Класс: 7.
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
- познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге».
- выйти на основную проблематику баллады.
- найти ответ на вопрос: история и современность.
- углубить представление учащихся о летописном источнике баллады.
- практическая работа по нахождению средств художественной выразительности.
- прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта - Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.
Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.
Технологическая карта
Этап урока,
время |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия ученика |
I. Организационная часть |
- Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке. |
Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. |
|
II. Проверка домашнего задания
|
В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)
|
Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. |
Л: мотивация, смыслообразование;
|
А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», - писал А.С.Пушкин
Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. |
Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. |
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор |
|
III. Объявление темы и целей урока.
|
Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.
- Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)
Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)
Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)
|
Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи
Сообщение подготовленного ученика. (Карта)
|
П: формулирование проблемы;
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
IV. Работа с текстом |
Знакомство с «Песней…» (фонозапись) Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.
- Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)
«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.
По вертикали:
1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.
|
Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)
Ответы:
|
Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
|
V. Закрепление. Работа со словом |
Что такое баллада? Баллада - стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)
Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?
|
Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)
Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения |
Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.
|
VI. Самостоятельная работа по тексту |
Приложение (Рабочая тетрадь по литературе) |
Работа в группе: работа на соотнесение
|
К: Освоение способов совместной деятельности
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства. |
VII. Творческая работа |
1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.
- Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок - он все равно его настигнет. - Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан? |
Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7) |
П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:
|
VII. Итог урока. Рефлексия |
Оценка работы в группе.
|
|
|
VIII. Домашнее задание |
Отрывок из баллады выучить наизусть. |
|
|