Тема урока: «Иван Северьянов – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое» (2 часа)
Оформление: портрет писателя, картина В.А. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира.
Цели урока:
- дать понятие о теме праведничества в творчестве Н.С.Лескова; история создания рассказов о праведниках;
- раскрывая образ Флягина, показать особенности русского национального характера
Методы
- Уровневая дифференциация.
- Задание для слабого ученика: найти в словаре и выписать в тетрадь значение слова «странник» и «очарованный».
- Записать в тетрадь синонимы к слову «очарованный» (околдованный, сведенный с ума, обвороженный, плененный, покоренный.
- Задание сильному ученику: как поняли смысл и название повести «Очарованный странник». Составить план-характеристику Флягина.
- Метод проектов – самостоятельная работа: поиск ответов на вопросы по группам.
«Литературное творчество Лескова… становится яркой живописью или, скорее иконописью, – он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников, читая его книги, лучше чувствуешь Русь со всем ее дурным и хорошим, яснее видишь запутанного русского человека…»
М. Горький
1. Слово учителя. Летом 1872
года Лесков совершает поездку по Ладожскому
озеру на острова Коневец и Валаам. Ему 41 год.
Недавно опубликованы роман «На ножах», повесть
«Смех и горе», очерк «Загадочный человек». В дни
путешествия журнал «Русский вестник» завершает
печатать хронику «Соборяне». И первый номер за 1873
год журнал «Русский вестник» открывается опять
произведением Лескова «Запечатленный ангел».
Постепенно обретают литературную форму
ладожские впечатления. Лесков направляет
редактору «Русский вестник» М.Н. Каткову повесть
«Черноземный Телемак», ранний вариант
«Очарованного странника». Однако получает отказ:
повесть и двусмысленна с церковной точки зрения
и вообще «сырой материал».
В конце концов под длинным названием
«Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и
приключения. Рассказ» новое произведение
публикуется в октябре-ноябре в не самой именитой
газете «Русский мир». И, наконец, в декабре в
Петербурге появляется отдельное издание
«Очарованного странника». Такова в основных
чертах история возникновения этого лесковского
сочинения, которое сам автор назвал «рассказом»
и которое с тех пор выдержало бесчисленное
множество изданий, оставаясь по-прежнему в числе
загадочных и недопрочитанных произведений.
Сделаем еще одну попытку прочитать это
произведение, обратимся к эпиграфу урока.
2. Первая группа – сообщение о цикле
рассказов и повестей о «Праведниках».
Рассказы о праведниках «Кадетский монастырь»,
«Несмертельный Голован», «Человек на часах»,
«Инженеры – бессребреники» и другие Н.С. Лесков
считал лучшими из всего им написанного. В 1879 году
в «Еженедельном новом времени» он напечатал
первый рассказ из этого цикла «Однодум».
Рассказу предшествовало предисловие, в котором
автор полемизировал с одним «большим русским
писателем» А.Ф. Писемским.
Писемский, якобы, говорит: «По-вашему, небось, все
надо хороших писать, а я брат, что вижу, то и пишу,
а вижу я одни гадости».
Лесков – Это у Вас болезнь зрения.
Писемский – Может быть, но только что же мне
делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего,
кроме мерзости не вижу.
Лесков – Мною овладело от его слов лютое
беспокойство. Как, – я думал, – неужто в самом
деле ни в моей душе и ни в чьей иной русской душе
не видать ничего, кроме дряни?... Это не только
грустно, но и страшно. Если без трех праведных, по
народному верованию, не стоит ни один город, то
как же устоять целой земле с одной дрянью,
которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
… И пошел я искать праведных, пошел с обетом не
успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое
число трех праведных, без которых мне в том роде,
что праведных людей не видывали, потому что люди
грешные, а так, кое-каких хороших людей знавали. Я
и стал это записывать. Праведны они, – думаю себе
– или не праведны – все это надо собрать и потом
разобрать: «что тут возвышается над чертою
простой нравственности» и потому «свято
Господу».
Незадолго до кончины Лесков напишет: «Сила моего
таланта в положительных типах. Я дал читателю
положительные типы русских людей. Весь мой 2 том
под заглавием «Праведники» представляет
отрадные явления русской жизни. Этому 2-му тому
своих сочинений я придаю наибольшее значение. Он
явно доказывает, был ли я слеп к хорошим и светлым
сторонам русской жизни. Покажите мне у другого
писателя такое обилие положительных русских
типов».
Но как понимал эту «положительность» сам Лесков?
Скажем сразу: «положительность» – не его слово.
Слово Лескова – «праведник».
Вопрос к классу. На основании
прочитанного текста «Очарованный странник»
объясните смысл слова «праведник». (Путь
праведника – это путь человека, который через
свои ошибки, заблуждения, сомнения приходит к
покаянию, к очищению души, к тому, что «свято
Господу» – к храму).
Слабый ученик из 1-ой группы на доске записывает
значение слов: «очарованный», «странник» и
пытается объяснить смысл названия рассказа.
Вопросы к учащимся 1-й группы:
I. Особенности композиции «Очарованного странника».
Реальное время | Воспоминания | Реальное время | Рамочный сюжет |
Сюжет кавказского плена был показан Толстым в «Кавказском пленнике», но у Лескова создается не романтический, а реалистический образ.
– Найдите фольклорные мотивы в обрисовке главного героя в начале повести.
Вспомним описание внешности (явление главного героя). То ли «послушник», то ли «постриженный монах», он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира (1871г.) и в поэме графа А. Толстого «Илья Муромец» (1871г.). Сравнение сразу указывает на необычность этого человека огромного роста». Перед нами именно богатырь, фольклорный герой. Внешне Иван Флягин этому образу вполне соответствует: «эти густые волнистые волосы свинцового цвета» напоминают и о других Муромцах нашей живописи: В.Васнецова, И.Билибина, К.Васильева. Но А.Толстой, обладая безупречным художественным вкусом, из огромного количества былин об Илье Муромце, выбрал сюжет психологический, когда оскорбленный придворным чванством богатырь покидает пир князя Владимира. «Но обнес меня ты чарой в очередь мою… Илья Муромец в поэме А.К. Толстого признается в том, что:
Погулять по свету снова
Без того пора!..
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою…
И у Ильи Муромца, и у Ивана Флягина есть общее:
«Снова веет воли дикой
На него простор».
Эти слова об Илье Муромце часто вспоминаются при чтении рассказа об «искушениях и происшествиях» с нашим «очарованным богатырем», как однажды назвал его автор – повествователь.
Учитель. Иван Северьянович Флягин, от лица которого ведется повествование, испытал на своем веку так много, что этого хватило бы на несколько жизнеописаний. Он пережил крепостное право, солдатчину, скитания по бесконечным дорогам страны, плен, войны, монастырскую службу… Увлекательно проследить его маршруты: от орловских конных заводов через волжские степи до астраханских промыслов, затем от Каспия через Бугские лиманы, мимо Макарьевских ярмарок под Нижним Новгородом к Петербургу, наконец, от Кавказа до Ладоги и монастыря на одном из северных островов. Всю Россию увидел скиталец, овладел массой ремесел, претерпел уйму злоключений. Это подлинная одиссея российского странника, которую можно было бы назвать на древнерусский манер «хождением по мукам», драматическим житием или уподобить странничеству некрасовских мужиков из поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Задание 2-й группе. С чего начинает свой рассказ Иван Флягин?
Почему всем рассказам Флягина о себе предшествует его рассказ о попике – Запивашке и о тех людях, которые «жизни боренье не переносят»?
Анализ эпизода. Философский смысл эпизода?
Человек должен найти дело для себя, но не все люди могут преодолевать борение жизни, многие умеют только существовать – «толцытеся», толпиться.
Сам Флягин с какой жизненной философией живет?
Пересказ эпизода с элементами анализа «Укрощение коня».
Вывод: Итак, жизненная философия одних людей – «толцытеся», существовать, других – необходимость преодолевать препятствия, трудности. Эта философия выражена через слово: «ополчайся», жизнь можно преодолеть, «ополчившись на нее на максимальном пределе, вступив с ней в поединок. Именно такую философию несет в себе главный герой Иван Северьянович Флягин.
Учитель. Анализируя следующие эпизоды, мы увидим, что Флягин несет в себе и принципы «ополчайтеся» (может преодолеть трудности) и может жить по принципу попика– Запивашки – определиться и существовать – «толцытися».
Задание 3-й группе.
В чем причина такого характера?
Работа с текстом: чтение и анализ эпизодов «Флягин
в няньках на берегу лимана», «Флягин в плену».
Какие черты русского национального характера
запечатлены в этих эпизодах? (Противоречие).
На юге приглашают в няньки. «Нет, я к этому
обстоятельству совсем не сроден». Быть при малом
деле, без размаху не хочет – и все-таки
соглашается. На берегу лимана ленив, и ему
кажутся видения: дикие кони – движение, воля,
порыв. Если переворачивается, то видит белый
монастырь и слышит звон. И то, и другое –
отражение его подсознания.
Вопрос: Как в жизни реализуется это
противоречие? (Мать просит отдать дитя и
предлагает деньги… Флягин не отдает, и вдруг
видит барина… Отдает девочку, и сам убегает,
оставив паспорт…)
Почему так поступает? (Желание совершить
поступок с позиции справедливости и желание
сделать добро).
Пересказ – слабый ученик.
Эпизод плена. Как оценивает свою жизнь в плену? (Десять лет были относительно спокойны: ему дали жен, они нарожали детей, было свое хозяйство. Но единственная мысль – о побеге. Существовать вне радости, вне крещеной Руси он не мог. Он все воспринимает как неродное, ненастоящее, даже чувство любви к детям не проснулось.)
Вывод по самостоятельной работе детей 3-й
группы. Сильный ученик должен сделать
примерно такой вывод:
«Через общение Флягина с другими людьми
раскрывается необъятность русского характера:
энергия и лень, доброта и жестокость, стремление
победить в споре – «наперекоре». Флягин может
быть всяким: может проявить доброту и способен
запороть человека. Флягин – человек
многогранный, характер его противоречивый,
потому что это свойственно русскому
национальному характеру.
Учитель: На протяжении всего рассказа читатель может проследить за авторской мыслью – неразрывность русского человека со святой Русью, его духовную связь с Родиной.
Задание для 4-й группы. «И началась моя жизненная драма – комедия».
Вопрос. Как сложилась жизнь Флягина после побега на святой Руси?
Слабый ученик – пересказ эпизода – возвращение к помещику, порка.
Сильный ученик. Конэсэр у князя: эпизоды, связанные с конями, кобылица Дидона, его отношение к лошадям, их очеловечивание.
Сильный ученик. Ответ на вопрос. Какая авторская мысль заложена в эпизодах, рассказывающих о неустроенности Флягина на святой Руси? (Мысль автора – вечное противоречие между бытовой неустроенностью русского человека на Родине и высоким чувством патриотизма, высокой духовностью). Жизнь человека на святой Руси – это вечная драма-комедия.
Учитель. Причину драмо-комедии. Н.С. Лесков видит опять же в русском национальном характере. И мы продолжаем работать над понятием «русский национальный характер».
Продолжается работа 4-й группы.
Вопрос. Вспомните 3 сна Флягина об убитом им монахе. Какой нравственный, философский смысл несут эти сны? Ответ сильного ученика. (С одной стороны – бурная жизнь, с другой стороны возможность жить спокойно, смирение).
Вопрос. Какие черты характера Флягина проявились в эпизоде убийства монаха? Причина страсти-силы в отсутствии духовного, нравственного начала. Флягин не мучается угрызениями совести. Почему? Потому что душевно Флягин не был развит. Молодецкая удаль, сила, размах, слепая сила при отсутствии нравственного начала. Флягин совершает в ранней молодости тяжкий проступок – глумится над старым и убогим монахом и доводит его до гибели.
Учитель. Когда пробуждается душа Флягина, когда заявляет о себе его нравственное начало?
Задание для 5-й группы. История трагической любви Флягина к Грушеньке. Работа с текстом.
– Найти детали текста: духовное, поэтическое
отношение к Грушеньке (Флягин чувствует
музыку, видит Грушеньку и сравнивает ее со змеей).
– С каким чувством бросает деньги к ее ногам?
– Как князь отнесся к этому поступку?
– Трагическая гибель Грушеньки.
Вывод учащихся 5-й группы (сильный ученик). В любви к Грушеньке Флягин просыпается нравственно: его нравственность поднимается до альтруизма. Он служит Грушеньке до последнего дня, так как понимает: Грушеньке дорог князь так, как ему дорога Грушенька. Именно со встречи с Грушенькой пробуждается его душа. Теперь он считает себя грешником.
Учитель. Лесковский странник – «красоты любитель», художественно, артистично воспринимает жизнь, сознательно ищет восхищения и потрясения прекрасным. Флягин – очаровательный странник. Что же очаровывает его?
- Прежде всего природа. В курских землях он любуется «претеплейшей» и «премягкой» темной ночью: «По небу звезды, как лампады, навешены, а понизу темнота такая густая, что в ней кто-то тебя шарит и трогает». Даже в жестоком плену он способен наслаждаться бескрайним простором степи, где «ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется».
- Флягина восхищает всякая живность. Таково его увлечение хохлатыми голубями. Какие нежные слова он находит для их обрисовки?. (Он с умилением наблюдает, как эти голуби целуются, как пошли у них маленькие голубяточки». Особое пристрастие испытывает Флягин к лошадям. «Я в лошади красоту понимаю». Поэтому так непосредственно любуется Флягин «дивной» невысокой кобылицей, оттого так очарован «дивной красавицей» кобылицей Дидоной.)
- Высшее «природы совершенство» Флягин видит в человеке, особенно в женщине. Оказывается, высшее очарование в любви, в восторге перед неповторимым человеческим характером.
А потом будет в жизни странника очарование тишиной монастырской жизни, особая «отрада упования».
Работа со всем классом.
Путь Флягина к храму.
Вопрос. Как оказался Флягин в монастыре? Как сам герой это объясняет?
Вопрос. Каково отношение главного героя к вопросам веры и как относится автор к религиозным воззрениям своего героя?
Учитель. В начале урока мы говорили о
смысле названия рассказа. Попытаемся на
основании анализа текста расширить смысл
названия «Очарованного странника».
Заранее подготовленный ответ сильного ученика
должен быть примерно таким: по-разному относятся
исследователи образа Флягина к его
очарованности, различая в ней две составляющие:
душевную, небесную и телесную, земную.
«Божественная душа человека прикована злом к
земному миру, к грешному телу, вследствие этого
она очарована. Она может быть спасена, если
только снова найдет дорогу на свою небесную
родину. Однако этот путь идет через все земные
страдания». Расколдовывание – это душевное
очищение человека. Через образ Флягина –
богатыря в рясе – Лесков стремится показать
извечную и противоречивую борьбу христианского
и языческого начал в человеке до последнего дня,
в конце которой телесная мощь становится на
службу мощи духовной, православной.
Учитель. Обратимся к последним страницам повести (чтение со слов «Вот меня и отпустили, и я теперь на богомолении в Соловки к Зосиме и Савватию благословился…»
Вывод: Как только услышал Флягин голос свыше «Ополчайся!», так пришла к нему жажда воевать за свой народ, чтобы по-богатырски защитить его от врага. «Мне за народ очень помереть хочется», – признается герой, завершая свою исповедь, похожую на повествование сказителя. Так приходит к Флягину идея героического самопожертвования, и образ его достигает эпического величия. Так рассказ «Очарованный странник» становится произведением не только о судьбе личности, но и судьбе Отечества.
Тезисы к конспекту урока «Иван Северьянович Флягин – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое».
Главный герой рассказа Н.С.Лескова
«Очарованный странник» Иван Северьянович
Флягин, прошедший через испытания, много раз
находившийся на краю гибели, символизирует
физическую и душевную стойкость русского народа,
развитие его самосознания. В его образе автор
раскрыл особенности русского национального
характера, а именно-противоречивость.
В лице Флягина – богатыря в рясе – Лесков
стремится показать извечную и противоречивую
борьбу христианского и языческого начал в
человеке до последнего дня, в конце которой
телесная мощь становится на службу мощи
духовной, православной.