Конспект урока по литературному чтению «И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (с применением компьютерных технологий и интернет-ресурсов). 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: И.А.Крылов, «Ворона и лисица», басня, анализ литературного текста


Тип урока: чтение и анализ произведения.

Цель: способствовать полноценному восприятию басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» на основе стилистического анализа.

Задачи:

  • Обогатить представления обучающихся о творчестве И.А.Крылова; о специфике жанра «басня»;
  • Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
  • Развивать речь, мышление, творческие способности.

Планируемые результаты:

Личностные: 

будут сформированы:

  • положительное отношение к учебной деятельности;
  • интерес к учебному труду;
  • основные моральные нормы поведения;
  • эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного;
  •  высказывать свое отношение к прочитанному;
  • осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  •  определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • извлекать необходимую информацию из текстов;
  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
  • организовывать свое рабочее место;
  • в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала

Коммуникативные: 

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  •  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  •  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами

Оборудование:

  • Учебник Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. (Школа России). -ISBN 978-5-09-030203-6.
  • Дидактический материал: карточки со скороговоркой
  • Простой карандаш.
  • Выставка книг И.А.Крылова.
  • Толковый словарь С.Ожегова.

Ход урока

Оргмомент

Психологический настрой обучающихся.

— Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.

Речевая разминка.

(У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой)

Шли к ворОнам вОроны
И смотрели в стороны,
Хоть из этих из сторон
Не видать совсем ворОн.

— Прочитайте медленно, затем с ускорением.

— Потренируемся в скорочтении.

— К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)

— Докажите ваше мнение. (жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)

— Какие жанры в литературном чтении вам известны? (Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня)

— Что такое басня? (Литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — мораль.)

Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «басня». Автор басни Иван Андреевич Крылов. Название произведения «Ворона и Лисица» (На слайде 1 записаны фамилия, имя, отчество автора, название произведения)

Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.) (слайд 2 картинка книги)

— Зная тему, давайте попробуем определить цели урока.

(Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнать, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)

Подготовка к первичному восприятию текста

— Что вы знаете о лисе: опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.) (слайд 3 картинка лисы)

— А как выглядит ворона? опишите ворону (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду. (слайд 4 картинка вороны)

Первичное восприятие текста

— Просмотр мультфильма по литературного произведения Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»

(https://www.youtube.com/watch?v=rPeXWGpNRVM (слайд 5)

— Подумайте над вопросом: «Почему это произведение так называется?»

Проверка качества первичного восприятия текста?

1. Почему произведение так называется?

2. Понравилось ли оно вам?

3. Чем понравилось?

4. Какие эмоции вызвало?

Физкультминутка

https://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=
11396320544939031266&text=%D1%84%
D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%
D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B

Вторичное восприятие текста

– Прочитайте текст самостоятельно, карандашом отмечая слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

Словарная работа

– Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем.
(Слайд 6)

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.

Не впрок – не на пользу.

Пленил – очаровал, увлёк.

Мастерица – тот, кто умеет хорошо и ловко что-то делать.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжесть на что-то высокое.

Зоб – у птиц: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища. У человека: увеличенная щитовидная железа, а также ожирение шеи под подбородком.

Гнусный — отвратительный, омерзительный.

Анализ литературного текста

Какой момент вы считаете началом описанного случая, т.е. завязкой. Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона нашла кусочек сыру)

— Прочитайте первую строку в басне. Вороне где-то бог послал кусочек сыру

— Скажите мне, а как вы понимаете, выражение «бог послал»? (Ворона случайно нашла кусочек сыра)

— А о каком времени суток идёт речь? (Когда мы завтракаем – утром)

— Что произошло дальше? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Рядом бежала лиса. Она почувствовала запах сыра и на цыпочках сала подходить к дереву, где сидела ворона. Лисица начала расхваливать ворону)

— Как Иван Крылов описывает появление лисицы? Зачитайте. На ту беду Лиса близехонько бежала

— Как вы понимаете выражение «на ту беду» (Из-за лисы должна произойти беда)

— Что заставило лису остановиться? (Запах сыра). Зачитайте.

Вдруг сырный дух лису остановил
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил

— Как вы понимаете выражение «сыр пленил»? (Взял в плен, она ничего не видела, ни о чем, кроме сыра не думала, она хотела его съесть)

— Что решила сделать Лисица, увидев ворону с сыром? (Лисица решила забрать сыр и его съесть.)

— Как она решила забрать сыр у Вороны? (Лисица решила расхвалить Ворону.)

— Чем все закончилось? Ответ подтвердите словами Ивана Андреевича Крылова. (Ворона на слова Лисы каркнула, сыр выпал, Лиса его подняла и убежала)

— А о чём нам помогут узнать следующие строки? Зачитайте.

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Как вы понимаете слова «взгромоздилась»? (Неуклюжесть, неторопливость птицы).

— Прочитайте, как автор описывает Лису? Голосом покажите чувства.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша

— Автор назвал лису плутовка, что это означает? (Что она хитрая и обманщица)

— Как вы считаете, почему Лиса подходила к дереву на цыпочках? (Она боится, что ворона улетит, не хочет ее испугать.)

Поработайте в паре. Прочитайте друг другу ласковые слова, обращенные Лисой к Вороне.

"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, –
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"

— Истины ли были слова Лисицы? (Нет, она говорила неправду.)

— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (От льстивых слов Лисицы у Вороны закружилась голова.)

— Прочитайте, как об этом писал Крылов?

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, 
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло

— Как вы считаете, что значит выражение «вскружилась голова»? (Ворона перестала здраво думать, рассуждать)

— Как вы понимаете выражение «от радости в зобу дыханье сперло»? (Испытывая большую радость, Ворона чуть не задохнулась, пришлось каркнуть)
— Зачитайте последнюю строчку басни. С какой интонацией необходимо читать. (Рубленое чтение— каждое слово читается медленно, со спокойной интонаций и с паузой)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

— Как автор относится к героям?

— Почему на роль льстеца выбрана Лиса, а на роль доверчивой слушательницы Ворона? (Лиса: льстивая, коварная, изворотливая, умная, знает, как добиться своего. Ворона: глупая, доверчивая, несообразительная, любит лесть.)

Почему Лисе удалось обмануть Ворону? (Ворона любит лесть, а Лиса умеет льстить.)

— В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.)

— Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры.

— Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.)

Работа в тройках. Подготовка к чтению басни по ролям.

  • Подготовительный этап.

Распределение ролей. Обсуждение декораций, костюмов.

  • Чтение по ролям в группах.
  • Оценивание прочитанной басни группой. (Интонация, темп, громкость).

— Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

Последнее задание это викторина (http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-basne-krylova-vorona-i-lisitsa) (Слайд 7)

Итог урока рефлексия

— С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

— Назовите жанр этого произведения?

— Перечислите героев басни?

— В чем главная мысль басни?

Домашнее задание

— Подготовить выразительное чтение басни, выучить басню, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.