Тип урока: чтение и анализ произведения.
Цель: способствовать полноценному восприятию басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на основе стилистического анализа.
Задачи:
- Обогатить представления обучающихся о творчестве И.А.Крылова; о специфике жанра «басня»;
- Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
- Развивать речь, мышление, творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные:
будут сформированы:
- положительное отношение к учебной деятельности;
- интерес к учебному труду;
- основные моральные нормы поведения;
- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
- оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного;
- высказывать свое отношение к прочитанному;
- осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- организовывать свое рабочее место;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Коммуникативные:
- научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами
Оборудование:
- Учебник Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. (Школа России). -ISBN 978-5-09-030203-6.
- Дидактический материал: карточки со скороговоркой
- Простой карандаш.
- Выставка книг И.А.Крылова.
- Толковый словарь С.Ожегова.
Ход урока
Оргмомент
Психологический настрой обучающихся.
— Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Речевая разминка.
(У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)
Шли к ворОнам вОроны
И смотрели в стороны,
Хоть из этих из сторон
Не видать совсем ворОн.
— Прочитайте медленно, затем с ускорением.
— Потренируемся в скорочтении.
— К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)
— Докажите ваше мнение. (жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)
— Какие жанры в литературном чтении вам известны? (Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня)
— Что такое басня? (Литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль.)
Сообщение темы и цели урока
— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «басня». Автор басни Иван Андреевич Крылов. Название произведения «Ворона и Лисица» (На слайде 1 записаны фамилия, имя, отчество автора, название произведения)
— Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.) (слайд 2 картинка книги)
— Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.
(Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнать, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)
Подготовка к первичному восприятию текста
— Что вы знаете о лисе: опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.) (слайд 3 картинка лисы)
— А как выглядит ворона? опишите ворону (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду. (слайд 4 картинка вороны)
Первичное восприятие текста
— Просмотр мультфильма по литературного произведения Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»
(https://www.youtube.com/watch?v=rPeXWGpNRVM (слайд 5)
— Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»
Проверка качества первичного восприятия текста?
1. Почему произведение так называется?
2. Понравилось ли оно вам?
3. Чем понравилось?
4. Какие эмоции вызвало?
Физкультминутка
https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=
11396320544939031266&text=%D1%84%
D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%
D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B
Вторичное восприятие текста
– Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Словарная работа
– Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем.
(Слайд 6)
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу.
Пленил – очаровал, увлёк.
Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.
Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.
Гнусный — отвратительный, омерзительный.
Анализ литературного текста
— Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)
— Прочитайте первую строку в басне. Вороне где-то бог послал кусочек сыру
— Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)
— А о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)
— Что произошло дальше? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)
— Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте. На ту беду Лиса близехонько бежала
— Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)
— Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.
Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил
— Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)
— Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)
— Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)
— Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)
— А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
— Как вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).
— Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша
— Автор назвал лису плутовка, что это означает? (Что она хитрая и обманщица)
— Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)
— Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
— Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)
— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)
— Прочитайте, как об этом писал Крылов?
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло
— Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)
— Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
— Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение— каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
— Как автор относится к героям?
— Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона? (Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)
— Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)
— В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)
— Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.
— Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)
Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.
- Подготовительный этап.
Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов.
- Чтение по ролям в группах.
- Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп, громкость).
— Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?
Последнее задание это викторина (http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-basne-krylova-vorona-i-lisitsa) (Слайд 7)
Итог урока рефлексия
— С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
— Назовите жанр этого произведения?
— Перечислите героев басни?
— В чем главная мысль басни?
Домашнее задание
— Подготовить выразительное чтение басни, выучить басню, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.