Тема урока: «На пути спасения»
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством В.Маканина;
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Художественный мир рассказа В.Маканина «Кавказский пленный»
К уроку учащиеся получили задание подумать над вопросами:
- В каких произведениях встречались с изображением войны между Россией и Кавказом?
- Видели ли русские солдаты врагов в кавказцах? Как относились кавказцы к русским?
- Какова, на ваш взгляд, была миссия русской армии на Кавказе?
Эпиграф к уроку:
Я думал: «Жалкий человек!
Чего он хочет!.. Небо ясно,
Под небом места хватит всем,
Один враждует он – зачем?М.Ю.Лермонтов
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Кавказ стал судьбою России и неизбежной темой ее литературы. Целый ряд поэм, множество лирических стихотворений навеяно и рождено первозданной, суровой красотой Кавказа. Это Лермонтов, Пушкин, Толстой открыли читателю волшебный мир Кавказа. «Тот, кому случается, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в этих ущельях, тот, конечно, поймет мое желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины», - так писал Лермонтов.
У Маканина – рассказ о войне, убийстве, плене и непонятном мучающем родстве с этой землей, которое так чувствует простой, умелый в войне, далекий от книжек и тонкостей политики молодой здоровый солдат Рубахин.
2. Беседа по тексту рассказа
1) Какое впечатление произвел на вас рассказ?
2) Как исторически складывались отношения русских с Кавказом?
Учащиеся делают экскурс в историю, вспоминают изображение Кавказской войны в произведениях русской литературы А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого
3) Каково отношение кавказцев к русским и русских к кавказцам в рассказе В.Маканина?
- «Старики говорят, куда русские, туда и мы – и чего мы друг в дружку стреляем?»
- «Если по-настоящему, какие мы враги- мы свои люди. Ведь были же друзьями! Разве нет?»
- Рубахин не может почувствовать в пленном врага.
4) Найдите ключевые слова в рассказе.
- Красота. Смерть. Рассказ начинается философским изречением «Красота спасет мир». Этим автор заставляет читателя думать, размышлять. Он постоянно отвлекает читателя от происходящего и возвращает к красоте, заставляя любоваться пышной природой Кавказа.
Автор противопоставил красоте, любви, добру, дружбе - смерть, предательство, насилие.
Смерть будет порождать только смерть, и жизнь не возникнет, «смертию смертью поправ».
5) Какова роль природы в раскрытии замысла художника?
- Красота кавказских гор, гордые южные деревья восхищали солдат, но еще больше – пугали, волновали и настораживали. И рядом с красотой следует, не отступая, смерть.
6) Как реагируют на красоту русские парни?
- Русский солдат, видя смерть своего собрата от кавказской пули, не может доверчиво раствориться в чужой красоте. Экзотической красоте гор и лиц. От нее веет тревогой, которая с каждой минутой усиливается
3. Этимология имен в рассказе
Рубахин – рубаха парень, простец или от рубить, не задумываясь сплеча.
Чисто русское отмечает автор . Душа на распашку, свой парень, добрый. Отдает врагу носки. Но и отрицательные черты показывает Маканин: с готовностью идет охотиться на человека, задушил пленного, опасаясь разоблачения перед близким отрядом чеченцев.
Вовка. Почему автор называет Вовка? Суффикс к- пренебрежительно-уменьшительный. Приспосабливается к жизни, пока работал Рубахин, нашел себе развлечение…
Гуров. Ничего не говорящая фамилия, обезличенная. Но именно такие, как Гуров, руководили, вершили судьбами простых солдат.
Зачем полковник Гуров продает оружие Алибекову? Не из него ли до сих пор раздаются выстрелы на Кавказе в русских солдат? Такие полковники-гуровы бездумно разжигали огонь национальной вражды, часто пытаясь обвинить высшее начальство в бесхозяйственности. Сами же отстаивали себе солдатским потом ускользающий коммунистический рай, удобное прошлое.
Пленный юноша. Без имени, олицетворяет целый народ – гордый, красивый, независимый. Отстаивает свободу, независимость.
4. Анализ эпизодов
«Встреча полковника Гурова и Алибекова», «Охота на людей», «Гибель кавказца».
5. Художественно-изобразительные средства языка, авторские приемы в раскрытии замысла художника.
- Неклассическая графика текста. Обилие скобок – там, где они, следуя грамматике, и не нужны. В этом пунктуационном закреплении – маканинский закон «возвратов-колебаний», повторный взгляд в одну и ту же точку: сначала словно бы безмятежно – вскользь, а потом – встрепенувшись и насторожившись, с зорким, подозрительным прищуром. Тревога заставляет вглядываться, а когда вглядишься – становится еще тревожней. Это соответствует не только сюжету рассказа, но и его философии
6. Каковы традиции в изображении Кавказа и его народа?
- Многие были в «плену» Кавказа. Суровый край свободы вызывал огромный интерес русских., европейцев, привлекал художественные силы, был местом ссылки передовых людей того времени. «Кавказскими пленниками» были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой. А.Ахматова писала:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье
Здесь горных трав легко благоуханье.
И только раз мне видеть удалось
У озера, в густой тени чинары,
В тот предвечерний и жестокий час –
Сиянье неутоленных глаз
Бессмертного любовника Тамары.
Традиции Л.Н.Толстого – это красота простоты и правды, того, что сегодня особенно растеряно и что необходимо терпеливо собирать и возвращать.
7. Как вы понимаете смысл названия рассказа?
- Человек массы и красота. Откликается ли он на зов красоты?
8. Мини-дискуссия «Для кавказцев русские оккупанты или освободители, защитники?
9. Каков финал рассказа?
Открытый финал рассказа. Последнее предложение – вопросительное. Простому солдату доверил писатель додумывать: «Уже который год!.. Который век… Мысль, которая «выпрыгнула из тени замалчивания и недоговаривания. Но что собственно, красота хотела ему сказать? Зачем окликала?
10. Вывод.
Вечные проблемы подняты автором в рассказе. Пророчество-провидение Маканина состоялось. Красота не спасла. Гибнут русские парни под «гордыми южными деревьями, лежат на «полянах, окрашенных ослепляющим солнцем, среди высокой травы и величавых гор. Они решали и решают чужие проблемы ценой собственной жизни. Но все же звучит оптимизм в последних строках произведения. Чем чаще красота будет окликать человека, напоминать о себе, тем быстрее, возможно, она спасет мир.
Война, не давшая ответа
Ни на один вопрос. Война,
В которой выигрыша нету,
Есть только страшная цена.
Литература
- В.Маканин «Кавказский пленный», «Новый мир», №4, 1995 г.
- И.Роднянская «Сюжеты тревоги», «Новый мир», №4,1997 г.
- П.Басинский «Проза современного русского реализма». Литература. Приложение к газете «Первое сентября», №5,1996