Литература
-
Твардовский А.Т. – поэт – гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе знакомит учащихся с с личностью А.Т. Твардовского, фактами биографии поэта, с творческим замыслом и историей создания поэмы «Василий Теркин». Урок проводится с использованием компьютерной презентации.
-
Твой жар воспламенял к высокому любовь (к проблеме становления гражданско-героического романтизма) 2004
В статье предпринята попытка в оригинальном аспекте рассмотреть причины и факт зарождения в русской литературе элементов гражданско-героического романтизма на фоне традиционной для начала XIX века элегии. В предельно доступной и лаконичной форме предлагается вариант основного составляющего урока литературы по изучению лирики А.С.Пушкина.
-
Твори добро (по рассказу А.Платонова «Юшка») 2016
Цель урока: установить связь между произведениями А.Платонова и его писательской судьбой, продолжать работу над анализом литературного произведения, навыками чтения и пересказа; формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие; учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям, достигать понимания текста на уровне содержания. Углубить представления учащихся о «формуле жизни» А.Платонова, раскрыть философичность содержания платоновского рассказа.
-
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С. Пушкина" 2010
Мастерская – это определенная педагогическая технология, принципом которой является выбор вида деятельности, способ предъявления результата. Сущность технологии заключается в том, что школьники учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач.
-
Творческая мастерская "Мир русской усадьбы" 2018
Цель творческой мастерской: через творческое погружение в пушкинское время дать учащимся представление о жизни поместного дворянства начала ХIХ века с целью более глубокого понимания литературы начала ХIХ века и истории Отечества.
-
Творческая мастерская "Пишем стихи" (нетрадиционный взгляд на стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье…") 2010
Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Наибольший интерес в этом плане представляет технология мастерских, где главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.
-
Творческая мастерская "Поэтика А.А. Ахматовой" 2012
Творческая мастерская проводится с целью развития представления о поэтике А.Ахматовой, особенностей творчества поэта, подготовки к восприятию гражданской лирики и поэмы «Реквием».
-
Творческая мастерская "Путешествие навстречу рифме" 2011
Занятия в творческой мастерской литературного клуба проводятся с учащимися 5–7-х классов. В ходе работы раскрывается литературный талант школьников, развиваются творческие способности. Путешествуя по поэтической тропе, дети на практике знакомятся с понятием «рифма», учатся рифмовать слова, строки, сочинять простые стихи. Создавая поэтический текст по сюжетной картинке, школьники развивают ассоциативное мышление.
-
Творческая мастерская "Создание сказки по пословице". 5-й класс 2012
В статье представлен конспект комбинированного урока литературы (творческой мастерской) в 5-м классе. Урок построен с использованием объяснительных, эвристических и практических методов обучения. В ходе урока учащиеся выполняют разнообразные репродуктивно-продуктивные и творческие задания. Рекомендуется использование компьютерной презентации.
-
Творческая мастерская в 6-м классе по теме "В мире басен" 2010
Урок проводится после изучения раздела «Басни И.А. Крылова» и основан на использовании технологии творческих мастерских в учебном процессе. В «творческой мастерской» ребята самостоятельно создают свои басни, иллюстрируют их, инсценируют.
-
Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007
Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.
-
Творческая мастерская по литературе 2007
Целью работы является воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.
-
Творческая мастерская. "Движение весны" в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" 2007
Стремясь привить интерес к предмету, пробудить положительную мотивацию к анализу художественного произведения, воздействовать на эмоциональную сферу личности и развитие творческих способностей, мы вместе с детьми открываем в мастерских жанровые особенности сказок и басен, лиризм и красоту стихотворений русских поэтов. Примером этого является урок литературы в 6-м классе по теме "Движение весны" в стихотворении С.Есенина "Черемуха".
-
Творческая мастерская. "Как сделан сонет?" 2010
Часто перед учителем-словесником встает вопрос: как помочь школьникам освоить то или иное литературоведческое понятие, как создать условия для усвоения специфики той или иной литературной формы? В поисках ответа на эти вопросы мы пытаемся организовать учебный диалог и эстетическую деятельность учащихся.
-
Творческая мастерская. И.А. Бунин. Рассказы о любви 2011
Творческая мастерская по изучению творчества И.А. Бунина в разделе «Русская литература начала XX века», реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе. На уроке учащиеся знакомятся с рассказами о любви («Митина любовь», «Натали», «Темные аллеи»), пытаются раскрыть и понять духовный потенциал рассказов Бунина.
-
Творческая педагогическая мастерская "Подвиг" (русская литература; 6-й класс). "Подвиг Геракла" 2008
Мифология - самый большой раздел в программе русской литературы 6-го класса, он несет в себе не только большой информационный, но и воспитательный потенциал. Именно поэтому нам представляется уместным завершить изучение этой темы Мастерской. Мифы народов мира вызывают большой интерес у детей, поскольку заключают в себе много загадок и тайн, волшебства, героизма, что очень значимо для детей этого возраста. Форма Мастерской дает возможность детям вжиться в тему, прочувствовать ее, пробудить их интерес и помогает реализовать их творческие возможности.
-
Творческая проектная работа "Поэтические листы. Серебряный век" 2007
Представлен опыт создания проекта: поэтические листы о поэтах Серебряного века. На каждом – портрет поэта, высказывание, отражающее особенности его творчества и личности, сведения о биографии и творческом пути, стихотворение-"визитка". Описание листов можно использовать как слово учителя или сообщение ученика. Поэтические листы – это наглядное пособие на уроках литературы, оформление кабинета. Они, безусловно, помогут школьникам закрепить в памяти образ поэтов Серебряного века.
-
Творческая работа "Россия на маму мою похожа" 2009
Два года воспитанники соседнего детского дома обучаются в общеобразовательной средней школе. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они по возможности не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности.
-
Творческая работа "Фантастическое в ранних повестях Н.В. Гоголя" 2012
Работа представляет собой выявление черт фантастического в ранних повестях Гоголя, а также в работе показана роль фантастического и связь с реальностью. Предметом работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Данную работу можно использовать как материал к реферату, для выступлений на литературных вечерах, для оформления школьной газеты и т.д.
-
Творческая работа (реферат) на тему: "Человек между светом и тьмой" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг") 2006
Целями настоящей работы считаю следующие: выяснить место человека в промежутке времени между закатом и восходом солнца; доказать, что подлинным героем рассказа "Бежин луг" среди представителей космологического (не человеческого) ряда является Солнце.
-
Творческая работа по литературе. Тема: "Идеальный образ святого в духовной литературе". 7-й класс 2012
Предлагаемые автором варианты контрольных (творческих) работ предусматривают полноценную проверку уровня усвоения учащимися программного материала по литературе, а также развития у них умения анализировать художественные произведения, их языковую форму. С этой целью вводится система заданий, направленных на осмысление учащимися как предметного, образного, так и мировоззренческого содержания, что способствует формированию индивидуальной поисковой, исследовательской деятельности.
-
Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005
Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Творческая эволюция Николая Алексеевича Заболоцкого 2008
Это пособие поможет учителям-словесникам разобраться в сложной судьбе замечательного русского поэта, сумевшего преодолеть все жизненные тяготы и сохранить чистоту русской души, Николая Алексеевича Заболоцкого.
-
Творческие искания Л.Н. Толстого. "После бала" - одно из последних произведений писателя. Урок-презентация 2009
Урок-презентация представляет собой вводное занятие при изучении творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе, включает в себя задания проблемного и творческого характера (эвристические вопросы), словарную работу, элементы театрализации, составление сводной таблицы. Занятие составлено и проведено с использованием информационных технологий, поэтому обладает достаточной информационной нагрузкой и великолепной наглядностью.
-
Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах 2006
Читать и понимать стихи необходимо, потому что они дают радость открытия, делают нас умнее, добрее, лучше. Для этого нужно развивать творческий потенциал ребенка: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предлагаю перечень разноуровневых заданий, развивающих индивидуальные способности, позволяющие ребенку поверить в себя и раскрыться. Эти задания выявляют и внимательное отношение к слову, помогают уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике.
-
Творческий зачет на тему "Художественное своеобразие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя" 2009
Проверка знаний по литературе не должна вступать в противоречие и с эмоциональной, эстетической стороной литературного образования. Процесс контроля может и должен иметь нестандартную, привлекательную форму. Думается, этим требованиям в определённой мере может соответствовать предлагаемый материал для творческого зачёта по литературе.
-
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" 2008
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" помогает показать шестиклассникам Павла Петровича как человека высокой культуры и удивительной скромности, неприхотливого в личных потребностях, живущего глубокой и словно бы потаённой внутренней жизнью, творца непревзойдённой "самоцветной шкатулки". Жизненный опыт, мудрость, доброжелательность уральского сказителя вызывают у детей ответную симпатию и желание глубже изучать его творчество.
-
Творческий портрет Марины Цветаевой «"Свободная стихия" оказалась стихами» 2011
Работа на уроке позволяет сформировать навыки мышления, приемы чтения, чтобы написать самостоятельное рассуждение на вопрос: "Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?" Материал построен по методике "Мастерская письма".