Конспект урока по литературному чтению Э.Успенский "Чебурашка"

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», Э.Успенский, «Чебурашка»


Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Школа России»)

Тема: Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»

Цель: продолжить работу с произведениями Э.Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.

Задачи:

  • знакомить детей с творчеством Э.Успенского; организовать эмоционально-эстетическое восприятие;
  • развивать речь учащихся; развивать умение осознанного и правильного чтения;
  • воспитывать читательский интерес.

Планируемые результаты.

Предметные: читают вслух с постепенным увеличением темпа чтения переходом на чтение про себя; понимают юмор в произведении; анализируют заголовок произведения; характеризуют поступки героев произведения; восстанавливают последовательность событий по вопросам.

Личностные: сравнивают поступки героев со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев.

Метапредметные.

  • Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место; планируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные: формулируют и удерживают познавательную цель; осуществляют анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают собеседника, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Материалы: презентация, карточки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I.Организационный момент.
Эмоциональный настрой;
проверка готовности к уроку

-Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке литературного чтения нам предстоит интересная работа. Я желаю вам успеха!

Для работы нам потребуется учебник «Литературное чтение».

Приветствуют учителя.

 


Проверяют готовность к уроку.

Самостоятельно организовывают свое рабочее место (метапредметное регулятивное УУД).

II. Актуализация знаний:
- проверка домашнего задания;
- постановка темы урока, определение цели урока

-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
-Назовите писателя и произведение, с которыми вы познакомились на прошлом уроке.
(Слайд 1)
-Сегодня мы продолжим работать с произведениями Э.Успенского.
-Какую цель мы поставим перед собой? Чтобы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке? (Слайд 2)

 

-Мы изучаем раздел «И в шутку и всерьез».
-Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского «Чебурашка».

 

Высказывают предположения.

 

 

Формулируют познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

-Сегодня мы перечитаем рассказ, разделим его на части и составим план.
-Как вы думаете, для чего нужно уметь составлять план произведения?
-А еще мы будем учиться анализировать поступки героев, понимать юмор в произведении.
-План помогает пересказать произведение.  

III. Работа по теме урока

-Итак, дома вы должны были прочитать текст сказки.
-У вас на партах лежат конверты с карточками, на которых написаны вопросы. Расположите эти вопросы по порядку, чтобы по ним можно было определить последовательность событий прочитанного вами произведения. Для выполнения этого задания вам нужно будет работать в паре.
Давайте вспомним правила работы в парах (слайд 3).
-Итак, на выполнение задания я даю вам 2 минуты.

 

Работа в парах.
Порядок вопросов (слайд 4)
1. Где жил Чебурашка?
2. Было ли у Чебурашки имя?
3. Как Чебурашка попал в ящик с апельсинами?
4. Как Чебурашка совершил дальнее плавание?
5. Почему Чебурашке дали такое странное имя?
6. Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?
7. Где остался работать Чебурашка?
8. В каком доме поселился Чебурашка?
Одна пара зачитывает свой вариант, остальные проверяют.

 

 

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (метапредметное коммуникативное УУД).

Восстанавливают последовательность событий по вопросам (предметное УУД).

-Давайте проверим, что у вас получилось.
-У кого по-другому?
-Правильный ответ на слайде. Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. Вы молодцы, внимательно прочитали и запомнили сказку.
Сверяют с образцом. Слушают и понимают собеседника, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД).
-Ребята, эти вопросы помогут нам разделить сказку на части.
-Подумайте и постарайтесь определить первую часть сказки.
Высказывают предположения, чем заканчивается первая часть сказки.
Один ребенок читает текст первой части.
 
-Скажите, как можно озаглавить эту часть? Назовите главную мысль этого отрывка.
Аналогично проводится работа с каждой частью произведения.
Высказывают варианты заголовка, выбирают лучший. Осуществляют анализ с выделением существенных и несущественных признаков (метапредметное познавательное УУД).
Примерный план (слайд 5)
1. Зверек, которого сначала никак не звали.
2. Апельсиновый завтрак.
3. Далекое путешествие.
4. Его зовут Чебурашка!
5. Чебурашку в зоопарк не приняли.
6. Работа в магазине уцененных товаров.
7. Дом для Чебурашки.
  Участвуют в диалоге; слушают и понимают собеседника, высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД).
-Кто может, используя составленный нами план, пересказать сказку? Пересказывают текст.  

Физминутка

 Песня Крокодила Гены из мультфильма про Чебурашку

Один ученик придумывает и показывает движения под музыку и текст песни, остальные повторяют.

Профилактика утомления.

Речевая разминка

Слайд 6.
-Прочитайте стихотворение.
Тарарам
Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Все вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
- Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме – тарарам.
Л.Кондрашенко

 

 

-Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
-Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
Выполняют задания хором. Читают вслух с постепенным увеличением темпа чтения переходом на чтение про себя (предметное УУД).
-Прочитайте выразительно (слайд 7). Читает один ученик.  
-Как вы понимаете слово «тарарам»?
-какими словами можно заменить выражение «устроить тарарам»? Выберите нужное (слайд 8).
-Устроить беспорядок, организовать уборку, перевернуть вверх дном, навести порядок, поднять пыль столбом, навести чистоту, привести в порядок.
Э.Успенский создал не только произведения о Чебурашке. Он автор замечательных стихов. С одним из них мы сегодня познакомимся.
Высказывают предположения. Высказывают свою точку зрения, аргументируя ее (метапредметное коммуникативное УУД).
- На с. 142 прочитайте название стихотворения. «Если был бы я девчонкой…»  

-Что вы можете предположить о его содержании? Рассмотрите иллюстрацию на с. 143, она вам поможет.
-Давайте прочитаем стихотворение и проверим, верны ли ваши предположения.
Чтение стихотворения учителем.

Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"

Высказывают предположения. Анализируют заголовок произведения (предметное УУД).
-О чем это стихотворение? -Стихотворение о том, что мальчик не любит помогать маме по дому. Он представил, что если бы был девчонкой, то не терял бы время и делал всю домашнюю работу.  
-Расскажите о мальчике, какой он? Используйте слова, предложенные на слайде (слайд 9).
Хвастун, лентяй, веселый, трудолюбивый, любящий маму, заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.
  Характеризуют поступки героев произведения (предметное УУД).
-Почему герой стихотворения мечтает стать девчонкой? Герой стихотворения мечтает стать девчонкой, чтобы делать всю домашнюю работу: стирать, подметать, мыть полы и посуду, чистить картошку, наводить порядок в комнате, чтобы мама сказала: «Молодчина ты, сынок!»  
-Какие чувства передаются в стихотворении: грусть, радость, веселье?
-Можно ли назвать это стихотворение юмористическим?
-Что из того, о чем мечтал мальчик, он может сделать?

-Это стихотворение радостное и веселое.

-Автор в юмористической форме рассказал о мальчике, который мечтал стать девочкой, чтобы помочь маме делать домашнюю работу, чтобы мама его похвалила, но чтобы выполнить всю эту работу, необязательно быть девочкой. Мальчик ленивый и хитрый, он ищет оправдание своей лени, но делает это весело, с юмором.

Понимают юмор в произведении (предметное УУД).
-Прочитайте стихотворение выразительно.
-Составьте рассказ о том, как вы помогаете маме.
Рассказы детей. Сравнивают поступки героев со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев (личностное УУД).
V. Рефлексия, подведение итогов

-Чьи произведения мы читали на уроке?
-Какую цель мы ставили на урок?
-Достигли ли мы ее?
-Выберите и продолжите любое предложение (слайд 10).

- Сегодня на уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
-Сегодня я сумел…

-Мы читали произведения Э. Успенского.
-Мы составили план сказки «Чебурашка», анализировали поступки героя стихотворения, учились понимать юмор.
Удерживают познавательную цель (метапредметное познавательное УУД).

Домашнее задание

-Запишите домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.
-Спасибо всем за хорошую работу. Урок окончен.

 

Оценка своей работы по заданным параметрам (метапредметное регулятивное УУД).