Конспект урока по литературе Красноярского края по рассказу Н.С. Устиновича "Волк"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством писателя Красноярского края Н.С. Устиновича;
  • познакомить с произведением “Волк”;
  • выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа;
  • создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению;
  • формировать умение понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию, используя основные способы аргументации и способы устранения речевой агрессии.

Задачи:

Образовательные:

  • помочь учащимся понять философские и нравственные проблемы рассказа “Волк”,
  • выявить авторскую позицию,
  • сформулировать идею произведения,
  • совершенствовать мастерство анализа художественного произведения,
  • учить вступать в диалог с писателем (на основе художественного текста),
  • учить сопоставлять, сравнивать (эпизоды, героев, поступки персонажей) и делать выводы,
  • работать со словом, с его лексическим значением.

Развивающие:

  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста,
  • образное и аналитическое мышление,
  • навыки устной речи и выразительного чтения,
  • формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений писателей и поэтов Красноярского края.

Воспитательные:

  • воспитывать в учащихся чувство сотрудничества, уважения друг к другу (работа в группах),
  • воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к творчеству писателей Красноярского края.

Ход урока

Презентация

1. Знакомство с биографией писателя.

Учитель, используя фотографии писателя и природы Красноярского края (на слайдах), сообщает основные биографические сведения, рассказывает о ведущих темах, главных героях рассказов Н.С.Устиновича, указывает на жанровое своеобразие его произведений.

2. Коллективное разгадывание кроссворда “Узнай героя”.

Вопросы кроссворда связаны с главными героями рассказа. К кроссворду прилагается дополнительный материал, который в презентации оформлен с помощью гиперссылок. Вопросы и дополнительный материал помогают учителю подвести учащихся к основной проблеме произведения и урока.

Использование кроссворда помогает детям быстро проверить свои знания по содержанию художественного произведения.

Ключевым словом является слово “зверюга” (последний вопрос). Такое построение материала позволяет логично перейти к следующему этапу урока.

3. Обращение к тексту рассказа.

Чтение учителем финала произведения. Именно здесь звучит слово “зверюга”. Так называет волка главный герой, мельник Егор Иванович Прутовых, когда-то приручивший маленького волчонка.

4. Работа со значением слов “зверь”, “зверюга”. Учащиеся сначала высказывают свои мнения, а затем им предлагается проверить себя. На слайде помещён материал из “Толкового словаря” С.И. Ожегова.

5. Создание проблемной ситуации.

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу финала, согласны ли они с мнением мельника, действительно ли можно назвать волка “зверюгой” в этом рассказе. (Мнения учащихся делятся: одни считают, что Е.И. Прутовых прав, другие считают, что не только волк является “зверюгой”). Уже на данном этапе урока возникает необходимость обращения к тексту, к позиции самого автора, чтобы выяснить, кто прав.

- Как вы думаете, ребята, сам автор, Н.С. Устинович, согласен с мнением своего героя?

- Кто, по мысли Н.С. Устиновича, является в рассказе “зверюгой”? (Именно этот вопрос оформлен в презентации на отдельном слайде как проблема урока и как проблема рассказа).

- Что необходимо сделать, чтобы нам решить эту проблему? (Учащиеся сами говорят о необходимости работы с текстом).

6. Работа в группах.

Учащиеся для обсуждения проблемы по желанию распределяются на 3 группы. Каждая из которых получает своё задание. Все задания касаются анализа эпизодов, характеризующих поступки, действия героев произведения. На групповое решение проблемы отводится 5-7 минут с учётом того, что текст рассказа дети читали заранее дома.

7. Обсуждение проблемы.

Каждая группа представляет результаты своей работы в виде развёрнутого ответа на вопрос: “Кто, по мысли Н.С. Устиновича, является в рассказе “зверюгой”? При ответе ученики обязательно опираются на эпизоды из текста, которые они анализировали.

В ходе обсуждения возможна дискуссия. Учащиеся, работавшие в других группах, имеют право высказывать своё мнение, дополнять.

Учитель ещё раз напоминает учащимся о правилах ведения дискуссии и о способах аргументации своей точки зрения.

8. Выводы по работе в группах.

На отдельных слайдах зафиксированы выводы по работе каждой группы.

Учащийся или сам учитель ещё раз к ним обращается, прочитывая их.

9. Просмотр отрывка из документального фильма ВВС “Волк” (5минут).

Этот отрывок ещё раз доказывает главную идею рассказа и убеждает учащихся в правильности их выводов.

10. Формулировка темы урока.

Учащимся предлагается 2задания (на выбор):

а) самостоятельно сформулировать тему;
б) выбрать из предложенных формулировок ту, которая, на их взгляд, наиболее полно отражает тему данного урока.

Весь этот материал помещён на слайдах.

11. Домашнее задание (на выбор).

А) Написать эссе на темы: “Злой поступок, за который мне стыдно”; “Встречались ли мне добрые люди?”.
Б) Написать письмо автору.
В) Изменить финал, написать продолжение рассказа.
Г) Сфотографировать такое место в городе Красноярске, которое связано с именем Н.С. Устиновича.