Цель: создание эмоционального настроя для восприятия сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка” и условий для усвоения понятия “сказа как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.
Задачи:
Обучающая
Раскрыть понятие сказа как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой;
Развивающая
Развивать образное восприятие, творческое мышление, терминологический аппарат;
Воспитательная
Воспитывать мыслящего читателя, способного понимать прекрасное.
Оборудование:
- текст сказа П.П.Бажова “Медной горы Хозяйка”;
- портрет и фотографии П.Бажова;
- художественный фильм “Каменный цветок”;
- иллюстрации к произведению;
- электронная презентация.
На доске: выставка рисунков по мотивам сказов П.П.Бажова.
Эпиграф
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут жить веками были
В чудесном малахите строк,
И не завянет на могиле
Чудесный каменный цветок
(Е.Хоринская)
Начало урока – дается фрагмент из художественного фильма “Каменный цветок”
Беседа по вопросам:
- Ребята, вы смотрели этот кинофильм?
- Как он называется?
- По мотивам какого произведения он поставлен?
- Кто является автором сказа “Каменный цветок”?
На экране появляются портрет и фотографии П.Бажова (комментарий учителя): насупленные брови, добрые внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
(Идет панорама уральских гор)
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
В.Степанов
Могуч и величествен горный Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: двести лет назад сподвижниками Петра I Акинфием и Никитой Демидовым здесь было открыто свыше 20 первых медеплавильных заводов, рудников. Богатства его недр неисчислимы: заложены здесь медь и каменный уголь, мрамор и малахит, золото и драгоценные камни. Красочна и своеобразна природа этого края. Мариэтта Шагинян, посетив эти места, писала: “Что ни поворот, то новая выдумка природы, встреча с горным хребтом” или “уход в черную глубь леса, где сосна чистая, раскидистая…взлет на высоту холма, за которым необъятные долины до горизонта, а потом вдруг ущелье”; пересекаешь “ изумрудную речушку, прозрачную, как горный кристалл”, или огибаешь “золотисто-зеленые заросли” у синего озера. “Лежит озеро в полном одиночестве…ни души, ни дымка, ни следа ноги на песке…” Тишина сказочная, таинственная.
На Урале сама земля рождала легенды и сказки, в которых искали объяснения земляным богатствам и выражали свою любовь к родной земле.
Творческий труд славных русских мастеров-умельцев – основная тема творчества Бажова:
Найдут чему здесь поучиться
Любого дела мастера
(Д.Бедный)
П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ, что в 70 километрах от Екатеринбурга. Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.
Семья была дружная и трудовая. “Единственного ребенка хотя и не баловали – это, как видно, не было принято в заводской семье, - но окружали любовью. Игры, рыбная ловля, походы за грибами и ягодами, сказки, лес, как дом, пруды и речки, как друзья и помощники. Окружали отца в детстве”, - вспоминает его дочь Ариадна.
Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики – знатоки прошлого А.Е.Клюква И.П.Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовал, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах”, - писал Бажов.
В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.
После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 году, когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале “Красная новь” были опубликованы первые сказы Бажова. Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.
“Малахитовая шкатулка”.
Вопрос: Почему такое название?
В словаре В.И.Даля читаем: малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений. Малахитовый, к нему относящийся, то есть малахит – это минерал ярко-зеленого цвета, используемый для различных поделок или как сырье для получения меди.
Малахит - этот минерал хорошо известен как ювелирный и поделочный камень: изумрудный и темно-зеленый малахит, названный так из-за сходства своего цвета с цветов листьев мальвы (по-гречески “малахэ”). Интересно, что уральский малахит, красота которого воспета П.Бажовым в “Малахитовой шкатулке” и который известен как один из ценнейших поделочных камней, на первых порах после открытия его месторождений на Урале в 1635 году, использовался лишь в качестве медной руды.
(Показ изделий из малахита и других самоцветных камней)
Итак, малахитовая шкатулка открыта, и первый по порядку в ней сказ “Медной горы Хозяйка”.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему не “Хозяйка медной
горы”?
2. Какое слово здесь главное и почему?
Словарная работа “Устами школьника” (объяснение и толкование непонятных слов, все это выводится на монитор компьютера)
Было жарко – страсть. Парун чистый - жаркий
день после дождя
Лазоревку добывали - лазурит, камень
светло-синего цвета
Королек с витком попадался – частица, слиток
чистого металла
Изробленный – измученный, заболевший от
непосильной работы
Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть
Забедно стало – обидно
Известно, какое время было, - крепость, то есть
крепостное право, рабочие заводов были
крепостными, являлись собственностью
хозяев-заводчиков
Каелка, кайло – инструмент, которым руду
откалывали
Желтяки да серяки с крапинками – непригодные
камни с примесью песка
Вода долить стала – одолевать, затапливать
Текст сказа звучит в исполнении учителя, при этом передается неспешность, атмосфера тайны, легкая ироничность и глубокая мудрость сказа, особый колорит диалектных и устаревших слов.
По мере чтения на мониторе компьютера появляются иллюстрации к сказу.
Вопросы:
- Понравился ли вам сказ?
- Что удивило вас?
- Что показалось необычным?
- Какие герои вызвали сочувствие?
- Как вы думаете, чем бы закончилась история Степана, если бы он был героем сказки?
Отличие сказа от сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. (В сказках добро побеждает зло)
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
(В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно)
Отличительные черты сказа:
- Герои – люди обыкновенные.
- Фольклорная первооснова.
- Присутствие рассказчика – человека из народа.
- Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Отличительные черты сказки:
- Волшебные герои - добрые или злые.
- Нет рассказчика.
- Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание.
- Не имеют реальной основы.
Итог урока:
1) После сегодняшнего урока появится ли у вас
желание читать другие сказы П.Бажова?
2) Чем отличается сказ от сказки?
Д/з: подготовить пересказ любимого эпизода