Цели урока:
- открыть учащимся своеобразие Н.В. Гоголя как писателя;
- показать художественные особенности поэмы и мастерство Н.В. Гоголя (через детали – к идейному содержанию произведения);
- формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы;
- воспитание любви к родному слову, отечественной литературе.
Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою -
не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
Ю. Левитанский
1. Вступительное слово учителя
- Сегодняшний урок не случайно хочется начать со слов Ю. Левитанского. Почему? (ответы учеников)
- Думаю, что эти слова уместны перед изучением каждого произведения, представленного авторами учебника, особенно это касается произведений далекого 19 века. Это бесценный опыт прошедших поколений, человеческих взаимоотношений, культуры. Мы должны на этом учиться.
По традиции обращаемся к толковому словарю С.И. Ожегову
Начало –
1. первый момент какого-нибудь действия, явления.
2. исходная точка.
3. основные положения, принципы.
-Исходя из толкования такого понятного и широкоупотребляемого слова, еще раз убеждаемся в важной роли начала произведения.
Начало произведения. Именно ему отдается ведущая функция и ответственность за интерес к произведению и дальнейшую интригу сюжета. Не так ли?
- Попробуем и мы разобраться, каково значение первых строк поэмы
Н. В. Гоголя «Мертвые души».
- На уроке перед нами стоит непростая задача – проанализировать не только смысловой аспект, но художественные особенности языка представленного отрывка.
2. Выразительное чтение учителем или учеником:
Том первый
Глава первая
В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. "Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.
Когда экипаж въехал на двор, господин был встречен трактирным слугою, или половым, как их называют в русских трактирах, живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо. Он выбежал проворно, с салфеткой в руке, - весь длинный и в длинном демикотонном сюртуке со спинкою чуть не на самом затылке, встряхнул волосами и повел проворно господина вверх по всей деревянной галерее показывать ниспосланный ему богом покой. Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать обо всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и баранками. В одной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
3. Наблюдение над текстом:
- Писатель видел смысл собственного служения Росси в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».
Гоголь возлагает на себя труд словом разбудить «мертвых обитателей», чья жизнь проходит в «усыплении», встряхнуть их, чтобы содрогнулись их сердца, чтоб залились они живительными слезами…
Наше знакомство с Чичиковым происходит в губернском городе NN. Тихо и незаметно его бричка на мягких рессорах подкатила к воротам гостиницы.
- Найдите, как встретил город приезд Чичикова? (Ответы ребят)
(Приезд Чичикова не вызвал в городе никакого шума и даже никем не был замечен)
- Какая часть речи указывает на отношение жителей города NN к приезду господина? (Ответы ребят)
(отрицательные местоимения никакого, ничем)
- Думаю, эти слова являются ключевыми для понимания и дальнейшего знакомства с главным героем поэмы. Для нас он пока господин, приехавший в губернский город.
- Понаблюдайте над художественными особенностями портрета этого господина. (Ответы ребят)
(В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод).
Ничего выдающегося, примечательного в нем нет, он никакой.
- Какой деталью подчеркивает Гоголь безразличие к приезду некоего господина? (Ответы ребят)
(Гоголь подчеркивает это беседой двух мужиков, стоявших у дверей кабака против гостиницы.)
- Не обратив ни малейшего внимания на Чичикова, на чем сосредоточились мужики? (Ответы ребят)
(Они сосредоточили свой интерес на колесе брички: доедет или не доедет оно, случись нужда до Москвы или до Казани?)
- Случайно ли столь частое употребление слов « доедет, не доедет"?
(…Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет", - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет")
- Не кажется ли вам, что при частом повторении слов « доедет, не доедет", - это очень созвучно со словом «надоело…»
- Каково значение, на ваш взгляд, этого диалога в самом начале?
(Ответы ребят)
(До приезжего никому нет дела. В разговоре есть кое-что интересное. Доедет ли колесо до Казани? Не доедет, рассуждает один из них, а вот до Москвы, пожалуй, доедет. Стало быть, губернский город NN расположен где-то недалеко от Москвы. Но самое интересное, экипаж Чичикова еще только въезжает в город, а прозорливые мужики уже толкуют, далеко ли отсюда уедет)
- Глубокомысленный разговор двух мужиков создает в самом начале поэмы определенную эмоциональную атмосферу. А именно, истории, которые будут здесь рассказаны, очень будничны. Такая заурядная жизнь была характерна для многих провинциальных уездных городов.
Попробуем найти доказательства этого в тексте.
- Обратите внимание на лица персонажей, встречающих Чичикова.
(1).…только два русские мужика;
2). Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой…
3).…В одной из этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою.)
(Ответы ребят)
- Город как будто неживой, лица отсутствуют, их нет, только намек или сравнение с предметами. Некое обезличивание уже в самом начале. Позволю себе заметить, жители никакие, помните, это местоимение уже встречалось нам в тексте, а отсутствие портретных зарисовок лишь подтверждение этому.
Действительность губернского города призрачна, как призрачны люди, его населяющие, от высокопоставленных чиновников – отцов города – до безвестного пошлого франта, попавшегося навстречу экипажу Чичикова у самой гостиницы.
Вот он остановился, «молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом».
- Попробуйте определить характер через детали портрета? (Ответы ребят)
(Мы не знаем его имени. Он не проронил ни слова. Но характер этого молодого человека, пустого и пошлого, весь перед нами. Первый встретившийся Чичикову при въезде в город человек оказывается как бы его визитной карточкой и вместе с тем его символом, его сутью)
- Обратите внимание, сколько раз встречается слово покой? 4 раза. Что это? У Гоголя – мастера русского языка, не может быть неоправданных повторов, значит, и эти не случайны? О каком покое говорится?
Вновь выручает нас толковый словарь:
Покои - внутренние помещения комнаты
Покой –
1. состояние тишины, отдыха.
2. состояние неподвижности, отсутствие движения.
И вот, что еще интересно, покойник – однокоренное слово – мертвый человек.
Покой царит в городе, людей особо ничего не интересует, в общем, они - мертвые души…
Наряду с мертвыми душами есть ли живые?
Именно при внимательном прочтении чувствуется интрига. При всем убеждении читателя в том, что город никакой и люди в нем никакие, тут же в подтексте чувствуется ироническая усмешка Гоголя в адрес «поверхностного» читателя, который ждет таинственного, интригующего начала: а кто знает, может быть, в самом деле, неслыханные события развернутся на страницах этого сочинения. И не окажется ли незаметный господин, сидевший в бричке, человеком, который вскоре взбудоражит весь губернский город?..
4. Итог урока
Вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Сможете ли вы теперь объяснить смысл этих слов? (Ответы ребят)
- Я думаю, что весь ход нашего урока убедил в справедливости этого высказывания.
Чтение эпиграфа.
- Н.В. Гоголь действительно мастер художественного слова, который так умело и точно подбирает каждое слово. Иногда мелкая деталь красноречивее пространного описания или развернутой характеристики. Именно такая манера и заставляет вдумчиво читать и размышлять над страницами Н. В. Гоголя.
Домашнее задание:
- Каков, на ваш взгляд, смысл заглавия?
- Кого Н.В. Гоголь считает мертвыми, а кого живыми душами?
- Найдите в описаниях помещиков, чиновников, крестьян детали, характеризующие эти души как мертвые.