Конспект урока по литературе на тему «Кто в "Песне про царя…" является настоящим героем?» по произведению М.Ю. Лермонтова

Разделы: Литература


Цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему,
  • повторить понятия теории литературы.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными этапами творчества М.Ю.Лермонтова, его стихотворениями. Узнали, что это был человек всесторонне одаренный.

Какими талантами обладал  Михаил Юрьевич Лермонтов? (был музыкальным человеком, играл пьесы на скрипке, рояле, сочинял музыку, писал картины маслом, легко решал сложные арифметические задачи, владел иностранными языками, слыл сильным шахматистом).Приложение

Но гениальный поэтический дар совершенствовал упорным трудом. Ворвался в мир литературы стремительно. Стал широко известен вскоре после  смерти А.С.Пушкина.

II. Слово учителя.

Сегодняшний урок посвящен изучению его поэмы «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Запись темы урока.

При записи темы насторожило ли вас что-то? Показалось ли что-то необычным, несоответствующим? Подумайте, а позже мы вернемся к увиденным несоответствиям. Дома вы прочли произведение, отмечали художественные особенности, выделяли основные элементы сюжета, ребята готовили индивидуальные задания: группа «Историки» выступление об эпохе Ивана Грозного, группа «Знатоки» выясняли значение некоторых слов, ребята группы «Любители Интернета» работали над выяснением особенностей семейного уклада того времени.

Как вы думаете, почему автор обратился к описанию 16 века, почему не писал о времени, современном ему? С какими свойствами личности это связано? ( Это связано с основными принципами жизни писателя, он критично воспринимал окружающую действительность, поэтому обратился к прошлому). Погрузиться в эпоху, в которую происходят события «Песни про …» помогут ребята, готовившие к сегодняшнему уроку индивидуальные задания.

Выступление группы ребят «Историки» об эпохе Ивана Грозного. Приложение

III. Проверка домашнего задания.

Какие основные элементы сюжета вы знаете?  (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, послесловие).

Мы читаем «Песня про…», а в учебнике, в ознакомительной статье упоминается другой жанр. Какой? (песня). Так что это: песня или поэма? (Это поэма (крупное многочастное стихотворение с сюжетом), а не песня (жанр поэзии, предполагающий исполнение под музыку). Поэма – жанр, песня – стиль, в котором ведется повествование.
Из скольких частей состоит «Песня…»? (3)

IV. Комментированный анализ (I глава). Работа с иллюстрацией.

  О каких событиях  повествует первая глава? Как можно ее озаглавить? (Пир у царя Васильевича).
Рассматриваем  иллюстрацию. Повествование открывается описанием пира,  в центре – царь, перед ним – бояре, по бокам опричники, верные слуги. За спинами опричников – стольники (работа с текстом)
С помощью какого выразительного средства автор вводит нам этот образ? (параллелизм с отрицанием).
Какое событие происходит далее? (Кирибеевич привлекает внимание царя, он не смотрит ему в глаза, Царь интересуется причиной, выслушивает его, дает совет – подарить дорогие подарки). С чем связаны советы царя? (с обычаями того времени). О каких вечных законах забыл опричник? Какие законы мы можем назвать обязательными для исполнения и царям, и купцам, и простым смертным? (нравственные законы – заповеди христианские:
Не убий!
Не укради!
Не прелюбодействуй!
Не возжелай жены ближнего своего!
Не богохульствуй!
Не сотвори себе кумира!
Почитай отца и мать!
Возлюби ближнего своего!)
Вывод. Все ли нравственные законы соблюдает Кирибеевич?  (Нет, он обманывает царя, не говоря, что его избранница замужем, нарушая нравственный закон).

V. Комментированный анализ (II глава).

С чего начинается вторая часть «Песни…»? (со знакомства с купцом Калашниковым).
Как вы предлагаете озаглавить ее? («Оскорбление»)
Что мы узнаем о купце Калашникове? (Он купец в торговых рядах. Работа с текстом)
Здесь вновь тема устоявшегося порядка.
Но что-то тревожит, предсказывает беду. Какой прием вновь использует автор?
(Работа с текстом.Параллелизм)
Подтверждаются ли опасения героя? Что происходит?  (Да, вернувшись домой, он не застает своей жены Алены Дмитриевны)
Напоминаю, что уклад семьи 16 века отличался от нашей жизни. Основывался на своде правил, собранных в книге «Домострой».

Выступление группы «Друзья Интернета».
Где, в какой поисковой системе вы искали информацию?
Как сформулировали ключевые слова? (Книга «Домострой»)
Какой сайт нашли?
О чем эта книга? (Книга «Домострой» содержит в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину – мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам).
Из каких частей состоит? (из 3)
Что интересного узнали? Что, на ваш взгляд, помогает нам, людям, живущим в 21 веке, лучше понять события «Песни…»? (Во второй части есть слова «аще кому Бог дарует жену добру – дражаше есть камения драгоценного». Глава семьи – владыка домочадцев, женщина беспрекословно подчинялась мужу. Поэтому  опоздание Алены Дмитриевны – слишком необычное происшествие).
(Работа с текстом)
О чем свидетельствует ответ жены? Нарушает ли она правила домостроя, нравственные законы, христианские заповеди? Скрывает? (нет, она просит у мужа защиты)
Что предпринимает, что решает  сделать Калашников? Что он должен сделать? (встать на защиту). Почему? Нанесли обиду его жене, не ему. Зачем ему идти на смерть? (нанесли оскорбление его жене, а значит и ему, необходимо защитить нравственные законы).
Что говорят братья Калашникова? («Мы тебя, родного, не выдадим». По традиции, по закону за честь семьи встает весь род).
Вывод. (Запись в тетради: норма жизни человека – по нравственным законам, и если они не соблюдаются, то надо этому противостоять).
Какие события оказались главными в понимании идеи произведения?
Пока мы вместе работаем над определением основных сюжетных событий,  ребята подберут характеристики для главных героев произведения (самостоятельная работа 2-х учащихся у доски).
Итак, основными элементами сюжета вы считаете… (экспозиция – вся 1 глава и начало 2, когда автор знакомит нас с героями поэмы, завязка – оскорбление, нанесенное Кирибеевичем Алене Дмитриевне, развитие действия – совет Калашникова с братьями).

VI. Комментированный анализ. Подготовка к написанию сочинения. (III глава).

Обратимся к анализу 3 главы. Как озаглавили? («Кулачный бой»).
Это событие какое место занимает в сюжете? (кульминация)
Какие средства использует автор? ( Работа с текстом: метафора, олицетворение, сравнение).
В бой вступили два человека, какими они предстают перед нами в поэме?
Анализируем и записываем характеристики в тетради: (Кирибеевич – способен нарушить нравственные законы, любимец царя, «из славной семьи из Малютиной», опричник, «бусурманский сын», удалой. Калашников – сильный, смелый, напоминает былинного героя, чтит традиции, купец, истинный христианин). Делаем выводы о характеристике героев. Приложение 1
Вслушайтесь в слова :
«К тебе вышел  теперь, бусурманский сын, - Вышел я на страшный бой, на последний бой». Знал ли Калашников, что при любом исходе ему не выжить? (Да)
Как характеризует его тот факт, что он пошел на смерть ради  сохранения чистоты имени жены? (он отважен, честен, смел)
Что он защищает? (честь семьи, нравственный уклад жизни в обществе)

VII Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение на тему: Кто в «Песне про царя…» является настоящим героем?

VIII. Итоги урока.

Пришло время ответить на главную интригу урока - что же необычного в названии поэмы? Неточность автора или намеренное действие? (не указывается имя опричника, тогда как имена царя и Калашникова есть). Почему нет его имени? (он не герой, по мнению автора) А почему не герой? (не чтит традиции).
Чему научила нас «Песня…»?  (человек в семье и в общественной жизни должен жить по законам нравственности и морали).
Какое событие мы можем считать развязкой? (смерть Калашникова)
О чем мы узнаем в послесловии? Как народ относится к могиле? (Работа с текстом)
Что важного останется в вашем сердце после нашего урока?