Конспект урока по теме "Значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль""

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Класс: 8

Ключевые слова: семейные ценности, Д.И.Фонвизин «Недоросль»


Произведение «Недоросль» Д.И.Фонвизина - благодатная почва для формирования личной позиции школьника о семье, семейных ценностях. Чтобы «раскрыть» произведение мной были сформированы цели урока: определить значение понятий «семья», «семейные ценности», проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей; создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся, способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.

Задачи:

  • определить значение понятий «семья», «семейные ценности», «счастливая семья»;
  • развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  • воспитывать уважительное отношение к родным и близкимУрок был спланирован в форме диспута с элементами исследовательской деятельности по тексту, т.к. урок литературы -это устный предмет, где формируется монологическая речь обучающегося.

Система образования истинного гражданина 18 века была представлена подготовленным заранее учеником. Что показало дальнейший «путь» молодого дворянина к истинному гражданину своей страны.

Обучающимся была предложена таблица, где они должны были соотнести воспитательное воздействие матери на своего ребенка, но обучающиеся встретили несоответствие результатов с действиями матери.

Таким образом возникла проблемная ситуация, которая привела к возникновению вопросов «Почему не удалось Простаковой воспитать своего сына как личность?», «Где была допущена ошибка в воспитании?»

Чтобы найти ответ на возникшие вопросы, обучающиеся работали с текстом по группам. Исследование детей показало, что семья и семейные ценности оказали отрицательное влияние на личность Митрофанушки.

В данном случае групповая работа дала положительный результат, потому что детям внутри группы удавалось между собой обмениваться мнениями, делиться информацией, которая помогла подвести все творческие группы к верному выводу и подтверждение гипотезы о том, что семья и семейные ценности напрямую влияют на воспитание ребенка.

Цель:

  • определить значение понятий «семья», «семейные ценности»;
  • проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей;
  • создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся;
  • способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.

Форма урока: диспут.

Ход урока

1. Организационный момент

На слайде фото людей.

- Ребята, что вы видите на картинке? (семья)

- Как вы определили, что это семья?

- Что называется семьей? (Ответы детей о том, что семья-группа людей, связанная родственными связями)

- Существуют ли какие-то признаки семьи, кроме родственных связей?

Ответы детей (традиции, нравственные ценности, обязанности каждого члена семьи).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем беседовать? (О семье)

- О чем говорит вам эта картина? (Госпожа Простакова ругает Тришку)

- Ребята, а можно ли согласиться с пословицей каковы дерева, таковы и отростки?

- Значит семейные ценности в широком понимании.

2. Определение темы урока

Значит, тема нашего урока «Значение семьи и семейных ценностей в воспитании ребенка».

Перед тем как говорить о значении семьи давайте разберемся, что же такое семейные ценности.

Семейные ценности - это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это - чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это - всё то, что люди переживают вместе внутри дома - радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Нормы и моральные принципы, которым соответствует все общество.

- Уклад семьи, существует из поколения в поколение и соответствующий моральным принципам общества.

- Сейчас мы с вами попытаемся сформулировать гипотезу урока. (дети работают устно).

Гипотеза: семья и семейные ценности напрямую влияют на формирование личности ребенка.

Гипотеза сформирована, наша задача подтвердить или опровергнуть.

- Разберемся, ребята, если ребенок рос в семье, значит он воспитывался, учился от своих близких основным социальным навыкам, помимо этого получал домашнее образование.

Выступает подготовленный ученик «Образование молодого дворянства 18 века».

Дети дворян после домашнего образования обязаны были учиться дальше и осваивали геометрию, тригонометрию, геодезию, мореплавание, архитектуру, навигацию, астрономию, фехтование. Часть из тех, кто заканчивал школы, посылались за границу для совершенствования знаний и службы на военных кораблях.

В 1915 году в Санкт-Петербург были переведены старшие классы школы под названием Морской академии. Всего в Москве и Санкт-Петербурге в этих школах обучалось 800 человек. Это были первые светские школы. Внутренняя жизнь этих школ была встречена населением недоверчиво. Так, даже помещение Сухареву башню - считали жилищем нечистой силы. Несмотря на строгие указы, многие недоросли не являлись в Школу. За неявку в школу могли сослать на галерные работы, били батогами, наказывали денежным штрафом. Бежавших из школы, ловили, брали под караул, порой даже отбирали имение в казну. Кроме того, в каждом классе находился человек, в обязанности которого входило при малейшем беспорядке бил учеников хлыстом, несмотря ни на какие звания, а среди питомцев были дети даже самых знатных семей. Обучение шло на русском языке и по русским учебникам. При обучении грамоте следовали старым порядкам: сначала учили азбуку, потом часослов, псалтырь - на церковнославянском, затем шло чтение гражданской печати. Остальные науки преподавались каждая отдельно.

Главный метод обучения - заучивание наизусть учебников. Тем не менее эти школы имели свои результаты. Из навигаторов выросли адмиралы: Головин, князь Голицын, Калмыков, Лопухин, Шереметьев и др. Из этой же школы вышли первые отечественные инженеры, артиллеристы, топографы, землемеры. Наконец, оттуда вышли и учителя для других школ.

- Как вы думаете, о каком персонаже комедии сегодня пойдет речь? (Митрофанушке)

Мы с вами знаем, что Митрофан еще нигде не учился, он получал только домашнее образование. Науке его обучали наемные учителя, а образу мыслей и поведению - семья.

- Какая это семья? Перечислите членов семьи Митрофана? (Госпожа Простакова, Еремеевна, Простаков, Скотинин)

Кто главный в этой семье? (Г-жа Простакова)

Каковы цели Г-жи Простаковой? (Счастье ее сына).

Ребята, какова цель МАТЕРИ как члена семьи?

- Назовите результат действий матери по отношению к своему ребенку:

Забота о ребенке (еда, теплая и чистая одежда)

Здоровый и сильный ребенок

Контроль утомляемости

Ощущение защиты, уверенность в себе

Забота о будущем ребенка

Успех в будущей карьере, успех во всем

Ограждение от внешних тревог

Спокойствие, уверенность в себе

Ребята, мы с вами видим, что Митрофан вырос совершенно не тем, каким должен быть. Почему?

Групповая работа

  1. Группа (Общение с членами семьи).
  2. Группа (Отношение к другим).
  3. Группа (Будущее Митрофана на ваш взгляд).

Ответы 1 группы

Отец. Робкий, безвольный, слабохарактерный, ограниченный человек.

Мать. Грубая, необразованная, трусливая, жестокая крепостница. Любит только сынка.

Дядя. Невежественный, ограниченный, интересы - скот. Скотинины и воспитывались в невежестве.

Митрофан берет пример со своей матери невежественный, эгоистичный, проявляет только признаки биологического существа.

Ответы 2 группы

Хитрый, увертливый, жестокий, никого не любит, избалован. Отношение ко всем расчетливое. Удовлетворяет потребности в еде, удобстве, не хочет себя утруждать себя ни в чем.

Ответ 3 группы

Направлен на службу в мелком чине. Служить не хочет, потому что не умеет, бесполезный человек, он становится забитым, а потом выплёскивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он ещё хуже матери и не хочет меняться.

Вывод о проделанной работе.

- Почему Митрофан не будет успешен?

- Почему можно Митрофана назвать нравственным калекой?

Вывод совместный детей и учителя:

  1. Причина в воспитании. Митрофана воспитывали в семье себе подобным, не воспитывали в нём потребности приносить пользу, трудиться, т.к. сами родители были воспитаны людьми невежественными, без принципов, без совести. Жили за счёт других. И Митрофанушка вырос таким же, даже ещё хуже. Он никого не любит, даже свою мать, предаёт её.
  2. Он сам не хотел изменить себя, его всё устраивало. В нём нет ни одного качества гражданина. Которого пыталась воспитать в нем мать Г-жа Простакова.

Возвращаемся к гипотезе нашего урока.

Гипотеза: семья и семейные ценности напрямую влияют на формирование личности ребенка.

Наша гипотеза подтвердилась или опроверглась?

Да, подтвердилась. Семья и семейные ценности напрямую влияют на формирование личности ребенка.

Каковы родители, таковыми и будут воспитаны дети. Пример Митрофанушки мы должны запомнить, слепая материнская любовь может искалечить ребенка, сделать его нравственным уродом, бесполезным человеком для общества.