- Воспитательная задача: на творчестве лицеистов способствовать формированию у учащихся чувства любви к Родине, к своей школе, одноклассникам, чувства прекрасного, восприятию классического искусства.
- Развивающая задача: изучение лицейского творчества А.С. Пушкина, привитие интереса к поэзии, музыке, живописи.
- Обучающая задача: формирование умения выразительного чтения стихов, исполнения романсов на стихи А.С. Пушкина, умения пробовать “перо”, то есть сочинять стихи, создавать художественные образы в рисунках.
Оборудование:
- портрет А.С. Пушкина – лицеиста,
- наглядное пособие – “Устный журнал”(из 10 страниц),
- нотная литература,
- диск с музыкой “Вальса” Г.В. Свиридова к повести “Метель”,
- рисунки детей,
- выставка книг о лицейском периоде жизни А.С. Пушкина.
Ход урока
Звучит музыка Г.В. Свиридова “Весна” из “Музыкальных иллюстраций” к повести А.С. Пушкина “Метель”.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с литературным и музыкальным творчеством лицеистов. Это одна из интереснейших тем нашей образовательной программы “Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия”, в которой первой частью является курс “Да здравствует Лицей!”
Готовясь к уроку вы пробовали заняться литературным творчеством: сочиняли стихи, басни, эпиграммы, играли в домашних спектаклях и водевилях, попыталисьиздать литературный журнал, проводили литературно-музыкальные вечера. Творили потому, что любили литературу. Лицеисты были увлечены литературным творчеством. Любили и уважали своего учителя словесности Н.Ф. Кошанского. На своих лекциях этот профессор часто предлагал темы для классных сочинений. Именно так появилось пушкинское стихотворение “Роза”, историю создания которого сохранил для нас Иван Пущин.
Сценка. См. Приложение 1.
Учитель: Наш урок будет проходить в форме устного журнала под названием “Лицейское творчество”. В нём 10 страниц. Каждая страница имеет своё название. Ведущие-журналисты будут озвучивать страницы устного журнала и в конце своего сообщения зададут вопросы, а вы, друзья, должны будете ответить на них. Так что слушайте внимательно. Отрадно отметить, что в нашем журнале будут принимать участие ученики старшего пушкинского класса со своим учителем ...
Учитель: Открываем первую страницу устного журнала “Лицейское творчество”: вступительное слово.
1 ведущий-журналист: В свободное от уроков время воспитанники издавали рукописные журналы.
Лицеистов объединяло чувство любви к отечественной литературе. Рукописные журналы носили на звания: “Вестник”, “Неопытное перо”, “Юные пловцы”, “Для удовольствия и пользы”, “Лицейский мудрец”, “Мудрец-поэт” (или “Лицейская антология”).
2-я ведущая-журналистка: Существовал и “Словарь”, о котором Пушкин вспоминал в черновом наброске “19 октября 1825 года”:
Златые дни! Уроки и забавы,
И чёрный стол и бунты вечеров,
И наш словарь и блески мирной славы,
И критики лицейских мудрецов!
Учитель: Отвечаем на вопросы журналистов.
1-й ведущий-журналист: Назовите рукописные журналы, которые издавались в Лицее.
(Дети отвечают на вопрос и ведущие переворачивают страницу. К журналу выходят ведущие второй страницы “Императорского Царскосельского Лицея Вестник ”).
1-й ведущий-журналист: Лучшие рассказы, сочинённые лицеистами, записывались, передавались для прочтения друзьям. Такие записи и составили основу первого литературного рукописного журнала - <<Императорского Царскосельского Лицея Вестник>>. Издателем журнала, как и первой газеты, был Николай Корсаков, привлекший к сотрудничеству Вильгельма Кюхельбекера. Николай Корсаков был на редкость талантливым и одарённым молодым человеком. Он прекрасно пел и сочинял музыку, великолепно играл на гитаре, легко и свободно писал в стихах и прозе, обладал способностями издателя.
2-й ведущий-журналист: Неоконченный первый номер “Лицейского Вестника” сохранился. На его страницах были помещены стихотворения Илличевского и Кюхельбекера, рассказ о ссоре Горчакова, Маслова и Ломоносова, окончившейся примирением, были разделы “достопамятных происшествий”, хроники.
Вопросы ведущих-журналистов:
- Как назывался первый рукописный журнал?
- Кто был издателем первого журнала?
- О чём писали в журнале?
(Дети отвечают на вопросы; ведущие переворачивают страницу)
Учитель: Однако в феврале 1812 года последовал запрет администрации на сочинительство. По мнению автора одной из лучших книг олицеиста Якова Грота, “кратковременное запрещение сочинять было вызвано тем, что молодые люди... слишком неумеренно предавались страсти к авторству во вред урока”.
Запрет на сочинительство был отменён лишь в апреле 1812 года .И лицеисты вновь стали издавать свой рукописный журнал.
Наша следующая (третья) страница в лицейском журнале - “Для удовольствия и пользы”.
1-й ведущий-журналист: “Скажу тебе новость, нам позволили теперь сочинять…” - так напишет летописец Лицея Алексей Илличевский.
После официального разрешения буквально как грибы после дождя появляются многочисленные рукописные издания. Один из них – журнал “Для удовольствия и пользы”. Он просуществовал год, вышло 12 номеров. Среди авторов и издателей были лучший ученик Лицея Владимир Вольховский, Семён Есаков, Алексей Илличевский, Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Михаил Яковлев.
2-й ведущий-журналист: Из вышедших 12 – ти номеров сохранился лишь один - прибавление к номеру в виде небольшой тетрадки из плохой желтоватой бумаги. В этом прибавлении помещены “Слова истинного русского”, принадлежащие перу Михаила Яковлева (1813). Это патриотическое произведение было навеяно военной кампанией 1812 года. Публикации журнала проникнуты патриотическим дум.
1-й ученик: А французы – сущая саранча. На итальянские поля возлетела, да всё поела.
2-й ученик: Немецкие достались не за денежку, швейцарские мало пощипала; голландские сожрала;
3-й ученик: С прусских скоро улетела; а от польских не скоро отстала, а русские так полюбила, что зимовать осталась…”.
Ведущие-журналисты ( задают вопрос): Назовите авторов и издателей журнала “Для удовольствия и пользы”. (Дети отвечают)
- Сколько номеров журнала вышло?
- Кому принадлежит произведение “Слова истинного русского”? О чём говорится в нём? (Дети отвечают).
Учитель: Лицеисты воспитывались настоящими патриотами. Вот как писал Александр Пушкин:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шёл мимо нас.
Четвёртая страница журнала “Лицейское творчество” расскажет нам о журнале “Неопытное перо”.
1-й ведущий-журналист: По мнению Модеста Корфа, это был самый “аристократичный журнал”.
На страницах именно этого небольшого по формату журнала было помещено стихотворение Александра Пушкина “Роза”, так поразившее всех лицеистов и Н.Ф. Кошанского. Среди издателей и самых активных авторов – Антон Дельвиг, Николай Корсаков, Александр Пушкин. Замысловатые карикатуры, которые были интереснее текстов, выполнял Алексей Илличевский.
1-й ведущий-журналист: Даже Александр Горчаков, далёкий от литературных занятий и посвятивший всё своё время учёбе, не устоял. Выкроив свободную минуту, он написал солидное литературное творение “Изяслав” и предложил его напечатать издателям “Неопытного пера”. Остаётся только сожалеть, что ни один из номеров этого “аристократического” издания не сохранился.
Учитель музыки: Но стихотворение Александра Пушкина “Роза” обрело свою вторую жизнь в романсах русских композиторов. Послушаем романс М.И. Глинки “Роза”. Его исполнит...
Учитель: Время вопросов.
- Кто был самыми активными авторами публикаций в журнале “Неопытное перо”.
- Кто рисовал карикатуры?
(Ведущие переворачивают страницу). А теперь откроем пятую страницу. Она называется “Лицейский мудрец”.
1-й ведущий: С ноября 1813 года начинал свою долгую жизнь журнал “Лицейский мудрец”. Сохранившийся “Лицейский мудрец” составляет небольшую тетрадь или книжку в форме продолговатого альбома, в красном сафьяновом переплёте. На лицевой стороне переплёта, в золотом венке читается заглавие и под ним дата “1815”.
2-й ведущий: Если перелистать страницы этого журнала, то невольно обратишь внимание на то, что “Лицейский мудрец” - "живая персона", с ним беседуют, ему пишут письма, к нему обращаются с вопросами. “Мудрец” платит тем же: он предваряет публикации фразой “…после долговременного отсутствия я возвращаюсь к вам, любезные читатели”.
3-й ведущий: Первоначально содержание журнала было юмористическим, печаталось множество эпиграмм, порой весьма злых и обидных, не только на лицеистов - Мясоедова, Кюхельбекера, но и на гувернёров. Затем появились и отделы изящной словесности, прозы и стихотворений, критики, обзор политических событий. По своему содержанию журнал напоминал периодические издания XVIII в.
4-й ведущий: По воспоминаниям Ф.Ф. Матюшкина, “издателями” были Константин Данзас и Николай Корсаков. На первой странице были помещены отмеченные юмором выходные данные: “Журнал печатается в типографии Данзаса”, и далее “Печатать дозволяется, цензор – барон Дельвиг”. Видимо, Антон Дельвиг со своим литературным вкусом и опытом “издателя” выполнял обязанности редактора, принимавшего или отвергавшего рукописи товарищей.
5-й ведущий: Стихотворная часть в журнале в основном принадлежала Николаю Корсакову и Алексею Илличевскому и носила местный, лицейский характер.
В третьем номере - в форме подражания “Письмам русского офицера” Ф. Глинки даётся история с “Гогель-могелем”, участниками которой были Пушкин, Пущин и Малиновский.
6-й ведущий: Особое место в издании отводилось так называемым “национальным песням”, многие из которых приписывались А. Пушкину.
7-й ведущий: В своём дневнике Пушкин по памяти приводит несколько куплетов таких песен. “Национальные песни” - это образец коллективного творчества, они были посвящены и гувернёрам, и профессорам, и лицеистам.
Звучат “Национальные песни”. См. Приложение 2.
8-й ведущий: Издатели “Лицейского мудреца” в обращении к читателям писали: “Наш журнал есть архив всех древностей и достопримечательностей лицейских. Для того мы будем помещать в сём журнале приговорки, новые песенки, вообще всё то, что занимало и занимает почтенную публику”.
Вопросы журналистов:
- Когда начал издаваться журнал “Лицейский мудрец”?
- Почему журнал стал для лицеистов “живой персоной”?
- Кто был его издателями и редактором?
Учитель: Ведущие переворачивают страницу.
(Выходят новые ведущие VI страницы под названием “Карикатуры”).
1-й ведущий: Чем же отличался журнал “Лицейский мудрец” от других? - карикатурами. В конце каждого номера помещались раскрашенные рисунки Алексея Илличевского.
2 ведущий: В книге “Дней Александровых прекрасное начало…” Л.Б. Михайловой мы прочитаем об Алексее Илличевском: “разносторонне одарённый юноша: блестяще занимался в классах русской и иностранной словесности, истории, прекрасно рисовал. Один из первых лицейских поэтов, печатался не только в лицейских рукописных, но и в ведущих литературных журналах…Друзья называли Илличевского “Олосенькой”.
По окончании Лицея с чином коллежского секретаря был определён на службу в Министерство финансов, служил в министерстве государственных имуществ.
3 ведущий: Алексей Илличевский рисовал легко, непринуждённо, герои его карикатур были узнаваемы без труда, ибо созданы рукой опытной, привыкшей к бумаге, акварели, чернилам. Вот долговязая фигура Кюхельбекера “Демона Метромании”.
Узнаваемы и лицейские профессора, ищущие милости у министра просвещения графа Разумовского.
Илличевский стремился к тому, чтобы герои его карикатур имели сходство с изображаемым лицом. Иначе острота утрачивалась, и карикатура превращалась в насмешку без адреса.
“Лицеисты под окнами булочной” - четверо воспитанников гримасничают и строят рожи толстому немцу-булочнику. Из-за спины булочника опасливо выглядыалвает его тощая жена. Предполагают, что один из четверых участников этой сценки – Александр Пушкин.
1 ведущий: Вот ещё одна карикатура- “Лев на ловле”.
Лев с голубой лентой через плечо держит медаль на цветной ленточке, перед ним на задних лапазаяц. Лев - министр просвещения А.К. Разумовский, смиренный и притихший заяц – инспектор Лицея С.С. Фролов. По поводу ленты Разумовского . А.С. Пушкин писал:
Ах! Боже мой, какую
Я слышал вещь смешную.
Разумник получил ведь ленту голубую,
Бог с ним, я недруг никому:
Дай Бог и царствие небесное ему.
2-й ведущий: С этим сюжетом связана и ещё одна карикатура. Профессора, поздравляющие графа Разумовского. Карикатуры Илличевского иллюстрировали почти все журнальные публикации, принося им популярность.
Вопросы ведущих журналистов:
- Чем же отличается журнал “Лицейский мудрец” от других журналов?
- Алексей Илличевский был разносторонне одарённый юноша. В чём проявился его талант?
- Назовите отличительную черту карикатур Алексея Илличевского.
- Названия каких карикатур Алексея Илличевского вам запомнились.
Учитель: Седьмую страницу журнала - “Рисунки лицеистов” - открывают ученики старшего пушкинского класса.
1-й ведущий: Яркое дарование Пушкина – художника было оценено лишь со временем. Оно проявилось в большей степени уже после окончания Лицея.
В своей первой лицейской тетради Александр Пушкин дал достоверные изображения своих современников, передавая их характерные черты. В лицейские годы в черновых набросках рождались первые автографы поэта. Впоследствии многочисленные автопортреты Пушкина приобрели широкую известность, а один из них и ныне украшает “Литературную газету”.
2-й ведущий: Работая над рукописью “Евгения Онегина” Пушкин часто возвращался мыслями к Лицею, к своим лицеистам, друзьям.
Так, в 1826 году он изобразил В. Кюхельбекера, И. Пущина, А. Дельвига и А Горчакова, а на полях VIII главы по памяти, но безошибочно и легко - Лицей, его арку, парадное крыльцо.
Уроки рисования педагога С.Г. Чирикова не прошли бесследно - всех своих питомцев он научил рисовать.
3-й ведущий: Известно, что Ф.Ф. Матюшкин свои записки во время путешествий снабжал рисунками.
Видимо, делал зарисовки и В.Д. Вольховский – топограф.
Особенный интерес представляют рисунки Кюхельбекера из лицейской тетради 1816-1817 годов :
“Профиль юноши”, “Два профиля”, “Мужской профиль” на автографе стихотворения “Зима”, “
Портрет мужчины с бородой” на автографе стихотворения “К Матюшкину” и другие. В своих рисунках Вильгельм Кюхельбекер предстает перед нами как незаурядный художник.
Вопрос ведущих:
- В каком виде искусства смогла проявиться яркая грань талантливости лицеистов?
(Ответы детей).
Учитель: Звучит музыкальная пауза. В исполнении ансамбля “Ложкарей” мы услышим две русские народные песни - “Светит месяц” и “Коробушка”. ( Исполняется русские народные песни).
Учитель: Восьмая страница - “Дух лицейских трубадуров”.
1-й ведущий: В мае 1817 года, за несколько недель до выпуска, Пушкин составляет рукописный сборник лицейских стихотворений “Дух лицейских трубадуров”, в который входят двадцать четыре стихотворения Пушкина, двадцать – Дельвига, семь – Илличевского, пять – Корсакова и два – Кюхельбекера. И конечно, опять куплеты “ национальных песен”.
2-й ведущий: Литературные рукописные журналы неразрывно связаны с лицейской жизнью. Их изданию предавались самозабвенно, иногда в ущерб учебным занятиям, жертвуя прогулками и интересными книгами. Если в 1812-1814 годах этих сборников было множество, то к окончанию учебы надобность в рукописных журналах постепенно отпадала. Ведь лицейские поэты уже заявили о себе со страниц рукописных сборников, обрели своих поклонников и читателей, а главное, с 1814 года они печатаются в настоящих литературных журналах, таких как “Вестник Европы”, “Российский музеум”, “Амфион” и другие.
3-й ведущий: Стихотворение-романс "Казак" было написано в 1814 году ( напечатано в 1815 г в журнале “Российский музеум”) в подражание украинским песням, которые были в моде после постановки в 1812 году водевиля Шаховского “Казак - стихотворец”. Сейчас юные пушкинисты покажут инсценировку лицейского стихотворения А.С.Пушкина "Казак". (Инсценировка).
4-й ведущий: Большая часть сочинений за 1816 г. при жизни Пушкина не публиковалась, хотя это истинные поэтические шедевры : “Сон”, “Окно”, “Осеннее утро”, “Разлука”, “Истина”, “Наездники”, “Элегия”, “Месяц”, “Слово милой”, “Любовь одна- веселье жизни хладной”, “Элегия”, (Я думал, что любовь погасла навсегда”) “Наслаждение”...
“Певец” и “К Морфею” - два пленительных стихотворения того периода - положены позднее на музыку.
Учитель:
Послушайте романс “Певец” А. Рубинштейна, его исполнит...
Вопросы ведущих :
- Назовите стихотворения А.С.Пушкина 1816 года.
- Назовите композитора,создавшего романс на стихотворение А.С. Пушкина “Певец”.
- Кто ещё из композиторов писал музыку на это стихотворение?
Откроем предпоследнюю -девятую- страницу нашего устного журнала.Она называется “Лицейские музыканты” .
1-й ведущий:
В Лицее было много музыкально одаренных юношей. Музыкальностью, прекрасным голосом отличались прежде всего Николай Корсаков и Михаил Яковлев. Антон Дельвиг хорошо играл на фортепиано, Вильгельм Кюхельбекер - на скрипке. О музыкальных способностях Александра Пушкина говорит музыкальная выразительность его стихов.
Известно и такое признание Пушкина:
Мараю два иль три куплета
И их вполголоса пою ...
Так он написал Пушкин о себе в стихотворении 1815 года "Моему Аристарху".
2-й ведущий:
По воспоминаниям А.П. Керн, "в минуты рассеянности" поэт всегда “напевал какой-нибудь стих” или какую-нибудь песню. Голос Пушкина был звучный, певучий, и “нельзя было слышать более приятного, более гармоничного голоса, нежели голос Пушкина”. В подчёркнутом музыкальном ритме написаны Пушкиным в 1814 году его искрящиеся юмором и озорные “Пирующие студенты”.
3-й ведущий:
Лицеисты Корсаков и Яковлев писали музыку на стихи своих лицейских друзей. И впоследствии Михаил Яковлев, которого можно назвать одним из гениев русского романса, создал ещё целый ряд произведений на слова Пушкина и Дельвига. Мы помним, что за редкую способность имитировать людей он был награжден прозвищем “Паяц 200 номеров”- ровно столько лиц, фигур и типов представлял Яковлев по просьбе друзей. Всю жизнь Михаил Яковлев не прерывал общения с товарищами по Лицею, его считали хранителем лицейских традиций, лицейским старостой.
Учитель: Споёмте ж самый известный романс Михаила Яковлева на стихи А.С. Пушкина – “Зимний вечер”. (Звучит<<Зимний вечер>>).
4-й ведущий:
А каков был Николай Корсаков? Из книги Л.Б.Михайловой “Дней Александровых прекрасное начало”. Мы узнаем, что Николай Корсаков обладал превосходными способностями, учился легко, отдавал предпочтение литературе и особенно музыкальным занятиям. Талантливый, жизнерадостный, он легко привлекал к себе сердца окружающих. Прекрасный голос, виртуозное владение гитарой снискали ему славу первого музыканта. Он окончил Лицей с отличным аттестатом и похвальным листом №3: “С правом на серебряную медаль”.
Учитель:
В сцене бала, подготовленной старшекласниками,мы услышим романс Н. Корсакова “К живописцу”. Сцена “Бал в лицее”.Звучит “Вальс” Г.В.Свиридова из “Музыкальных иллюстраций” к повести А.С. Пушкина “Метель”. Две пары танцуют вальс.
А. Пушкин: Позвольте представиться – Александр Пушкин. Хочу прочитать вам свое стихотворение “Мой портрет” (Читает на французском языке)
(Вновь звучит музыка.)
Сцена бала. Екатерина Бакунина и Александр Пушкин. См. Приложение 3.
Учитель:
Ребята понравилась Вам сцена бала?
Давайте поблагодарим юных артистов аплодисментами! Наша последняя страничка - о вас, друзья мои. Оно называется “Наше творчество”.
Учитель:
В нашем учебном заведении тоже учатся талантливые дети, развивающие свои творческие способности в литературе, музыке, живописи, хореографии, актерском мастерстве...
Вашему вниманию представлены работы юных художниц. Они занимаются в Детской художественной школе и расскажут о своих рисунках, выполненных в разных жанрах. (Рассказ девочек о своих рисунках).
...- юный пианист, занимается в музыкальной школе. Он исполнит для нас ... (Исполняет музыкальное произведение).
А теперь – собственное сочинение... - песня на стихотворение А.С. Пушкина “Зимняя дорога”. Эта композиторская работа была отмечена дипломом Всероссийского конкурса “Первые шаги”в номинации “Вдохновение”.(Исполняется песня “Зимняя дорога”).
И мы педагоги, тоже увлекаемся творчеством. Наш библиотекарь написала стихи о любви к поэзии А.С.Пушкина и назвала их “Откровение”, а я попробовала положить их на музыку. Получилась песня!
Послушайте её! (Исполняется песня).
Итак, мы перелистали все страницы нашего журнала “Лицейское творчество” и хотелось бы спросить вас:
- Какая из страниц журнала вам понравилась больше всего?
- Что роднит все страницы журнала?
- Как лицеисты выражали в своём творчестве своё отношение к Родине, своему Лицею к жизни, к друзьям?
- Какую роль в дальнейшем сыграют Лицей и лицейская дружба в жизни А.Пушкина?
- Что мы можем взять себе из творчества лицеистов?
(Звучат ответы учащихся).
Свой пушкинский уро по традиции Пушкинской школы - мы закончим “Прощальной песней лицеистов” Теппера де Фергюсона на слова Антона Дельвига.
(Класс поёт “Прощальную песнь лицеистов”).
Библиография:
- Пушкин А.С. Лицейская лирика: С Пб. , 1994 г.
- Михайлова Л.Б. “Дней Александровых прекрасное начало”. С.Пб. ,1996 г.
- Платек Яков “Одной любви музыка уступает. ” М., 1999 г.
- Руденская С.Д. “Царскосельский – Александровский Лицей 1811-1917”: С.Пб.,1999 г.
- Пушкин в русском романсе Том. 1 “Музыка”. М ,1999 г.