Цели урока:
- знакомство с личностью поэта В.В.Маяковского, попытка осмысления своеобразия, оригинальности, значения личности поэта и его произведений;
- развитие навыков анализа поэтического текста.
Методические приемы:рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.
Оборудование:портрет и фотографии В.В. Маяковского, аудиозапись выступлений В.В.Маяковского.
Структура урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Работа с лексикой
- Прослушивание аудиозаписи выступления В.В. Маяковского
- Подведение итогов урока
- Сообщение домашнего задания
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение темы, цели, задач урока.
2. Изучение нового материала
2.1. Вступительное слово учителя о В.В. Маяковском
Небольшое селение Багдади вблизи г. Кутаиси в Грузии прославилось тем, что его переименовали в Маяковский. В нем 7(19) июля 1893 г. родился один из интереснейших поэтов современности.
В 1902 г. В.В. Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, но на школьной скамье ему не сидится: слишком привлекательно революционное движение. Будущий поэт вступает в РСДРП, получает партийную кличку «товарищ Константин» и ведет агитацию среди рабочих.
В 1908 г. Семья перебирается в Москву. За участие в подготовке побега политзаключенных В.В. Маяковский попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит без малого год. Там впервые он начинает писать стихи. Эти стихи были отобраны тюремщиками и затерялись в архивах, однако сам поэт считал именно это время началом своей творческой карьеры.
Очень важным для В.В. Маяковский стало знакомство с Д. Бурлюком, А.Крученых, В. Хлебниковым. В них он нашел друзей и единомышленников: они тоже были убеждены, что новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат.futurum – будущее).
Октябрьскую революцию поэт воспринял восторженно. Он с увлеченностью воспевал революцию и ее достижения, писал лозунги, рисовал плакаты. Он считал, что все должны отдать свое мастерство, все свои силы на благо революции.
Основным методом его творчества первых послереволюционных лет явился революционный романтизм, главной темой – борьба за утверждение нового общества. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему – вот задача искусства, по мысли В.В.Маяковский.
Однако он не был «придворным поэтом», он слишком ясно видел и общественные недостатки. В его произведениях конца 20-х гг. все чаще стали возникать трагические мотивы. Его стали называть лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем».
Поэт трагически погиб – покончил с собой в 1930 г.
В.В.Маяковский – одна из оригинальнейших, ярких творческих фигур ХХ века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию ХХ века.
С поэзией В.В. Маяковский вам еще предстоит знакомится подробно. А пока прочитаем стихотворение с длинным и интригующим названием «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», написанное в 1920 г.
2.2. Выразительное чтение стихотворения
- Давайте обратимся к названию стихотворения. О чем, по вашему мнению, может идти речь исходя только из названия?
Выразительное чтение стихотворения вслух.
- Если в предреволюционных стихах В.В.Маяковского были явны трагические ноты, то после победы Октябрьской революции начинает звучать боевое, мажорное начало. С особой силой оно выражено в знаменитом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», которое мы сейчас прочли. В.В.Маяковский уже не сомневался в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.
2.3. Работа с текстом. Восприятие и истолкование
- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?
- Попробуйте сформулировать основную мысль стихотворения?
- Выясним, что такое «призвание»? Для этого обратимся к Толковому словарю.
«Призвание:
- Склонность к тому или иному делу, профессии.
- Дело жизни, назначение».
- В каких строчках стихотворения поэт формулирует свое призвание?
- Какую картину рисует автор в первой части стихотворения, какие приемы помогают ему в этом?
- Как в первой части представлено «солнце» и его работа?
- Какое чувство возникает у человека во время сильной жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения?
- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части?
- Как меняются взаимоотношения героев?
- В чем сходство назначения Поэзии и Солнца, по В.В.Маяковскому?
- Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии?
- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В.Маяковского?
3. Работа с лексикой
- Особенностью поэтического языка Маяковского является использование большого числа неологизмов — слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности. Найдите неологизмы, которые В.В.Маяковский создает в этом стихотворении. Попытайтесь определить их смысл.
- Как поэт обыгрывает омонимы? Приведите примеры.
- Приведите примеры разговорной лексики.
- Обратите внимание на рифму.
- В.В.Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Найдите такие примеры.
4. Прослушивание аудиозаписи выступления В.В. Маяковского
- В каких строках стихотворения, по вашему мнению, заключена идея произведения?
Звучит отрывок из стихотворения в исполнении автора - последние строки.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
- Ответим на тот же вопрос после прослушивания аудиозаписи в исполнении самого поэта.
5. Подведение итогов
Итак,
- Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
- Какие художественные приемы использует В.В.Маяковский?
- В чем назначение поэта по В.В.Маяковскому?
- В чем состоит новаторство поэтической системы В.В.Маяковского?
6. Сообщение домашнего задания
- Дополните текст цитатами из стихотворения В.В.Маяковского.
В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: … И несколько раз повторяющиеся обороты … говорят о необыкновенной жаре этого лета.
Почему В.В. Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении Солнце …, где слово «залить» имеет значение (какое?) ….
Особенностью стихотворения В.В. Маяковского является стилистическое многообразие …. Так, в обращении к Солнцу в порыве возмущения Поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: …. А вот разговаривая с Солнцем за чаем, Поэт избирает слова высокого, книжного стиля: ….
Использование В.В. Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) …. Приглашение Солнца в гости основано на игре значений слова … Солнце «заходит», т.е. …, а зайти в гости – это …. В объяснении Солнцем своего посещения Поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова ….
Так в сочетании смешного и …, низкого и … достигается единство взглядов Поэта и Солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула …, чтобы во всем мире ….