Данная разработка может быть использована в ОУ учителями во время проведения уроков литературы и обществознания для учащихся 5-6 классов (в зависимости от используемых учителем образовательных программ).
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
- Исключить противоречия и дублирование одних и тех же понятий в различных предметных областях.
- Акцентировать взаимную опору в развитии ведущих понятий в дисциплинах
- Постоянно систематизировать и обобщать знания учащихся в разных учебных дисциплинах
- Вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.
- Стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников.
Ожидаемые результаты от внедрения:
- Активизация учебного процесса и установление наглядных междисциплинарных связей.
- Повышение мотивации учения, формирование познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон.
- Развитие речи, умение учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Творческая активность учащихся.
- Развитие образного мышления.
- Здоровьесбережение: такие уроки снимают перенапряжение, перегрузку за счет интеграции предметов, переключения с одного вида деятельности на другой.
- Расширение кругозора: разностороннее интеллектуальное развитие личности ребенка.
- Нахождение новых связей между фактами в различных предметах.
- В интегрированном обучении при пересечении предметных областей возможно составление программ, что и планируется сделать следующим этапом в работе.
Актуальность разработки:
- Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической подачей учебного материала, большой информативной емкостью материала.
- За счет интеграции уроков различных учебных дисциплин высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубленного изучения предмета, развивающей деятельности учащихся, дополнительных уроков практической направленности.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя и учащихся, способствует раскрытию способностей.
Новизна разработки:
- Моделирование педагогических и методических технологий интегрированных уроков. Использование новых оптимальных схем-моделей (например, нетрадиционное интегрирование учебных дисциплин, например, таких как литература и обществознание).
- Используется особая форма технологии сотрудничества между учителями- предметниками по разработке и проведению интегрированного урока.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать»
И.А. Крылов
«Ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми или заставить быть добрыми»
Тема: «Мне чин один лишь лестен был,… чин человека…» (по басням И.А. Крылова)
Тип урока: интегрированный урок (литература + обществознание)
Продолжительность: 2 часа
Задачи:
- Продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, кругом традиционных басенных сюжетов и образов.
- Расширить представления шестиклассников о басенном мастерстве И. А. Крылова.
- Проанализировать проблематику и образную систему басен русского баснописца.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Расширить представления о естественном многообразии человеческого поведения в обществе.
- Сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению
Методические задачи:
- Использовать приемы технологии моделирующего обучения «синквейн», творческие, групповые формы работы при работе над баснями.
- Формирование ключевых компетентностей.
- Проблемный подход.
Воспитательные задачи:
- Формирование нравственных качеств личности учащихся.
- Привить учащимся навыки общения и жизни в социуме.
Оборудование урока:
- Магнитная доска;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация к уроку;
- Экран;
- Компьютерная презентация;
- Карточки для работы в группах;
- Фишки.
Этапы урока:
- Целеполагание: Слово учителя
- (Литература) Заочная экскурсия в форме презентации с комментариями «История басенного жанра»
- (Литература)Викторина по биографии Крылова И.А.
- (Литература)Инсценировка басни «Квартет»
- (Литература)Работа с текстами басен «Лев и лисица», «Чиж и голубь», «Мальчик и змея», «Обезьяна и Зеркало», «Петух и Жемчужное зерно»
- (Обществознание) Игра «Добро и зло»
- (Литература)Работа с терминами (ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота, просторечия, олицетворение).
- (Литература + обществознание) Сочинение синквейна
- (Обществознание) Решение кроссворда о нравственных качествах «Качества личности»
- (Литература) Конкурс на лучшее знание басен Крылова «Кто кого?»
- (Обществознание) Сюжетно-ролевая игра «Суд над героем» по басне Крылова «Крестьянин и лисица» (над Лисой). Задание на ситуацию.
- Заключение.
Ход урока:
I. Целеполагание
Cлово учителя. Сегодня у нас с вами необычный урок. На одном уроке мы будем работать сразу по двум предметам: литературе и граждановедению. Такой урок называется интегрированным. А поговорим мы о вечных ценностях: мнимых и настоящих, о человеческих пороках и добродетели, о добре и зле, о дружбе и вражде. А помогут нам в этом басни великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Мы с вами уже знаем много о жанре «басня». Давайте вспомним и ответим на вопросы:
- Что такое басня? (БАСНЯ – это короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирической по направленности и имеющий иносказательный смысл.)
- Кто является действующими лицами басни? (Животные, растения и предметы)
- К кому обращена басня? (Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни)
II. Заочная экскурсия в форме презентации с комментариями «История басенного жанра» Крылов не был первооткрывателем этого жанра. Басня появилась еще в Древней Греции в VIII- II веках до н.э.
Эзоп: (VI век до н.э.) Биографические сведения о нем легендарны. Он был уродливый раб (из Малой Азии), принадлежал простоватому философу Ксанфу, книжную ученость которого не раз посрамлял своей смекалкой и здравым смыслом. За услуги государству был освобожден. Погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов, обиженных его обличениями. Именно Эзопу приписывается изобретение почти всех ходивших тогда в народе басен. В его произведениях животные говорят, думают, действуют как люди, высмеиваются человеческие пороки. Эзопов язык (сейчас аллегория). Его басни дошли до нас в прозаической форме.
Жан де Лафонтен: (1621-1695) Представитель французских поэтов- баснописцев.Его басни появились лишь за год до его смерти. Соединили в себе античные сюжеты и новую манеру их изложения (много лирики). Лафонтен считал, что «Голая мораль лишь приносит скуку». Именно благодаря ему басня, считавшаяся «низким» жанром приобрела величие высокой поэзии.
В России представителями басенного жанра в 18-20
веках были: Василий Кириллович Тредиаковский
(1703-1769), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1761),
Гавриил Романович Державин (1743-1816), Александр
Ефимович Измайлов (1779-1852), Козьма Прутков (1803-1863) –
псевдоним, под которым скрывается коллектив
авторов Алексей Константинович Толстой и три
брата Жемчужниковы, Сергей Владимирович
Михалков (1913)
Но самым ярким представителем басенного жанра в
России стал Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
III. Викторина по биографии Крылова И.А.
Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Задание для работы в группах:
- В какой семье родился Иван Андреевич? (в семье офицера)
- Что оставил Крылову отец в наследство? (сундучок с книгами)
- Какими талантами обладал этот баснописец? (хорошо рисовал, играл на скрипке, умел талант к перевоплощению, знал древнегреческий язык и легко с него переводил, писал басни)
- Во сколько лет Крылов написал свою первую басню? (в 11 лет)
- Сколько басен было написано Иваном Андреевичем? (более 200)
IV. Инсценировка басни «Квартет»
Вопросы для обсуждения:
- Что узнали из басни?
- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев?
- Какими вы представляете характер героев басни?
- Вам было смешно? Каким был ваш смех? (Добрым, злым)
- Подберите подходящие к ситуации, изображенной в басне пословицы, фразеологизмы (Медведь на ухо наступил, не в свои сани не садись)
V. Работа с текстами басен: «Лев и лисица», «Чиж и голубь», «Мальчик и змея», «Петух и Жемчужное зерно», «Чиж и голубь» («Вперед чужой беде не смейся, Голубок») Не смейся над чужой бедой. Как аукнется, так и откликнется.
- Назовите главную мысль.
- Что особенно понравилось в басне?
- А с вами бывали такие случаи? Может быть, вы их наблюдали в жизни?
«Лев и Лисица» («Иного так же мы боимся, поколь к нему не приглядимся») У страха глаза велики
- Какова тема?
- Какими вы представляете героев данной басни?
- Найдите в тексте просторечия. Для чего они тут употребляются?
«Петух и жемчужное зерно» («Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк»)
Чтение басни наизусть
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?
- Что это за жемчужное зерно?
- Что оно собой олицетворяет?
- Какие человеческие пороки (Как вы себе это понимаете?) высмеивает Крылов? (Невежество, обжорство, глупость, тупость, недальновидность)
- Какова мораль этой басни?
«Мальчик и змея» («И знай, с кем шутишь!») Не суй свой нос в чужие дела. Любопытной Варваре нос на базаре оторвали. Не шути с огнем!
Подготовка к чтению – жужжащее чтение. Чтение басни по ролям (команда № 1 – слова автора, команда № 2 – слова Змеи)
- Дайте характеристику главным героям басни.
- От чего нас предостерегает автор?
Работа с фразеологизмами по прочитанным басням.
– Какие вы знаете фразеологизмы, пословицы, которые соответствуют изображенным в баснях ситуациях?
– Итак, мы с вами знаем, что хотя в баснях Крылова действуют главным образом животные, поступают они как люди. И когда Крылов смеется над недостатками в поступках животных, в действительности он смеется над недостатками людей.
VI. Игра «Добро и зло»
На каждую группу раздаются фломастеры и карточки следующего содержания:
1 команда: ДОБРО
2 команда: ЗЛО
Задание: Составить словесный и художественный портрет человека доброго и злого соответственно заданиям карточек.
VII. Работа с терминами: ирония, юмор, аллегория, монолог, диалог, метафора, сравнение, гипербола, литота, просторечия, олицетворение.
– Какие художественные средства используются
Крыловым в басне?
– Постарайтесь найти в прочитанных баснях хотя
бы некоторые из данных изобразительно –
выразительных средств.
ЛИТЕР + ОБЩ VIII. Работа по технологии моделирующего обучения. Сочинение синквейна
Задание: Сочинить СИНКВЕЙН по теме:
1 группа «ЖАДНОСТЬ»
2 группа «ЗАВИСТЬ»
Беседа «Моральные поступки».
Чтение басни «Лягушка и Вол».
– Так к чему приводят жадность и зависть?
IX. Решение кроссворда о нравственных качествах «Качества личности»
Задание: Разгадать кроссворд. (Кто быстрее, по командам)
Кроссворд:
Примечание: должно получиться ключевое слово «Человек» – существо сознательное, разумное, владеющее собой, своими эмоциями и поступками.
X. Конкурс на лучшее знание басен Крылова «Кто кого?»
Задание:
– Назовите как можно больше басен Крылова. Кто
больше, тот победил.
– Назовите басни Крылова о медведе, лисе,
обезьяне, людях. Кто больше, тот победил.
XI. Сюжетно-ролевая игра «Суд над героем» по басне Крылова «Крестьянин и лисица» (над Лисой). Задание на ситуацию
Чтение басни «Крестьянин и Лисица» учителем.
Задание: Доказать свою позицию, приведя аргументы, цитаты из текста басни.
1 команда: Сторона защиты «Лиса права»
2 команда: Сторона обвинения «Лиса не права»
Познакомить учащихся со статьей 158 УК РФ «Кража»
Задание на ситуацию: Подготовить по группам обращение-совет (20 слов) тому, кто очень захотел что-то иметь и подумал о краже.
XII. Заключение «Беседа по вопросам»:
– Устарели ли сегодня басни И.А. Крылова?
Аргументируйте свой ответ.
– Что нового я узнал на уроке?
– Какие выводы для себя сделал?
– Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Крылова «К другу моему».
Чинов я пышных не искал;
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе, –
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе, –
Чин человека – в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой;
Его достойно сохранить
Считал одной неложной славой…И.А. Крылов. К другу моему. 1973 г.
– Так какова, по мнению Крылова, самая главная
ценность? (Быть человеком)
– А какими качествами (добродетелями) должны
обладать мы с вами, чтобы с гордостью носить имя
Человек?
XIII. Подведение итогов урока
Подсчет фишек, заработанных командами (у кого больше, те получают оценку «5»)
– У кого фишек меньше, капитан определяет самых активных участников урока. Им ставится оценка «5», остальным члена проигравшей команды «4».
Примечание: Так как урок интегрированный, то оценка ставится сразу по двум предметам: по литературе и граждановедению.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение «Что значит быть настоящим Человеком?»