Конспект урока по литературе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить с любовной лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  • Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

Любви все возрасты покорны,
Её порывы благотворны:

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Есть классический образ, применяемый к А.С.Пушкину - "солнце русской поэзии". Что же движет Солнце?

"Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны:" - утверждает поэт. Любовь - вот, что движет Солнце.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, вдохновляя его на прекрасные невероятные поступки, пробуждая его самые лучшие стремления, будоража его творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры:

Беседа с учащимися:

Все богатство натуры поэта нашло отражение в любовной лирике.

Прочитайте ваши любимые стихи Пушкина о любви и дайте небольшой комментарий.

Каким вы увидели Пушкина в любви?

Любовь для Пушкина - предмет высокой лирики, неотъемлемая часть жизни. И поэт в ней, как и в дружбе, удивительно щедрый.

Анализ стихотворения "На холмах Грузии лежит ночная мгла"

Тема любви раскрывается в лирике Пушкина просто и глубоко, непосредственно и тепло. Н.В.Гоголь писал о лирике А.С.Пушкина: "Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто: все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается н вдруг; все лаконизм каким всегда бывает истинная поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт:"

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений: "На холмах Грузии лежит ночная мгла" (1829год).

(Чтение стихотворения)

Какое чувство осталось после прочтения?

(индивидуальное сообщение об истории создания стихотворения).

Как вы думаете, почему Пушкин переадресовал стихотворение Наталии Николаевне?

Вернемся к словам Гоголя. Можно ли утверждать, они применимы к этому стихотворению? Как понимаете слова "нет наружного блеска"?

Все слова просты, но они складываются в единый музыкальный образ грусти, "светлой печали". Почему печаль у Пушкина "светла"?

Как соотносятся картины природы и душевное состояние лирического героя?

Почему сердце лирического героя "не любить не может"?

Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Н.В.Гоголя?

Стихотворение волнует нас не словесной красивостью, не витиеватостью фраз, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. П.И Чайковский говорил об этом произведении ":в самом стихе:есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка

Содружество музыки и поэзии

Сам Пушкин считал: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь - мелодия." Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая поэтом, нашла отражение в музыке.

Какие музыкальные произведения на стихи А.С. Пушкина вам известны?

Сообщения учащихся об адресатах любовной лирики А.С.Пушкина

:Женщинам Пушкин нравился; он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиною или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Должно заметить, что редко можно встретить человека, который бы объяснялся так вяло и так несносно, как Пушкин, когда предмет разговора не занимал его. Но он становился блестяще красноречив, когда дело шло о чём-либо близком его душе. Тогда-то он являлся поэтом:

Кому же посвящал свои стихи Пушкин?

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы, в часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал:

(Сообщения учеников, сопровождаемые слайдами презентации)

Приложение.

Дополнительный материал:

(Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень  юной, очаровательной женщиной. Его воображение   поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже "Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В  течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение "Я помню чудное мгновенье... 

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь  Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери...   В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел  Михаил Иванович Глинка. В продолжение  вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у  нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

Викторина

Ответьте на вопросы:

1. Где и когда А.С. Пушкин впервые встретил А.П. Керн?

2. Кому посвятил поэт стихи "Талисман", "Сожженное письмо", "Храни меня мой талисман"?

3. Назовите адресата стихотворения А.С. Пушкина "Я вас любил:"(1829г.)?

4. К кому обращено стихотворение Пушкина, написанное в 1826 году в Михайловском? Как оно называется?

Алина! Сжальтесь надо мною,
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!..

5. Кто является автором музыки к романсу на стихи А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье"?

Заключительное слово

Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. В отличии от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно подобно буре захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя его "страстям мятежным". Поэт не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но любовь для Пушкина - это не "донжуанский список", не дневник его любовных побед и поражений, а предмет высокой поэзии. В стихах поэта запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.