Проблема: «Какую роль сыграло христианство в российской истории и христианское духовное наследие в русской литературе ХIХ–ХХ в.?»
Тип урока: интегрированный (цивилизация и литература ХIХ – ХХ вв.)
Межпредметные связи: история и изобразительное искусство, литература и изобразительное искусство, литература и музыка.
Форма урока: семинарское занятие.
Цели и задачи:
Обучающие:
- обобщение знаний по теме: «Значение христианства в истории России»;
- обобщение знаний по теме: «Библейские мотивы в русской литературе ХIХ – ХХ веков».
Развивающие
- развитие логического и образного мышлений;
- формирование навыков сопоставления и сравнения, выделение главного в материале; умений обобщения и формулирования вывода;
- развитие креативных способностей.
Воспитательные:
- формирование позитивных личностных у старшеклассников: патриотизма, милосердия, толерантности.
Методы и приёмы:
- частично-поисковой
- наглядный
- словесный
- практический.
Оформление урока.
На учебной доске:
1. Тема: «Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ – ХХ веках».
2. Проблемный вопрос: «Каково значение христианства в российской истории и его нравственного наследия в русской литературе ХIХ – ХХ веков? Какие нравственные законы остаются актуальными?»
3. Эпиграфы:
- Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты. (Б. Пастернак.)
- Русская литература брала на себя интеллектуальную трактовку окружающего мира – эта задача в России всегда была возложена на литературу. И подобно религии, она брала на себя духовное, нравственное воспитание народа. (С. Довлатов.)
План урока.
I. История христианства, нравственное наследие.
II. Библейские мотивы в русской литературе ХIХ – ХХ веков.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Слово учителя литературы:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш сегодняшний урок для вас необычный: мы будем говорить сразу о двух предметах. История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.
Итак, запишите тему и проблему урока.
- Какое слово и название темы урока будет ключевым? (Христианство.)
- Изучая произведения русских писателей мы не раз говорили о библейских мотивах в них. Какие это были произведения? (Старшеклассники называют произведения русской литературы ХIХ – ХХ веков.)
- Выделяя библейские реминисценции, мы кратко касались исторического вопроса. Давайте сейчас совершим исторический экскурс с тем,чтобы полнее осветить его.
II. Исторический блок урока.
План блока.
1. Работа с эпиграфом (Б. Пастернак)
2. Слово учителя о содержании блока, постановка вопросов.
3. Сообщения – ответы учеников:
а) о сущности христианства;
б) о родственности с другими мировыми религиями: исламом, буддизмом;
в) о месте христианства в истории России.
Слово учителя.
- Обратите внимание на эпиграф к нашей части урока – это цитата из стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад». (Чтение вслух учителем, запись в тетрадях ученикам.)
- В эпиграфе словом «столетья» чётко выделяется тема исторического развития. Действительно, цивилизация европейской части развивалось в соответствии со становлением христианства. В чём заключалась сущность этой религии? (Звучит сообщение ученика, заранее подготовленное по предложенному учителем вопросу, остальные учащиеся делают краткие записи в рабочих тетрадях.)
- Каковы основные заветы христианства? (Учащиеся называют основные.)
- В каких ещё мировых религиях можно проследить те же нравственные аспекты? (Ислам, буддизм.)
Слово учителя о родственной природе трёх мировых религий, запись вывода в тетради.
- Вспомните, в какой период христианство появляется в нашей истории?
- Давайте рассмотрим дальнейшее развитие христианства в России. (Сообщения старшеклассников по данной теме.)
III. Литературный блок урок.
План блока.
1. Слово учителя.
2. Работа с эпиграфом словами С. Довлатова.
3. Выступления учеников с сообщениями по теме.
Слово учителя.
- Мы сделали экскурс в историю, а она, как известно, основывается на строгих фактах, которые, складываясь воедино, дают представление о целых эпохах развития общества. Но ведь оно состоит из отдельных людей, и каждый человек – это маленькая непознанная вселенная. Как же отдельные люди решали вечные вопросы: кто ты есть? Что есть мир? Что есть истина? И главный – есть ли она, бессмертная душа, или всё бренно и подлежит тлену? На эти вопросы люди искали ответы в духовных откровениях евангелистов, откровения эти давали огромную пищу для различных реминисценций в живописи, музыке, литературе. Давайте обратимся к мастерам кисти и музыки, совершив экскурсию мо музеям мира.
Ученица под музыку Генделя рассказывает об иконах А. Рублева, картинах Н. Ге, Ф. Бруни, Н. Рериха и др.
Слово учителя.
- Как видите, библейские мотивы дали живописцам возможность показать нам близкое, земное. А мы подошли к литературной части нашего урока. Запишите её тему, эпиграф («Библейские мотивы в русской литературе ХIХ – ХХ веков», слова С. Довлатова).
- Говоря о проблеме урока, нужно иметь в виду, что во всех произведениях русской литературы так или иначе используется духовное наследие предков. Это как нельзя лучше объясняет С. Довлатов (чтение вслух эпиграфа). Вы выбрали произведения, в которых есть библейские мотивы, и должны были в творческих работах раскрыть их значение в произведениях. Пожалуйста, прочтите их.
Старшеклассники читают небольшие эссе по выбранным темам:
1. Тема греха и покаяния в драме А. Н. Островского «Гроза».
2. Интерпретация И. С. Тургеневым притчи о блудном сыне «Отцы и дети».
3. Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Реминисценция библейской Троицы в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».
5. Смысл названия главы «Сашка – Христос» романа И. Бабеля «Конармия».
6. Роль библейских глав в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Слово учителя.
- Пришло время ответа на вопрос нашего урока. Итак, какую роль сыграло христианство в российской истории? (Старшеклассники дают ответы, записывают в тетради).
- Что внесло христианское духовное наследие в русскую литературу ХIХ – ХХ веков?
- Как вы считаете, в наш «жестокий век» есть место духовности?
- На что она должна быть направлено?
- В качестве домашнего задания мы предлагаем выделить из десяти библейских заповедей, на ваш взгляд, наиболее значимую и написать наибольшее эссе на тему: «Хочу жить по правилу…»
- Подведение итогов урока.