Интегрированный урок (литература + обществознание) по теме "Добро. Что это такое?"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с творчеством Е.А. Потехиной.
  • Расширить представления учащихся о нравственных понятиях: Добра, Зла.
  • Развивать умение интерпретировать литературное произведение.
  • Воспитывать чувство любви, нравственного выбора, доброты.

Задачи:

  • Расширить и углубить представления детей о добре и зле.
  • Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Определение темы урока

а) Работа с учебником обществознания: чтение отрывка из сказки О. Уайльда "Счастливый принц" ("На высокой колонне над городом стояла статуя счастливого принца...") из учебника обществознания для 6 класса под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., с. 193

б) Учителя знакомят учащихся с притчами о добре и зле:

1) "Однажды юноша обратился ноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно нет!
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, — а познав, не делай!"

2) «Однажды один старый мудрый индеец — вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
— Почему бывают плохие люди? — спрашивал его любознательный внук.
— Плохих людей не бывает, — ответил вождь. — В каждом человеке есть две половины — светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй — тёмный. Понимаешь?
— Понятно, — сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: — Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Вопрос: Какая тема объединяет все тексты? О чём заставляет задуматься?

III.  Сколько существует человечество, столько идёт борьба добра и зла

а) Определение понятий добра и зла

1) учащимся предлагается самостоятельно заполнить таблицу о том, что с их точки зрения относится к добру и злу; какие действия, поступки:

Добро

зло

                                                       

 

 

 

                                                       

2) работа со словарями

а) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля:

«ДОБРО ср. веществственно, все доброе ср. имущество или достаток, стяжание, добришко, особ. движимость. Все добро или доброе мое пропало. У них пропасть добра по сундукам. Всякое добро прах.
В духовн. знач. благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят».

б) Толковый словарь Ушакова: «ДОБРО. 1. ДО'БРО 1, добра, мн. Нет, ср. 1. Положительное начало в нравственности, ант. зло. Люди стремятся к истине, добру и красоте. 2. То, что хорошо, полезно, приятно. Добра вам…»

в) ОЖЕГОВ С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой)

«Добро
-а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра, 3.0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл.: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего».

3) учащимся предлагается  на вырезанном из бумаги силуэте человека записать те черты характера, которые они хотели бы видеть в своём друге.

Вопрос  учителя: А вы сами соответствуете этим качествам?

IV. Анализ "Рождественской сказки" Е. Потехиной

а) Сообщение о писательнице (подготовленное учащихся):

фото Елена ПотехинаЕлена Александровна Потехина (Забелина) – родилась 10 июля 1958 года в волжском городке  Кинешма, Ивановской области. В детстве очень любила читать и рисовать, уходить в поле, на речку, наблюдать за всем живым и быть в тишине. В пять лет уже писала стихи. Ее воспитанием в основном занималось радио и старшая сестра. Елена делала уроки и слушала радио, рисовала и слушала радио, занималась уборкой и...
Научилась подражать голосам птиц, домашних и диких животных. Кружил голову театр. В школе участвовала во всех театральных постановках, сама часто выступала в роли режиссёра-постановщика, была бессменным капитаном команды КВН.
Замужем. Имеет двоих детей. Проживает в д. Дьячево Кинешемского района, Ивановской области.
Автор книг: «Рассказы тетки Дарьи» (г. Кинешма 2007 г.); «Мама, расскажи сказку!» ( г. Кинешма 2007 г.); «Мамины сказки – лучшее лекарство» (Издательство «Чтение для русских детей», Приход храма Духа Святаго сошествия  2007 г.,  г. Москва); «Где в лесу растут иголки?» (г. Кинешма 2006 г.); «Люди добрые» (2000 г.); «У меня есть душа, голубая от слез…» (1998 г.) – сборник духовных песен; « Сквозь тучи – солнце» ( 1998 г., г. Иваново) – поэтический сборник; «Лирика» (г. Кинешма 1994 г.) – поэтический сборник с рисунками автора.

б)  Беседа по прочитанному  тексту:

  • Понравилась ли вам эта сказка? Что понравилось? Почему?
  • Похожа ли эта история на сказку? Назовите героев сказки.
  • Кто главная героиня? Почему?
  • Какая она? Найдите в сказке описание девочки.
  • Что вы можете сказать о ее характере?
  • Подумайте, почему красивая девочка превратилась в такое чудовище?
  • Кто в этом виноват?
  • Может ли родительская любовь испортить ребенка?
  • Опишите маму девочки.
  • Что вы можете сказать о старушке? Кого она вам напоминает?
  • Какова главная мысль сказки? Чему она учит?
  • О чем предупреждает автор?  Какие уроки мы должны извлечь из нее?

V. Подведение  итогов

VI. Домашнее задание: на  бумажном  кораблике необходимо записать доброе дело, которое учащийся сделает, придя домой.

VII. Рефлексия

Используемые источники:

  1. Потехина Е.А. «Рождественская сказка»
  2. Учебник обществознания для 6 класса под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., – М. «Просвещение» , 2012
  3. http://www.pravzhurnal.ru/
  4. Толковый словарь Ушакова
  5. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля – т.т. 1—4, 1863—66
  6. ОЖЕГОВ С. И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой)
  7. http://literature.area7.ru/Антонова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка и литературы
  8. http://www.baby.ru/
  9. http://www.gitak.ru/pritchi_3_1

Приложение 1