Конспект урока по литературе на тему "От метафоры к символу ХХ в." (по произведению А.Грина "Алые паруса")

Разделы: Литература


Оборудование: слайдовая презентация, книжная выставка произведений А. Грина.

Оформление: в левой стороне доски в центре расположена иллюстрация корабля с алыми парусами, по кругу от рисунка расположены пронумерованные сектора, на которые разделено пространство доски.

Цели урока: познакомить учащихся с произведением А.Грина „Алые паруса” развивать устную речь формирование целостного представления о произведении

Тип урока: комбинированный, интегрированный

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по замечательной стране, которую нельзя найти ни на одной географической карте. Но тем не менее, она существует и называется (слайд 1).
Учитель: Нам предстоит совершить увлекательное исследование. (Презентация. Cлайд 2)
Учитель: Каждый исследователь ставит перед собой определенную цель. Такую цель поставим и мы перед собой. (Cлайд 3)
Учитель: Проведем словарную работу, определим значение слов метафора и символ. (Слайд 4)
Учитель: Обратимся к левой части доски, здесь мы видим рисунок и пронумерованные сектора. Давайте попробуем выстроить ассоциативный ряд, связанный с образом алого паруса.

Учитель записывает называемые детьми ассоциации.

Сектор 1 – игрушка
Сектор 2 – предсказание Эгля
Сектор 3 – город
Сектор 4 – цвет
Сектор 5 – парус
Сектор 6 – море
Сектор 7 – Грей
Сектор 8 – Ассоль

Учитель: Предлагается работа в группах . Первая группа ребят работает по теме: „Игрушки”

Группа 1.

1) Что мы узнали о роли игрушек в жизни главных героев повести?
2) Какова судьба игрушек в повести?
3) Как относятся дети к игрушкам и играм?
4) Какова судьба игрушек в современном мире?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист в тетрадях и на доске в секторе.

(Лонгрен мастерит игрушки на продажу, чтобы прокормить семью. Для Ассоль это развлечение и первые фантастические лекции о жизни. Но игрушки Лонгрена не покупают, потому что их затмили модные заграничные и механические игрушки. Дети в играх только подражают теперь тому, что делают взрослые. В наше время на смену механическим игрушкам пришли компьютерные игры, порой подменяя реальность виртуальной действительностью.)

Учитель: Вторая группа работает по теме: „Предсказания Эгля”

Группа 2.

1) Кто такой Эгль?
2) Какова его роль в произведении?
3) Какую роль сыграл этот герой в жизни главной героини?
4) Что говорит о городе и его жителях?
5) Как можно охарактеризовать современную песенную культуру.
6) О какой традиции, используемой автором, можно говорить в этом эпизоде текста?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске.

(Эгль сказочник и собиратель сказок. Именно он предсказывает Ассоль о появлении в ее жизни принца, который увезет ее на корабле с алыми парусами. По словам Эгля, в настоящей жизни люди уже не рассказывают сказки и не поют песен, а на смену им пришли истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества . На смену сказке и песне приходят анекдот и частушка. Следует отметить фольклорную традицию: мотив появления прекрасного принца, который увозит главную героиню в сказочную страну. Автор использует традиции народной сказки.)

Учитель. Третья группа работает по теме: „Город ”

Группа 3

1) Как называется город, в котором живут герои? (Cлайд 5)
2) Что мы узнали о нравах этого города?
3) Что можно сказать об отношениях между жителями города?
4) Каковы жизненные ценности обитателей города?
5) Отношения к главной героине?
6) Какие традиции можно определить в этом эпизоде?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске.

(Жители ненавидят людей, не похожих на них. Они не могли простить Лонгрену смерти Меннерса, потому, что он выступил в роли судьи; дети по примеру взрослых вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего внимания и дразнили девочку, бросали в нее комья грязи; история об алом парусе, услышанная нищим и рассказанная им в трактире, вызвала злость . жители города стали называть корабль с красными парусами и история стала обычной сплетней. Они не умеют по-настоящему любить, ухаживания сравниваются писателем с бесхитростной простотой рева. Со злобой и страхом встречают корабль с алыми парусами. В эпизоде, связанном с описанием города, определяется библейская традиция.)

Учитель: Демонстрация слайда 6. Затем учащимся предлагается диаграмма. (Cлайд 7)

Учитель. Затем заслушиваются информация о цветовой символике в произведении Грина.

В произведении можно выделить пять основных цветов: алый, белый, синий, черный, золотой. У прилагательного алый можно выделить синонимы (обратиться к главе „Боевые приготовления”) и антонимы (красный – кровавый, недобрый: изображение стекол в Каперне, красный парус для жильцов этого города). В произведении много белого цвета. Ему противопоставлен черный цвет. Если белый символизирует свет, то черный – печаль, зло. (Белый корабль – черная игрушка Лонгрена, черный человек на базаре ) Золотой цвет солнца. Золотой и желтый в произведении антонимы. Желтый цвет ассоциируется с чем-то фальшивым. (Золотое кольцо Грэя – пожелтевшая скатерть Миннерса) С синим цветом ассоциируется символ неба, моря. Серый цвет – цвет благородства, зеленый –символ жизни, голубой – символ свободы, оранжевый– символ солнца и радости, розовый – цвет мечты . Использование цветовой символики позволяет автору более зримо раскрыть характер и внутренний мир его героев. (Учащиеся записывают кратко основные положения о цветовой символике)

Учитель: Обратимся к образу паруса. (Слайд 8)

1) Кто из героев связан с образом паруса?
2) Какую роль играют в их жизни?
3) Как вы думаете, что символом чего могут быть алые паруса?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске. (Образ паруса связан с образом Лонгрена, Ассоль, Грэя. В жизни Лонгрена это работа и жизнь, для Ассоль это вначале игрушка, после встречи с Эглем мечта о прекрасном принце, для Грэя исполнение мечты. В произведении образ паруса символизирует мечту о счастье, которая может сбыться, если в нее веришь и умеешь ждать.)

Учитель: Обратимся к образу моря в произведении .Это один из самых замечательных образов произведения.

1) С какими героями связан образ моря?
2) Какую роль играет в жизни героев?
3) Что на ваш взгляд символизирует этот образ?
4) Какие образы связаны с образом моря?
5) Какую символическую роль играют в произведении?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске (Образ моря связан с главными героями произведения. Для Лонгрена это служба и жизнь, бушующее море дает измученной душе Лонгрена дает успокоение, для Ассоль ожидание сказки; море, изображенное на картине, определило судьбу Грэя. Это пространство, где может родиться и исполнится самая замечательная мечта. С образом моря связаны образы корабля и ветра .Ветер успокаивает истерзанную душу Лонгрена, наказывает Меннерса, помогает Грэю, образ корабля символизирует исполнение мечты, образ ветра символизирует стихию, определяющую поступки героев.)

Учитель: Обратимся к образу Ассоль.

1 ) Расскажите об Ассоль, о ее судьбе.
2) Почему она спрашивает Эгля о том, будет ли драться принц?
3) Как складываются отношения с ровесниками?
4) Кто помог Ассоль не озлобиться в этой жизни?
5) Почему Ассоль поверила в сказку?
6) Какую сказку придумала Ассоль?
7) Как изображается Ассоль в произведении?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске. (Ровесники не принимают Ассоль в свой круг, рядом с девочкой ее отец, который помогает девочке в жизни, верит в сказку потому, что в отличии от окружающих она романтическая натура, о чем свидетельствует описание героини в произведении (две девушки жили в ней, сохранила детский взгляд на жизнь, верит в сказку).

Учитель: Обратимся к образу Грэя.

1) Расскажите, что мы узнали о жизни Грэя?
2) О каких личностных качествах героя мы прочитала?
3) Чем Грэй отличается от окружающих людей?
4) Чем схожи Ассоль и Грэй?

В процессе наблюдения формулируется следующий вывод и записывается на распечатанный лист с секторами и на доске (Добрый, целеустремленный, умеющий сострадать, всего добивается сам, умеет верить и мечтать. Грэй и Ассоль отличается от окружающих тем, что они умеют мечтать, живут в своем мире, верят в сказку.)

Учитель:

1) Мечтают ли люди в наше время?
2) Верят ли в сказку?
3) Что символизируют алые паруса? (Слайд 8)

Рефлексия: учащиеся отвечают, что алые паруса – это метафора 20 века, символ мечты, созданной своими руками, как мечта волшебной стране, в которой возможно счастье.