Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
(И.Тургенев)
Чувство любви может быть истинно хорошо
Только при внутренней гармонии любящих, и тогда
оно
Составляет начало и залог того общественного
благоденствия, которое обещается нам в будущем
развитии человечества
Водворением братства и личной равноправности
между людьми.
(Н. Добролюбов)
Эпиграфы записаны на доске без указания имен авторов.
ХОД УРОКА
Учитель. Обратите внимание на то, что главные герои романа “проходят испытание” любовью. Все они влюблены, и у каждого свое отношение к любви. В романе четыре сложившиеся пары, при этом нетрудно заметить, что в жизни каждого из них присутствует (или присутствовала) еще одна женщина.
Запись на доске:
- Николай Петрович и Мария, Фенечка;
- Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка;
- Аркадий и Одинцова, Катя;
- Базаров и Фенечка, Одинцова.
Первая учебная ситуация
Обратимся к эпиграфам. Имена авторов пока не названы. Здесь представлено две точки зрения на роль любви в жизни человека:
Запись на доске:
- Любовь – стихия, которая сильнее смерти;
- Любовь – предвести счастливого будущего.
? Что такое любовь, по вашему мнению? Каково ее место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
Выстройте данные ниже жизненные ценности по степени убывания:
- Свобода;
- богатство;
- любимая работа;
- слава;
- любовь;
- дети;
- вера;
- семья;
- уважение людей;
- власть;
- здоровье.
Обсуждение результатов. Вывод делает учитель:
Каждый человек имеет право на жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил бы на первое место любовь. Слова, использованные в первом эпиграфе, принадлежат ему. Автор второго высказывания, мечтающий об общественном благоденствии, Добролюбов.
? Как вы думаете, нашла ли свое отражение в романе точка зрения Тургенева на роль любви в жизни человека, высказанная им позднее, в прозе “Воробей” в 1878 году?
Мы ответим на этот вопрос в конце урока.
Вторая учебная ситуация.
Герои романа, как ни увлечены они идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. Каковы же убеждения, декларируемые героями? Проверяем записи, которые вы сделали дома, объясняющие отношение героев к любви и ее месту в жизни человека. У нас получаются своего рода цитатные характеристики.
? Что для каждого из героев – любовь? Реальное чувство или мечта?
Примерные записи, сделанные учениками.
Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней”. “…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…”
Базаров: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал”. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. “Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? “Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну, и не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. “…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал”. “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”. “Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка”. “…да при том любовь… ведь это чувство напускное”. “Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает”.
Павел Петрович: “Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!” “Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына”. “…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу”.
Николай Петрович: “Но…те сладостные, первые мгновенья, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?” “Ты это говоришь, Павел, ты, которого я считал самым непреклонным противником подобных браков!”
Одинцова: “По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо”. “Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?” “Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.
Катя: “О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться – это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.”.
Фенечка: “Мне Николая Петровича не любить – да после этого сне и жить не надо!”№
Княгиня Р.: “Крест – вот разгадка”.
Учитель:
Для Николая Петровича любовь – это мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее же – как бы примирение с жизнью. Для Павла Петровича – это загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь. Для Аркадия любовь и семья – синонимы; любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы. Базаров считает, что любовь – это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила, природная и естественная, способная сломать любого человека. Для Фенечки любовь – это служение “благодетелю” Николаю Петровичу. Для Одинцовой – любопытство, чувство, которого она так боится и не решается познать. Для Кати – семья и равенство в браке. Для княгини Р. – прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.
Третья учебная ситуация
Вы видите, что декларации о любви и истинное значение ее в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их. Заполните таблицу, используя знания текста романа и ответьте на вопрос.
Работа в группах.
? Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев-мужчин?
Каждый герой на отдельном листе.
Женщины, которых любят герои. Истории любви (Приложение 1)
Учитель:
Сколько бы мы ни анализировали условия жизни, характеры, пристрастия главных и второстепенных героев, идеи, ими декламируемые, мы неизбежно придем к одному выводу: главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Безусловная и неоспоримая ценность для Тургенева – семья. Даже непримиримый Базаров с уважением относится к своим родителям, к их семейному согласию, к семейным устоям, к дому, как месту отдохновения, где живут истинно родные люди, хотя и неблизкие по духу. Их близость нечто большее, чем близость идейная. При этом, для себя и для новых людей, к которым Базаров себя причисляет, он не мыслит семейного поприща: их судьба иная, смысл их жизни в другом, они созданы для великих дел.
Какую же судьбу для себя уготовляет каждый из героев?
Четвертая учебная ситуация
Проанализируйте содержание романа, заполнив таблицу.
?Каким видят свое будущее герои Тургенева и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своем праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, “размазня” становится активным и полезным членом общества? В чем же счастье “по Тургеневу”?
Герои |
Мечты о будущем |
Реальное будущее |
|
Iгр. |
Николай Петрович |
Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. | Еще лучше, чем он себе представлял: женился на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям. |
Iiгр. |
Павел Петрович |
Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, “на краю чужого гнезда” и радуясь счастью брата. | Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, “все делает добро, сколько может… все еще шумит понемножку”. Его уважают “туземцы”. |
IIIгр. |
Аркадий |
Мечтает заниматься хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей | Сделался рьяным хозяином, и “ферма уже приносит значительный доход”. |
Ivгр. |
Базаров |
Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая “напрасно болтать” о будущем, которое “не от нас зависит”. | Умер, заразившись от больного тифом. |
Учитель:
Базаров был прав, говоря о том, что будущее “большей частью не от нас зависит”. Но помимо логики героя существует еще и логика художественного произведения, а она не всегда совпадает даже с замыслами автора: в настоящем произведении искусства герои живут своей жизнью, подчиняясь логике истории, характеров.
Как ни полюбил Тургенев Базарова, как ни старался в последствии его оправдать, как ни ругал старшее поколение, он не мог не чувствовать, что Россия переломного периода нуждается в конструктивном решении своих проблем, что разрушение – а именно эту перспективу готовит нигилист Базаров – губительно для нее и не поможет в разрешении тех проблем, которые стояли перед страной накануне реформ. Тургеневские размышления, которые он приписывает Аркадию в начале роман,, чрезвычайно важны для понимания этого героя и его места: “Нет… небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?” В конце же романа, без всякой иронии, автор пишет о том, что усилия героя дали хороший результат.
? Так чью же судьбу мы можем назвать счастливой, и что такое счастье, по мысли автора?
Тургенев дает нам пять примеров мужских судеб. Они различны, и это нормально: каждый проживает свою жизнь, непохожую на жизнь другого. Для счастья же человеку необходимо слишком много и слишком мало: любовь, семья, дети, материальное благополучие, осознание своей нужности людям. Почему несчастлив Базаров? Не потому ли, что в расцвете своей жизни, когда он наконец выстроил себя в соответствии с собственными представлениями и ни перед кем в жизни не спасовал – ведь для него нет авторитетов, ни научных, ни идейных, нравственных, - тем более, что не было ни одного человека, который не спасовал бы перед ним, - именно в этот момент он встречает женщину, не уродливую, свободно мыслящую, которая не только не пасует перед ним, но и обретает над ним власть, от которой он не может освободиться. И тогда происходит переоценка ценностей, в том числе и самого себя: он оказался слабее женщины (мы помним его неуважительные, истинно “материалистические” отзывы о женщинах!). Его вера – нигилизм не оправдала себя. Как ни отрицай любовь (читай – природу, естество человека), она сильнее, она тебя настигнет и сломает. “Скука да злость” Базарова сменяются “глухим беспокойством”, почти депрессией. Последнее открытие Базарова печально: “Да, пойди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!” Так может ли быть счастлив человек, которого отвергли: сначала возлюбленная, а затем сама жизнь, как бы желая отомстить за его отрицание. Так, складывается впечатление, что Базаров умирает от любви, без любви, от одиночества, потому что любовь – стихия, которой не может управлять ни один человек на свете, даже если он нигилист, даже если он такой сильный и волевой, как Базаров.
Он умирает от неверия: вера – это тоже любовь. В романе затрагивается религиозный аспект. Вопросы христианской веры неразрывно связаны с общими вопросами культуры прошлого, традиций, убеждений. Последнее, что “мгновенно отразилось на помертвелом лице” Базарова в момент соборования, “когда святое миро коснулось его груди”, - было что-то похожее на содрогание ужаса”. Почему? Осознание своей греховности и неправоты? Осознание правоты религии и веры, которые он отрицал и которыми был побежден?
Четвертая учебная ситуация.
Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища.
? Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева – о любви?
Примерный ответ:
Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот (“вид печальный”, “деревянные кресты поникли и гниют”, “каменные плиты…сдвинуты”, “два-три ощипанных деревца”, “скудную тень”, “овцы… бродят по могилам”) автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами (однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими (“не касается человек”, “не топчет животное”, но “одни птицы садятся” у могилы Базарова). Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: “Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь невсесильна?”, ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, “о вечном спокойствии”, “о великом спокойствии “равнодушной” природы”, “о вечном примирении”, “о жизни бесконечной”.
Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, переходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как бы говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его “идейные битвы”, но вечна жизнь и вечна любовь, благодаря которой “держится и движется жизнь”. И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Чтение работ несколькими учащимися, остальные сдаются на проверку.
Учитель. Помните, на первом уроке, посвященном творчеству Тургенева, мы ставили основной вопрос к нашей теме?
? Почему Мережковский назвал Тургенева “гением меры” и “гением культуры”?
Почти полвека, прошедшие между появлением романа “Отцы и дети” и биографическим очерком Мережковского, позволили ему, отстранившись от политики, от суетных споров демократов с аристократами увидеть главную особенность таланта Тургенева: его философичность, умение видеть и создавать произведения, живущие вне времени, способные пережить конкретные политические баталии и объяснить читателям, в чем же состоят главные ценности человека: не в спорах, но в любви, согласии и взаимопонимании.
Сегодня на уроке мы узнали, что такое счастье, по мнению И.С.Тургенева.
А что такое счастье, по вашему мнению. Это и будет вашим домашним письменным заданием.