исследуя духовный мир Татьяны Лариной, вы учились разным способам деятельности: анализу, общению, созданию творческого продукта. Работая с текстом, вы занимались исследовательской деятельностью, пришли к выводу, что духовность-это преобладание нравственных качеств, совершенствование себя. Главным качеством духовности является любовь. Все, чем вы будете заниматься в жизни, должны пропускать через любовь. Только тогда вы найдете собственную дорогу духовных ценностей.