Цель: показать своеобразие поэтического мира А.Фета; особенности музыкально-эстетической речи; обучать анализу лирического текста; воспитывать интерес к русской литературе.
Задачи:
Учащиеся должны знать:
- Основные биографические факты жизни А.Фета.
- Наизусть стихотворения А.Фета.
- Схему анализа лирического произведения.
- Основные средства художественной выразительности языка.
Учащиеся должны уметь:
- Использовать биографические факты при анализе стихотворения.
- Выразительно читать стихотворения.
- Применять на практике схему анализа лирического стихотворения.
- Находить в тексте средство художественной выразительности языка.
- Делать выводы и обобщения.
Предварительные задания: учащиеся получили индивидуальные задания: а) подготовить выступление от лица: историка, литературоведа, Т.А.Кузьминской; б) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Фета из сборника «Вечерние огни».
Оборудование: Портреты Фета, его жены, Т.А.Кузьминской; грамзаписи романсов; карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Эпиграф к уроку.
Поэзия и музыка не только родственны, но неразделимы. Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно – в сущности – музыкальные произведения-песни.
А.Фет.
2. Работа над темой урока
Звучит запись романса Булахова «Не пробуждай воспоминания» в исполнении И.Козловского.
Слово учителя: Сообщение темы и цели урока.
В 1883-1891 годах А.Фетом были изданы сборники «Вечерние огни», в разделе «Мелодия» было опубликовано стихотворение «Сияла ночь…». Обратимся к истории создания этого стихотворения. Послушаем Т.А.Кузьминскую, родственницу Л.Н.Толстого (звучит музыка Мендельсона)
Кузьминская Т.А. (ученица, выступающая в её роли): «Как сейчас помню, я пела цыганский романс «Скажи зачем», и вдруг слышу втору мужского голоса – это был Дмитрий Алексеевич. Прерывать пение было и жалко и неловко (…) Окончив его, я думала больше не петь и уйти, но было невозможно, так как все настойчиво просили продолжить. Мне было страшно петь при таком большом обществе. Я избегала этого. При том же я боялась критики Фета ‹…›.
Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытала это. По мере того, как я пела, голос мой по обыкновению, креп, страх пропадал, и я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета. ‹…›.
Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала, с большими открытыми окнами в сад, освещенный полной луной, располагала к пению. В зале стоял второй рояль. За чаем зашел разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует также сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении ‹…›.
Мария Петровна суетливо подходила ко многим из нас и говорила:
Вы увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету, он что-нибудь да напишет в эту ночь….
Историк: Встреча, о которой рассказывает Татьяна Андреевна, состоялась в 1866 году. Впервые она увидела Фета у себя дома, когда ей было 15-16 лет. Он приехал вместе со Л.Н.Толстым. Татьяна Андреевна в одном из писем вспоминала о первом впечатлении от Фета: «Он обедал у нас и поразил нас своим живым юмором, веселым остроумием и своими оригинальными суждениями. Обед был оживленный. Лев Николаевич видимо был доволен. Он как бы подносил нам Фета на блюде».
Потом были встречи еще – уже со взрослой женщиной. Встречи для Фета очень памятные.
Т.А.Кузьминская: « Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы сидели за чайным, круглым столом вошел Фет и за ним Мария Петровна с сияющей улыбкой. Они ночевали у нас. Афанасий Афанасьевич, поздоровавшись со старшими, подошел молча ко мне и положил около моей чашки исписанный листок бумаги, даже не белой, а как бы клочок серой бумаги.
- Афанасий Афанасьевич прочтите мне ваши стихи – вы так хорошо читаете,- сказала я, поблагодарив его.
Чтение стихотворения «Сияла ночь…».
Историк: - Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» написано не в 1866 году, как вспоминает Т.А.Кузьминская, а 2 августа 1877 года, спустя 10 лет после памятного вечера, и прислано Л.Н.Толстому в письме 3 августа.
Литературовед: В воспоминаниях Т.А.Кузьминской есть неточности, мелкие ошибки памяти. Но главное в нем – правда. Многое из рассказанного Кузьминской нашло прямое отражение в стихотворении.
Однако стихотворение Фета не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Берс (впоследствии по мужу Кузьминская), а о высокой человеческой любви.
Как всякая истинная поэзия, поэзия Фета обобщает, и возвышает, и уводит во всеобщее – в большой человеческий мир.
В стихотворении две основные темы - любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета. В лирической пьесе «Сияла ночь…» эти темы слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение - о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.
Учитель: А теперь проведем небольшое исследование.
Вопросы и задания
Вопросы выявления восприятия:
- О чем это стихотворение?
-Какие картины вы видите, читая это стихотворение? Какие образы возникают? (Отвечают исследователи).
- На какие смысловые части делиться это стихотворение?
Работа по группам
Вопросы и задания 1 группе
Работа над первой смысловой частью
1. Выпишите глаголы из первой части. В форме какого времени они употребляются? Почему?
2. Выпишите имена существительные из 1 части. Какую роль имеет обилие имен существительных?
3. Почему в 1 части стихотворения нет имен прилагательных?
4. Найдите метафору в 1 строфе? Какую роль она выполняет?
5. Почему слово лежали на 1 строке, а остальные предложения на 2 строке? Какое смысловое значение имеет такое построение произведения?
6. Понаблюдаем над синтаксисом 1 части. Какие предложения использует автор? Почему?
7. Какие чувства возникают при чтении лунного пейзажа?
8. Какие звуки вы слышите, читая 1 часть?
9. Каково настроение лирического героя?
Вопросы и задания для 2 группы
1. Как меняется настроение лирического героя во 2 части стихотворения?
2. Выпишите глаголы из 2 части стихотворения. В какой форме они употребляются? Почему?
3. Выпишите имена существительные из 2 части. Какую роль имена существительных во 2 –ой части?
4. Найдите определения во 2 части. Какую роль они выполняют?
5. Сравните наличие определений в 1 части и во 2. Почему в 1 части определения отсутствуют?
6. Какое значение имеет повторение последнего стиха в 1 и во 2 частях?
7. О каких встречах идет речь в стихотворении? Что положено в основу стихотворения.
8. Понаблюдайте над синтаксисом 2 части.
9. Какие звуки слышны во 2 части стихотворения? Какой фон они создают?
Затем группы обмениваются своими записями и заданиями, каждый что-то добавляет свое. Затем команды получают свой первоначальный вариант. Представители групп делают сообщения.
Сообщение 1 группы исследователей.
Сообщение 2 группы исследователей
Вопросы выявления восприятия:
- Как меняется настроение лирического субъекта? Что нового в нем появляется?
- Какие чувства лирического субъекта хотел показать автор?
Литературовед: «Сияла ночь…» написано шестистопным ямбом. Размер помогает здесь создать не только общий музыкальный тон, но и очень гибкую, с живыми переходами и движением свободную речь, свободное повествование.
Произведение это и очень живописное, и очень музыкальное. Оно у Фета тесно связано с другими. Музыкальность образа помогает ему быть живописным.
К кому относятся заключительные слова стихотворения? К отдельному человеку? К женщине? Но такое понимание было бы неполным – и, значит, не совсем верным. У Фета существуют воедино и «рыдающие звуки», и любовь, и женщина. Все это – явление прекрасного. Веровать в это прекрасное, любимое прекрасное – высокое счастье поэта и его высшая цель.
Стихотворение «Сияла ночь…» своими существенными чертами напоминает стихотворение Пушкина. Можно даже сказать построено как стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Это факт чрезвычайно интересный.
Воспоминания Кузьминской:
- Пение продолжалось. Больше всего понравился романс Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «К ней» - тоже Глинки на темп мазурки. Обыкновенно этот романс аккомпанировал мне Лев Николаевич и замечательно хорошо. Он говорил: «В этом романсе и грация, и страсть. Глинка написал его, бывши навеселе. Ты хорошо поешь его» Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».
Историк:
Сходство носит не только общий характер – сходны даже сюжетные повторы…. В стихотворении Пушкина две основные части: о том, что было при первой встрече с героиней и что - при второй. У Фета тоже говорится о двух встречах, хотя вторая не обязательно была реальной, а могла быть живым и сильным воспоминанием. Одинаково говорится в обоих стихотворениях и том, что было между встречами, как и что чувствовал поэт. Это были дни одиночества и тоски.
Литературовед:
У Пушкина:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои.
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
У Фета:
И много лет прошло
томительных и скучных.
Близость в композиционном решении темы очевидна. И она выявляется не в одном только этом стихотворении Фета. Кажется, что Фет в последний период творчества все больше обращается к Пушкину в своем художественном сознании.
Искусствовед: Стихотворение А.А.Фета «Сияла ночь…» было положено на музыку.
Учащиеся читают стихи Фета из сборника «Вечерние огни».
Слово учителя:
Все это прекрасные стихотворения. Когда Фет создавал их, он был уже в преклонных годах. А стихи, все без исключения – мелодии. В них ощущается свежесть чувства. Они тем и хороши, что от них веет молодостью и свежестью. Как у Фета это получалось? Его однажды спросили об этом. Он ответил, что пишет о любви по памяти. В ответе Фета заключен глубокий смысл. В нем не только указание на то, откуда брался материал для его поздней любовной лирики, но и глубокая мысль о природе поэзии. Поэзия и память – внутренне близки, родственные понятия. В человеческой памяти есть все задатки поэтического. Поэт – это тот, кто способен живо помнить и словом оживляет свои воспоминания. Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей, значительные для него события, чувствования. Фет был именно таким. И поэтому он был поэтом.
3. Итоги урока
4. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение (по выбору учащегося); самостоятельно проанализировать стихотворение из сборника «Вечерние огни» (по выбору учащегося); создать мини-сочинение (можно устно): «Традиции русской литературы в лирике Фета», «Тема любви и музыки в лирике Фета», «Что мне больше всего понравилось (запомнилось) в лирике Фета».
Все задания учащимся даются на выбор.
Список использованной литературы
1. Т.А.Кузьминская. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. М., «Правда», 1986.
2. Е.А.Маймин. А.А.Фет. М., Просвещение, 1989.
3. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения. М., АСТ Олимп. 1997.
4. Методические рекомендации к уроку с курсов ТОИУУ.