Цель: характеристика исторического и литературного процесса 50–60-х годов хх века.
Задачи:
- сформировать представление об особенностях развития культуры 60-х годов хх века в СССР;
- показать роль литературы в духовном обновлении общества;
- содействовать воспитанию активной гражданской позиции школьников.
Оборудование:
- выставка книг “Творчество поэтов-шестидесятников”
- портреты поэтов-шестидесятников
- репродукции:
М. Ф. Шемякин “Натюрморт”, “Метафизическая
голова”
В.Е. Попков “Шинель отца”
Д. Жилинский “Альтист”, “Портрет В. А.
Фаворского”, “Гимнасты СССР”, “На новых
землях”
Е. Моисеенко “Земля”, “Туристы”, “Комиссар”
К. Васильев “Струна”, “Легенда о Дунае”
Илья Глазунов: “Князь Игорь”, “Борис Годунов”,
“Поединок”, “Незнакомка”, “Странник” (к
повести Н. Лескова “Очарованный странник”).
Э. И. Неизвестный “Маска скорби”, “Новая статуя
Свободы”
Методические приёмы: использование межпредметных связей с историей, ИЗО, выборочный пересказ, инсценировка, анализ текста; чтение стихотворений наизусть работа в группах; опережающее творческое задание.
Рядом афиша: “В актовом зале в 16:00 состоится встреча с поэтами”.
В классе парты сдвинуты как в студенческой аудитории, сидят ученики-студенты в ожидании встречи с поэтами.
Входят в класс ученики, исполняющие роль поэтов-шестидесятников, усаживаются в первом ряду.
Е. Евтушенко (стильный костюм, яркий галстук)
Р. Рождественский (крупной вязки свитер)
А. Вознесенский (рубашка, шейный платок, брюки)
Б. Ахмадулина (платье в стиле 60-х годов XX века)
Звучит вступление к песне “Я шагаю по Москве ”.
В это время учитель МХК и ученики – “художники” развешивают по стенам, на доске репродукции картин известных художников 60-х годов XX века (Приложение 1)
Входит в класс ученик, исполняющий роль Г.
Шпаликова, поет песню “Я шагаю по Москве”.
(Аплодисменты учеников, сидящих в классе.)
Ученик – поэт Е. Евтушенко идет
навстречу ученику – поэту Г. Шпаликову,
приветствует и читает стихотворение “Пролог ”.
(Аплодисменты, ученики усаживаются.)
Чтение стихов.
А. Вознесенский: “Прощание с Политехническим”.
Р. Рождественский: “Что же такое мы?”
Р. Казакова: “Становлюсь я спокойной”.
Б. Ахмадулина: “Как никогда, беспечна и добра…”;
“Когда я не люблю, я беззащитна…”
Р. Рождественский: “Человеку надо мало”.
Ученица поет романс на слова В. Тушновой “Не отрекаются любя”
Учитель литературы: Мы сегодня на уроке будем говорить о Фантастическом всплеске поэзии, который произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Не думаю, что это было увлечение именно поэзией: просто время дыхнуло свободой, а поэты это дыхание перенесли в свои стихи.
Учитель истории: Вы правы, Татьяна Петровна, искусство особенно чувствительно к переломным периодам в эволюции общества. В середине 50-х годов XX века начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот этап продолжался не так уж долго – около 10 лет, но принес значительные, коренные изменения в сознании народа. Название “оттепель” этот период получил с легкой руки И. Эренбурга, опубликовавшего в 1954 году повесть с одноименным названием. Как вы думаете, ребята, какие события в стране повлияли на развитие литературного процесса, стали знаками “оттепели”?
Примерные ответы учащихся:
1. Смерть Сталина в марте 1953г. и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, наметивший курс на развенчание “культа личности” и духовное обновление жизни в общества.
2. Связанные с этим ослабление информационной “блокады” и возвращение произведений Булгакова, Зощенко, Платонова, Ахматовой, Пастернака, Бабеля, Цветаевой. Приоткрылся “железный” занавес, и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Камю, Хемингуэя, Фолкнера, Сартра, вообще с западной культурой, несколько десятилетий находившейся под запретом в Советском Союзе.
Учитель истории: Ребята, то время поражало наивной открытостью и человечностью. Людям разрешали быть просто людьми. “Шестидесятники” считали, что “режим можно очеловечить, что он сам хочет очеловечиться”. Советский строй казался непоколебимым, надо только снять с него коросту сталинизма. Таким образом, духовное раскрепощение советских людей в годы “оттепели”, либеральные настроения – все это подготовило почву для грядущей перестройки.
Учитель литературы: Сам дух времени был “оттепельным”. Об этом вспоминал Олег Ефремов, известный актер и режиссер: “Создавая “Современник”, мы чувствовали себя вместе – не только внутри коллектива, но и вне его. Значит, моему поколению помогало обрести голос некая общественная атмосфера. От нас чего-то ждали, сейчас я понимаю – нас прямо – таки подталкивали вперед и требовали, чтобы мы удержались вместе. И каждый чувствовал – душой, телом, локтем, нервами: я не один!”
Такая атмосфера способствовала рождению значительных произведений во всех видах искусства. Кино: советские фильмы получили престижные премии на международных кинофестивалях. Триумфальным стал показ в Каннах картины Михаила Калатозова “Летят журавли”. Явлениями мирового уровня стали “Андрей Рублев”, “Иваново детство” А.Тарковского, “Чистое небо” Г. Чухрая, “Судьба человека” С.Бондарчука, “Десять дней одного года” М. Ромма, “Мне 20 лет” М. Хуциева. Театр: спектакли “Современника”, “Таганки”, Ленкома, БДЖ. Музыка: произведения Д. Шостаковича, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной, молодых композиторов – Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Эшпая, А. Жигалова. Всего во второй половине 50-х годов впервые или после длительного перерыва стали выходить в свет 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно – художественные газеты. Страна с упоением, жадно впитывала каждое новое печатное слово, подтверждая титул самой читающей страны в мире”.
Учитель МХК: В это же время страна стала самой строящей и рисующей.
В 60-е годы на смену Сталинскому барокко, “имперскому” стилю в архитектуре (здания МГУ, оформление интерьеров станций метрополитена), помпезности в скульптуре и живописи происходило прославление “высокого” человека с прописыванием множества деталей художественный стиль меняется на “суровый”.
Художник все чаще обращаются к теме “неизвестного героя”, сложного мира простого человека, человека труда.
Происходит осознание внутричеловеческих ценностей, сопереживание и гордость за русского человека.
Выкладываются мозаики при оформлении интерьеров общественных зданий и торцевых стен жилых домов, посвященные космосу, труду.
Открываются все новые и новые памятники – стелы, посвященные Неизвестному герою, бульвары с Вечным огнем. Обретают статус города – герои. Закладывается самая высокая статуя в мире Родина Мать в Волгограде, превышающая по высоте пирамиду Тутанхамона. Архитекторы все чаще обращаются к стеклу, бетону и монолитным пропорциям.
Сообщения учащихся о художниках
1. Среди официально признанных художников и графиков прославился Константин Васильев. Все его работы историчны: протягивая нити в прошлое, заставляет зрителя размышлять о движении жизни русского народа. “Струна” – 1962г., “Алеша Попович и красная девица” – 1974г., “Огненный луч” – 1974г., “Авдотья Рязаночка” – 1975г., “Легенда о Дунае” 1960г., “Нашествие”, “Прощание славянки”, “Маршал Жуков”.
2. Дмитрий Жилинский – член – корреспондент АН СССР. Он относится к числу мастеров с определенно выраженным рационалистическим складом пластического мышления: “Портрет В. А. Фаворского” – 1962г., “Гимнасты СССР” 1965г., “На новых землях” – 1964г.
3. Евсей Моисеенко – народный художник СССР. Его картины отражают духовную связь поколений, продолжение прошлого в современности. “Земля” -1969г., “Туристы”, “Комиссар”.
4. Юрий Королев – художник – монументалист. Он считал, что “в наших фресках, витринах, мозаиках мы должны рассказать о земле, труде, природе по – новому”. “Русская сказка” – 1969г., “Созвездие водолей”, “Родина”.
5. Виктор Попков – художник огненного темперамента.
Умение не загружать холст, оставлять его чистым, не записанными – сродни музыкальными интервалами.
Великолепный портрет, многие работы носят этюдный характер, декоративность и метафизичность полотен влияют до глубины души и заставляют задуматься о бесконечности бытия.
Учитель литературы: В 60-е годы страна переживала поэтический “бум”. Поэзия “оттепели” стала для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Громадные залы Лужников, концертного зала им. П. И. Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели внимали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась площадь, какую отдавали стихам “толстые” журналы и альманахи. Был основан и в течение ряда лет выходил пользовавшийся колоссальной популярностью альманах “День поэзии”. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства:
Уходят люди... Их не возвратить.
И тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозможности кричать.
(Е. Евтушенко)
Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком распоряжаются как винтиком, другой был убежден: “Людей неинтересных в мире нет”, третий провозглашал: “Все прогрессы реакционны, если рушится человек”. Поэзия 60-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутников, выход человека в космическое пространство – оказали влияние на общественное сознание:
Что-то физики
В почете,
Что-то лирики
В загоне,
– писал Слуцкий.
Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-другому:
И пусть электронному зренью
Доверенно многое, но
Все грани любого явленья
Искусству лишь видеть дано.* * *
И где-то в работе бессрочной,
Что к легким успехам глуха,
С наукой смыкается точной
Точеная точность стиха.
(В. Шефнер)
Благоприятная обстановка сотворила истинное чудо.
Известные поэты 1920–1930-х годов, давно уже либо замолчавшие, либо забывшие вкусы настоящих творческих побед, вновь обрели голос: М. Светлов – сборник “Охотничий домик” (1961), Н. Асеев – сборник “Лад” (1961), Л. Мартынов – сборник “Первородство” (1965) и др.
Но главная роль в поэтическом буме 60-х годов, конечно же, принадлежала молодым.
Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: “Чтоб больше поэтов, хороших и разных”
Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви.
Одни поэты, продолжают традиции В. Маяковского, нашли себя на эстраде, служа так называемой громкой поэзии: Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Е. Евтушенко, А. Вознесенский и др.
Следуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты использовали “тихую” поэзию: А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, Я. Смеляков и др.
Время заставило отказаться от этой искусственной классификации, основанной на упрощенном понимании творческой манеры многих поэтов.
В 50-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую популярность жанр авторской песни – Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др.
Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии.
Но в 60-е годы возрождается и авангардистская поэзия (И. Бродский, А. Вознесенский, Г. Сапгир и др.), хотя в печать прорваться, за немногими исключениями, ей не удавалось.
Ведущим жанром в поэзии 60-х была лирика – гражданская, философская, любовная, пейзажная.
Актуальность содержания, многообразие творческих индивидуальностей, высокий уровень стихотворного мастерства – отличительные черты русской поэзии периода “оттепели”.
“Шестидесятники”…
– Какими они были?
Выходят ученики-поэты и говорят:
Вознесенский: Мы были поющими и уже тогда ничего не боялись. Все мы тогда распевали Окуджаву. Он не написал еще песню “Про дураков”, но они считали его песни опасными.
Б. Ахмадулина: Я водила “Москвич”. Мое лицо светилось музыкой.
Евтушенко: Я первый в Москве ходил в нейлоновом костюме.
Рождественский: У меня был лыжный свитер, но я пламенно читал с эстрады гражданские стихи.
“Вывеска “Пушкинская площадь”
Ученики толпятся у “площади”, аплодируют поэтам
Поэты: …Ах, площадь, как холодит губы твой морозный микрофон, как сладко томит… твоя черная свобода, как шатко ногам на твоем помосте, слова окутаны облачком пара, микрофон запотевает, и внизу ты, Пушкинская площадь, – тысячеголовая, ждущая, окутанная туманным дыханием, – площади нужно Слово.
Р. Рождественский “Ровесники”
Аплодисменты
Учитель литературы: В 60-е годы, как и во все времена, возникали споры: нужно ли искать смысл жизни? Можно ли его найти? В чем он? Послушаем, как поэт в поэме “Оза” Андрея Вознесенского вступает в диалог с черным вороном.
(Выходит Поэт с “черным вороном” в руках: это может быть либо рисунок, либо аппликация, либо оригами)
Поэт: …Внезапно черный ворон примешался к разговорам,
Вспыхнув синими очами, он сказал:
“А на фига?!”
Я вскричал: “Мне жаль вас, птица,
человеком вам родиться б,
счастье высшее трудиться
полпланеты раскроя…”
Он сказал: “А на фига?”
“Будешь ты – великий ментор.
Бог машин, экспериментов,
будешь бронзой монументов,
знаменит во все края…”
Он сказал: “А на фига?”
“Уничтожив олигархов
Ты настроишь агрегатов,
демократией заменишь
короля и холуя…”
Он сказал: “А на фига?”
Я сказал: “А хочешь будешь
Спать в заброшенной избушке,
утром пальчики девичьи
будут класть на губы вишни,
глушь такая, что не слышна
ни хвала и ни хула…”
Он ответил: “Все – мура…
Жизнь была – а на фига?!”
Учитель литературы: На все “а на фига?!” невозможны рациональные ответы. Любой из них может быть уничтожен цинизмом бесконечных “а на фига?!”. Но ответы все-таки есть. Правда, исходят они не из логики, а из чувства гения и опыта человеческой истории,
Поэт дает ответ:
Как сказать, ему, подонку,
Что живем не чтоб подохнуть, –
Чтоб губами тронуть чудо
поцелуя и ручья!Чудо жить – необъяснимо,
Кто не жил – что спорить с ними?!
Можно бы – да на фига?
Ученик-Вознесенский: Гласности в нашем понимании тогда не было.
Ученик-Евтушенко: Попытка сказать правду о жизни и искусстве клеймились как очернительство, с особенной злобой относились к эстетической новизне.
Ученик-Вознесенский: Трудно поверить, что стихи “Бьют женщину” нельзя было публиковать.
Ученица-Ахмадулина: В нашей стране женщин не бьют.
Ученик-Вознесенский: Никогда не забуду встречу Хрущева с интеллигенцией в Кремле. Он потребовал меня на трибуну. Хрущев был нашей надеждой, я хотел рассказать ему, как на духу, о положении в литературе, считая, что он все поймет.
Продолжение урока смотреть в Приложении 2.