Цель урока
Выяснение идейного содержания очерка
Формирование навыков анализа текста литературного произведения
Содержание урока
1. Чтение уч-ся 1абзаца 1 главы очерка
2. Вступительное слово учителя
Интерес к женскому характеру и его взаимодействию со средой объясняется у Лескова интересом к личности вообще.
Ему, противнику рационалистического подхода к жизненным явлениям, был особенно дорог стихийный, эмоциональный протест против гнета обстоятельств, не нуждающийся в идеологическом обосновании.
“Леди Макбет нашего уезда” – под этим заглавием очерк напечатан в журнале “Эпоха” №1 в 1865 году. В очерке отразилось одно из орловских впечатлений Н. С. Лескова.
“Раз одному соседу старику, который зажился за 70 годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст черной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч. Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке палач терзал. Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая”. (“Как я учился праздновать”, из детских воспоминаний Н. С. Лескова)
На основе некоторых собственных наблюдений написаны “острожные” главы очерка.
Как сотрудник журнала “Северная пчела” он посещал тюрьмы (статьи: “Страстная суббота в тюрьме”, “За воротами тюрьмы” и др.)
Вывод
Установка на достоверность, непридуманность материала была для Лескова принципиально значимой.
2. Постановка проблемы
С точки зрения критика Вязмитинова, у простого народа не может быть драмы, а есть только уголовные дела, потому что там нет нравственной борьбы.
Ему возражает доктор Розанов, утверждая, что драматическая борьба есть и у необразованных людей. Но у каждого народа она своя, со своим складом. “В простой, несложной жизни, разумеется, борьба проста, и видны только конечные проявления, входящие в область уголовного дела, но это совсем не значит, что в жизни вовсе нет драмы”.
На первый взгляд “Леди Макбет Мценского уезда” является как бы иллюстрацией к высказыванию Вязмитинова.
В самом деле, герои, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело.
Но у Лескова не случайно так неожиданно и многозначаще встретились в заглавии кондовая Россия и Шекспир.
В самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.
3. Сопоставление
Леди Макбет и Екатерина Измайлова
(домашнее задание группе уч-ся дается заранее)
Вывод
В “Леди Макбет Мценского уезда” показана русская драма, созревшая на почве купеческого быта, патриархального, косного, неподвижного.
“Скука”, “тоска” - эти слова повторяются много раз при описании сонного, сытого, изобильного купеческого подворья, создавая ощущение гнета, давящей монотонности, несвободы.
Живая человеческая душа, как бы ни были ничтожны её духовные запросы, не может примириться с мертвым укладом.
4. Работа с текстом
Анализ содержания и составление цитатного плана очерка.
История Екатерины Измайловой. Какой она была до замужества?
А Сергей? Какой он?
“Всем вор взял – что ростом, что лицом, что красотой, какую ты хочешь женщину, сейчас он ее, подлец, улестит, и улестит и до греха доведет!”
И вот вспыхнула любовь-страсть, которая становится единственным содержанием жизни.
И личная свобода становится свободой от нравственности
“Но не вся дорога идет скатертью, бывают и перебоинки”
Чтение фрагментов текста
Гл. 5 “Поел Борис Тимофеевич на ночь грибков с кашицей…”
Гл. 7 Разговор с Сергеем “Я с тобой, друг мой сердечный, живая не расстанусь”
Гл.8 “Ну вот, ты теперь и купец!”
Гл.11 “Младенец лежал повержен на ложе, а они вдвоем душили его”
Гл. 13 “Штемпелеванный дружок Катерины Львовны стал до неё очень неласков”
“Как мы с тобой погуливали, осенние долгие ночи просиживали, лютой смертью людей с бела света спроваживали…”
Гл.15 “Прокляни день твоего рождения и умри”
5. Вспомните еще одну героиню литературного произведения, которая принадлежит тому же социально-бытовому укладу и которая также вступает с ним в непримиримый конфликт.
Сопоставьте характеры Катерины Кабановой и Екатерины Измайловой (Домашнее задание группе уч-ся дается заранее)
Вывод
Сильный женский характер у Лескова ни в коей мере не является “лучом света в темном царстве” и его художественное воплощение могло бы удовлетворить Д. Писарева, в свое время выступившего с резкой критикой “Грозы” в статье “Мотивы русской драмы”. По его мнению, от мрака и невежества не может родиться ничего светлого.
В. Кулешов утверждает: “Одним из блистательнейших произведений Лескова по праву считается “Леди Макбет Мценского уезда”. Захватывающе интересен её сюжет.
Но нет нужды подгонять её под Катерину из “Грозы” Островского”.
Коварная мценская купчиха не только борется за право любить того, кто ей нравится, но и вся - плоть от плоти “темного царства”, смесь праведницы и грешницы. Это не жалостливая повесть о напрасно загубленной жизни. Перед нами дикий разгул страсти, устраняющий с пути все препятствия.
И Зиновий Борисыч, муж, задушен, и Борис Тимофеич, свекор, грибками с кашицей отравлен, и маленький Федя убран с пути, чтоб не делить наследства, и Сонетку-разлучницу Екатерина за собой на дно потащила с арестантской баржи.
Нет, слишком было бы несправедливо выравнивать этот зловещий, необузданный характер даже по мерке Настасьи Филипповны из Достоевского.
6. Подведение итогов урока
“Леди Макбет Мценского уезда” – уголовное дело или нравственная драма?